Индекс потребительской лояльности NPS – что это, как считать


Что такое индекс потребительской уверенности?

Индекс уверенности потребителей (Consumer confidence index, CCI) – экономический индикатор, основанный на опросах потребителей, показывающий общее состояние экономики и ожидания населения: насколько люди уверены в завтрашнем дне, в стабильности своих доходов, готовы ли к расходам на покупки. Считается, что чем лучше развивается экономика, тем индекс уверенности потребителей выше. И наоборот, чем хуже идут дела, тем больше люди склонны сохранять и меньше тратить.

Изучаем потребительскую активность по месяцам!

Откроем новый год полезными изучениями! Активность покупателей, несомненно, зависит от множества индивидуальных факторов каждого магазина, но есть и некие усреднённые значения в течение года, которые мы и попытаемся рассмотреть.

Мы будем ориентироваться на интересную статистику исследовательских центров, но сразу договоримся — сильно не зацикливаться на чистых цифрах, а добавлять свои рассуждения и примеры из жизни.

Интересную диаграммку предлагает РБК на тему: Что покупают россияне в интернет-магазинах? В глаза сразу бросается низкий процент Продуктов питания, конечно же, продукты покупают чаще всего не через интернет, в реальных магазинах. Три самых больших сегмента занимают Бытовая техника, Одежда, Парфюмерия, книги и журналы. Товары для дома, украшения и часы, товары для хобби находятся в неутешительном сегменте 7%. Что ж, находим себя и свой товар в нужном сегменте и делаем выводы: стараемся привлечь онлайн-покупателей уникальностью, качеством, ассортиментом, личным подходом, бонусами и прочими инструментами, таким образом увеличивая свою долю в сегменте. Звучит просто, на деле не так уж и легко, не правда ли?

Посмотрим продажи в интернете по регионам: ну понятно, Москва и Московская область занимает хорошую такую часть, треть по сравнению со всеми остальными регионами. Для увеличения продаж можно попытаться охватить Московский регион, если вы находитесь не в нём. Либо, если находитесь именно в нём — увеличивать объём продаж. Как? Реклама с таргетированием именно в нужно регионе, соответствующие хештеги, а впрочем это прямо-таки тема для отдельного обсуждения!

А это повседневные расходы россиян на товары первой необходимости по месяцам от Romir Scan Panel. Тут можно выделить небольшой пик в марте, большой пик в декабре и низкую активность летом — всё как в жизни. Конечно, хендмейд-товары чаще всего не являются товарами первой необходимости, поэтому обратимся ещё к одной диаграмме.

Это индекс свободных денег, то есть тех самых средств россиян, которые они используют для покупки товаров НЕ первой необходимости, так называемые вторичные затраты. Интересная штука — кроме декабря и сентября присутствует заметный пик в июне, однако мастера, как мне кажется, не могут заявить о высоких продажах в этот период, скорее наоборот — все свободные средства летом идут на отдых, дачи, посадки, цветы, благоустройство участка, летний дом. Видимо, этим и объясняется отсутствие высокой потребительской активности летом несмотря на наличие свободных сумм.

Диаграмма среднего чека также отмечает увеличение активности после лета только к сентябрю — все готовятся к школе, очень сильный всплеск активности в декабре — новогодняя лихорадка, ну и небольшой подъём в марте, который конечно же обусловлен в основном подготовкой к Международному женскому дню.

Итак, наши выводы? Очень просты!

Хорошая реклама, новинки и максимальная активность — в пиковые месяцы. Таковых выделим три в году: Декабрь (Новый год), Март (8 Марта) и Сентябрь (1 сентября, школа).

В остальные месяцы будут очень хороши различные акции, распродажи, дополнительные бонусы, стимулирующие на покупку, а также необходимо учитывать сезонность: летом, когда все покупки крутятся вокруг сада-огорода-пляжа, никто не будет приобретать новогодний декор или варежки, и наоборот — чуть ли не с октября начинается подготовка к Новому году, продать в этот момент летнюю шляпу будет весьма затруднительно. Поэтому стараемся успеть за сезоном и подготовить соответствующие товары к продаже в нужный момент.

P.S. Все приведённые данные являются очень усреднёнными, помните, что вам нужно самим сделать свои выводы и поправки, относящиеся именно к вашему виду рукоделия, принимая во внимание его особенности и нюансы.

Зачем нужен индекс CCI?

Изменения в индексе уверенности потребителей – хороший сигнал для товаропроизводителей. Исходя из него строятся планы наращивания либо сокращения производства. Кроме того, индекс помогает инвесторам принимать решения по выбору инструментов для инвестирования. Например, рост индекса может расцениваться как сигнал к приобретению акций определенного ряда компаний.

Традиционно индекс потребительской уверенности используется для прогнозирования тенденций в области занятости и общего состояния экономики, считается опережающим индикатором делового цикла.

Прогноз

Учитывая экономический кризис, который развивается из-за нестабильности на нефтяном рынке, а также из-за пандемии коронавируса, давать какие-либо положительные прогнозные данные на сегодняшний день не приходится. К тому же курс доллара за 1 квартал 2020 года вырос более, чем на 10%. В связи с чем на официальном государственном уровне было заявлено о грядущем повышение цен на продукты питания от 5% до 20%. И, естественно, что это самым негативным образом скажется на покупательской способности граждан страны.

Как индекс потребительской уверенности рассчитывается в США?

Агентство Conference Board рассчитывает индекс уверенности потребителей на основании данных опроса около 5 тысяч домашних хозяйств США. Данные отражают потребительское мнение по вопросам динамики рынка труда, бизнес-климата и состояния экономики. Индекс является опережающим индикатором потребительских расходов и экономической ситуации в целом. Рост показателя The Conference Board Consumer Confidence Index свидетельствует об увеличении потребительского доверия.

Особое внимание участников рынка привлекают резкие отклонения индекса потребительской уверенности. Знаковым уровнем для Consumer Confidence Index является отметка 93 – среднее значение за 20 лет. Выход индекса ниже этой цифры может усилить рост склонности к риску и спровоцировать продажи долларов для покупки акций.

Нахождение индекса на более высоких уровнях может быть расценен как дополнительный сигнал к ужесточению монетарной политики ФРС и усилить позиции американского доллара.

  • Дата публикации: каждый последний вторник месяца в 18:00 мск;
  • Источник: US Conference Board
  • Веб сайт: https://www.conference-board.org/data/consumerconfidence.cfm
  • Значимость: высокая.

Рост индекса CCI приводит к укреплению доллара США, повышению биржевых индексов, оказывает влияние на мировые фондовые биржи.

Пример расчета и использования индекса лояльности NPS

сухие строительные смеси

В качестве примера приведем исследование компании, производящей сухие строительные смеси. Опрос проводился среди корпоративных клиентов. Были получены результаты анкетирования среди 3 крупных застройщиков, 28 организаций, оказывающих услуги субподряда, и 35 магазинов.

При проведении исследования не учитывались такие факторы, как статус клиента (крупный, средний или малый бизнес), территориальность и объем поставок. В результате были выделены три группы опрошенных:

  • 25 промоутеров;
  • 36 нейтралов;
  • 5 критиков.

Посчитаем индекс лояльности клиентов NPS:

NPS=(25-5)/66*100%=30%.

Неплохой показатель, но и не очень высокий, учитывая небольшую конкуренцию в этом сегменте рынка.

Какие выводы следует сделать? Производитель сухих смесей принял решение сделать упор на нейтралов. С ними была проведена работа:

  • система скидок для постоянных клиентов;
  • подарки за повторное обращение в компанию;
  • ежемесячная рассылка с выгодными предложениями.

Промоутерам был присвоен статус VIP-клиентов, предусматривающий гибкую систему цен, ежеквартальные бонусы, подарки к праздникам. К каждому такому покупателю прикреплен персональный менеджер, который поддерживает связь с клиентом.

С каждым из критиков была проведена работа. Все претензии рассматривались в индивидуальном порядке, потери клиента компания старалась компенсировать. Например, за задержку поставки полагалось определенное количество товара сверх заказанного.

В результате через год были получены такие результаты (с учетом расширения зоны охвата рынка):

  • 42 промоутера;
  • 45 нейтралов;
  • 3 критика.

А индекс лояльности составил:

NPS=(42-3)/90*100%=43%.

Количество клиентов увеличилось на 36%:

(90-66)/66*100%=36%.

Индекс NPS вырос на 43%:

(43-30)/30*100%=43%.

Как видите, работа по повышению лояльности была проведена не напрасно.

Как индекс CCI рассчитывается в России?

Регулярные опросы потребительского поведения населения в России проводятся Росстатом с 1998 года ежеквартально (в феврале, мае, августе и ноябре) с охватом 5,0 тыс.человек в возрасте 16 лет и старше, проживающих в частных домохозяйствах, во всех субъектах Российской Федерации.

Анкета обследования включает вопросы о субъективном мнении респондента об общей экономической ситуации и личном материальном положении, о ситуации на рынках товаров (услуг) и сбережений. Ответы респондентов распределяются по следующим вариантам:

  • определенно положительные или определенно отрицательные (очень хорошее, очень благоприятное/очень плохое, совсем неблагоприятное);
  • скорее положительные или скорее отрицательные (хорошее, скорее благоприятное/плохое, скорее неблагоприятное);
  • нейтральные (среднее, «плюсов» и «минусов» одинаково).

Согласно методике Европейской Комиссии, рассчитываются значения частных индексов и обобщающего индекса потребительской уверенности населения.

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована, наряду с количественными статистическими данными, для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.

Что влияет на показатель NPS

Индекс потребительской лояльности – информативный показатель, указывающий на количество пользователей, выбирающих ваш продукт из других, примерно одинаковых по цене и качеству предложений конкурентов. Эта цифра зависит от политики лояльности, качества рекламы, доходов населения и многих других факторов.

Теперь, когда мы знаем, как считать индекс NPS, разберемся, как его повысить. Инструменты стимулирования спроса известны всем – это различные бонусные баллы, призы, живое общение с клиентом и др.

Нередко баллы особого смысла не имеют. Так, в зоомагазине, открывшемся недавно, я оформила карту для начисления бонусов. Когда накопилось немало, и я решила их потратить, выяснилось, что баллами можно частично оплатить только те товары, которые имеют узкое направление и приобретаются крайне редко. То есть, оплатить корм для кота баллами невозможно, только игрушки, да и то определенные. Согласитесь, выгоды мало. Бонусы не должны носить формальный характер, они существуют для поощрения и удержания покупателя.

колл-центр

Другой важный момент. Нередко потребитель ставит компании низкую оценку из-за низкого качества обратной связи. Бесконечное ожидание ответа оператора, некомпетентность сотрудников колл-центра, общение с роботом – все это негативно влияет на лояльность. В эпоху цифровизации живое общение становится дефицитом, а для завоевания доверия потребителя это очень важно.

На показатель лояльности могут повлиять также рассылки. Мало кто захочет ежедневно получать электронные письма, даже если продукт очень понравился. Оптимальная частота рассылок – раз в неделю. Так вы напомните клиенту о себе, проинформируете его о новых интересных предложениях и в то же время не наскучите ему. Слишком частые рассылки многих раздражают, в результате клиент отписывается и теряет связь с компанией.

Что случиться с обществом потребления?

Пессимисты и социалисты пугают население неминуемым крахом общества потребления. Самая популярная теория заключается в том что сейчас только 1 миллиард из 7, живёт в обществе потребления, так называемый «золотой миллиард», но если активно потреблять начнёт вся планета, это приведет к быстрому истощению природных ресурсов, загрязнению планеты и другим проблемам. Ну а такие вещи как правило заканчиваются войной. Такое развитие событий наиболее вероятно если общество не перестанет необдуманно потреблять.

Есть и другая гипотеза, на мой взгляд, наиболее вероятная. Суть её в том, что населению надоест потреблять и произойдёт смена ценностей. Через несколько поколений люди в развитых странах забудут про то что такое недостаток пищи. Населению надоест играть в игры, смотреть кино и т.п. Вырастет несколько поколений воспитанных в достатке и для этих поколений будут нужны новые «развлечения». О логичности такого поворота событий говорит теория мотивации Энтони Робинса. В ближайшие десятилетия прогнозируется резкий отток жителей из крупных городов в деревни и села. Сейчас происходит обратная ситуация, недвижимость далеко от города резко дешевеет. Но по законам жизни «свято место, пусто не бывает», богатые уже уезжают из городов. Скоро эту тенденцию подхватит средний класс, после этого это станет «новым трендом». Возможно, уже наши дети начнут больше ценить природу в первозданном виде, а не телевизор и компьютер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: