Условия работы в России для иностранных инвесторов в 2021 году

Сложно переоценить плюсы привлечения инвестиций. Это и дополнительное финансирование крупных проектов, и обмен опытом, и доступ к современным технологиям и новым способам организации производства. Выгоду из вложения средств в экономику другой страны извлекает и иностранный инвестор. Чтобы представлять свои интересы в РФ, вкладчик должен уяснить свои права и ограничения, налагаемые местным законодательством.

Иностранные инвестиции в России

Заграничный капитал оказывает воздействие на национальную экономику, но последствия могут быть не только положительными. К недостаткам инвестиций относятся:

  • подавление местного производства;
  • деградация традиционных отраслей экономики;
  • отсутствие мотивации для разработки собственных технологий;
  • нанесение вреда экологии за счет организации «грязных» производств и т.д.

И в то же время на экономику России положительно влияют:

  • рост объема капиталовложений;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение числа рабочих мест;
  • расширение ассортимента продукции;
  • приток валюты;
  • дополнительные средства для финансирования госпрограмм;
  • укрепление международной репутации РФ;
  • заинтересованность новых инвесторов и т.д.

Чтобы сократить отрицательные последствия, был принят Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В нем содержится понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций, обсуждается режим деятельности компаний и другие аспекты вопроса.

Высокотехнологичное производство

Каталог также поощряет предприятия с иностранными инвестициями участвовать в высокотехнологичном развитии своей обрабатывающей промышленности.

Предлагаемый Национальный перечень включает или расширяет такие элементы, как производство определенных видов сырья, определенных компонентов и деталей, а также конечных продуктов – с упором на автомобильную, компьютерную, коммуникационную и электронную промышленность.

Читайте и другие НОВОСТИ КИТАЯ Почему технологии необходимы для поддержки бухгалтерского учёта вашей компании

Например, что касается производства автомобилей, то национальный список стремится добавить производство лидарных (световых детекторов и дальномеров) и миллиметровых (MMW) радаров, связанных с технологией автономного вождения, а также производство зарядных станций. В области производства компьютеров, средств связи и электроники в предложенный перечень добавилось производство интеллектуальных переносных устройств, интеллектуальных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), роботов для обслуживания клиентов, а также систем и оборудования для умного дома.

Иностранный инвестор: определение

Чтобы быть точными, следует различать термины «иностранный» и «зарубежный» капитал. В первом случае речь идет о средствах заграничных инвесторов, вложенных в экономику России, а во втором — о собственности российских вкладчиков, размещенной за рубежом. Таким образом, иностранный инвестор – это подданный другой страны, апатрид, или организация, принадлежащая к иному государству.

Инвестиции классифицируются согласно источникам их происхождения, форме собственности и могут быть:

  • частными (осуществляются приватными предприятиями, организациями, банками или отдельными гражданами);
  • государственными (займы и кредиты, предоставленные страной или группой государств).

Собственность иностранного инвестора в Российской Федерации может быть представлена в виде:

  • валюты;
  • недвижимости;
  • движимого имущества;
  • имущественных или корпоративных прав;
  • совместного с российскими вкладчиками предприятия;
  • интеллектуальной собственности;
  • ценных бумаг;
  • прав на проведение хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, земельных участков и других ценностей);
  • услуг;
  • информации.

Как указывается в вышеупомянутом законе, гражданская правоспособность иностранного инвестора-юридического лица определяется законодательством страны, где оно учреждено. То же касается отдельных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и других государств. Это значит, что они должны быть наделены правом заниматься заграничной предпринимательской деятельностью в соответствии с законами своей страны и подчиняться требованиям, содержащимся в федеральных актах.

Какие налоги платит инвестор

Делиться прибылью с государством — удовольствие сомнительное, но неизбежное. Какие налоги и когда платит инвестор, кто выступает налоговым агентом, разбираемся в этой статье.

Что влияет на налоговые ставки и облагаемые доходы?

В большинстве стран (кроме США) налоговые последствия инвестиций определяются резидентством, например, как в России.

Кто считается налоговым резидентом РФ? Физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, если оно находится на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. В 2021 году, правда, правительство РФ согласовало, что вы можете себя признать налоговым резидентом РФ, даже если пробыли тут всего 90 дней, для этого вам потребуется подать уведомление в налоговую.

Резидентством определяются следующие два момента:

  • вы платите в РФ налоги как с доходов, полученных от источников в России, так и от источников за рубежом;.
  • к большинству ваших доходов применяется ставка 13% (в противном случае для большинства доходов — 30%, для дивидендов от российских компаний — 15%).

С 2021 года с доходов, превышающих 5 млн рублей за год, будет взиматься налог по ставке 15%, кроме:

  • доходов от продажи имущества, КРОМЕ ценных бумаг;
  • доходов в виде дарения;
  • доходов в виде страховых выплат и выплат по пенсионным программам.

В отношении этих групп будет применяться привычная ставка 13%, сколько бы они ни составили.

В части зарубежных доходов есть тонкость: если с них за рубежом взимались налоги, то вам, если вы резидент, нужно проверить, заключила ли Россия с этой страной соглашение об избежании налогообложения. Если заключила (а у России такие соглашения есть с большинством стран), вы можете зачесть уплаченный за рубежом налог в счет уплаты НДФЛ в России.

Например, если в США с вас сняли налог 10%, то в РФ вам нужно будет заплатить лишь 3% (до ставки 13%; либо до ставки 15%, если ваш доход превышает 5 млн рублей за год). Если с вас за рубежом сняли больше, чем вы должны заплатить в РФ, то в России ничего доплачивать не нужно, останется только подать декларацию.

И еще одна тонкость. Если вы инвестируете в инструменты не в рублях, а в валюте, то налог с финансового результата будет считаться в пересчете на рубли.

Скажем, если вы купили акцию за 100 долларов и в день покупки 1 доллар стоил 30 рублей, а потом вы продали ее за те же 100 долларов, а доллар в день продажи стоил 70 рублей, то вы столкнетесь с налогом: 13% с разницы 70*100 — 30*100.

Налогообложение любых инструментов в иностранной валюте в части разницы между ценой покупки и продажи будет происходить через пересчет в рубли. Исключение: вклады в валюте и суверенные еврооблигации РФ, то есть государственные облигации РФ в иностранной валюте.

А теперь — к налогам для разных вариантов капиталовложений.

Вклады

Налогообложение доходов в виде процентов по банковским картам, накопительным счетам и по вкладам до 1 января 2021 года привязано к ключевой ставке ЦБ РФ (для рублей) и к ставке 9% (для валюты), а налоговым агентом, который считал и платил налог в бюджет, был банк.

  • Вклады, счета и доходные карты в рублях облагались по ставке 35% с превышения ключевой ставки плюс 5 процентных пунктов. Например, если ключевая ставка составляла 4%, то налогом облагался только доход с вклада со ставкой свыше 9% годовых, причем только в части, превышающей 9% годовых, — и это превышение облагалось по ставке 35%.
  • Вклады в валюте: если ставка по вкладу в валюте была выше 9%, то до 1 января 2021 года с превышения банк брал налог по ставке 35%.

С 2021 года все меняется. Вот как будет облагаться налогом процентный доход по банковским вкладам, накопительным счетам, картам и проч. Сперва надо посчитать неналогооблагаемый лимит процентов по всем банковским вкладам, картам, счетам на год: умножаем 1 млн рублей на ключевую ставку ЦБ РФ на 1 января года, по которому мы хотим посчитать лимит. Если на 2021 год, то умножаем ключевую ставку по состоянию на на 1 января 2021 года на 1 млн рублей. Допустим, ключевая ставка будет 4%. Значит, необлагаемый налогом лимит процентного дохода по всем вашим вкладам, счетам, картам на 2021 год — 40 тыс. рублей. Все, что вы получите в качестве процентов по всем вкладам, счетам, картам в 2021-м свыше этой суммы, будет облагаться по ставке 13%. Эскроу-счета и рублевые вклады со ставкой не выше 1% годовых (весь год) в расчете не участвуют.

Считать налог по процентному доходу будет уже не банк, как это было до 2021 года, а налоговая: начиная с 2022-го она будет в начале года получать от банков данные о том, кто кому какой процентный доход выплатил, и в конце 2022 года все физлица, у кого получилось превышение неналогооблагаемого лимита, получат от налоговой уведомление об уплате налога по ставке 13% с превышения. Заплатить его нужно будет самостоятельно, но сумму за вас посчитает налоговая.

Слитки, монеты, ОМС

Налогообложение по слиткам, монетам и обезличенным металлическим счетам.

  • Слитки и монеты: 13% с положительной разницы между ценой покупки и продажи. Декларацию подаете вы сами, налог считаете и платите вы сами. Но если вы владели ими три года и более, то к вам применяется имущественный налоговый вычет, вы не подаете декларацию и не платите налог.
  • Обезличенный металлический счет: 13% с процентов, если банк вам начисляет проценты по такому счету. Этот налог банк сам посчитает и заплатит за вас. И 13% с положительной разницы между продажей обезличенных граммов металла и покупкой, но в этом случае уже вы сами подаете декларацию и платите налог. Если владели этими обезличенными граммами три года и более, то не подаете декларацию и не платите налог, поскольку к вам применяется имущественный вычет.

Финансовые рынки

Напомним, разница между ценой покупки и продажи для инструментов в валюте считается в пересчете на курс рубля на день продажи и день покупки (кроме суверенных еврооблигаций РФ).

Если вы инвестируете через иностранную финансовую организацию, то она не является налоговым агентом в РФ, так что расчет налогов и уплата их, как и подача декларации, ляжет на вас.

Теперь подробнее о том, какие налоги нужно платить с доходов от инвестиционных инструментов.

Инвестиционные фонды (ПИФы и ETF)

Налог уплачивается при продаже паев фонда с полученной прибыли (разницы между ценой продажи и ценой покупки пая), взимается налог по ставке 13%, налоговый агент — управляющая компания (если это не биржевой фонд) или брокер/банк/УК, если это биржевой фонд, который вы купили на брокерский счет. Если фонд распределяет прибыль между пайщиками (это характерно для ЗПИФов недвижимости, так как на российском рынке фонды акций и облигаций не делают выплат), то с выплачиваемой пайщикам суммы управляющая компания взимает 13%.

Облигации

С положительной разницы между ценой продажи и покупки брокер/банк/УК взимает налог 13%.

Купонный доход облагается налогом по следующей схеме:

— до 1 января 2021 года:

  • государственные (ОФЗ — облигации федерального займа) и муниципальные облигации, включая суверенные еврооблигации РФ — 0% с купона, 13% с разницы цены покупки и продажи;
  • еврооблигации любых эмитентов, кроме суверенных еврооблигаций РФ, — 13% с купонного дохода и 13% с разницы цены покупки и продажи;
  • рублевые корпоративные облигации российских компаний на нашем российском рынке, 2021 года выпуска и ранее — 13% с купонного дохода и 13% с разницы цены покупки и продажи;
  • рублевые корпоративные облигации российских компаний на нашем российском рынке, 2021 года выпуска и позже — 13% с разницы цены покупки и продажи, купонный же доход облагается так: с превышения ключевой ставки 5%;

— с 1 января 2021 года: купонный доход по всем облигациям будет облагаться по ставке 13%. От суммы, вложенной в облигации, ставка не зависит.

Акции

Налог 13% с положительной разницы между ценой продажи и покупки взимает брокер/банк/УК. Дивиденды облагаются налогом следующим образом.

  • Если это российская компания, зарегистрированная в России, то она удерживает налог 13% с дивидендов. Правда, если она на выплату дивидендов использует прибыль, которая частично состоит из дивидендов от других компаний, то с этой суммы налог не удерживается. Так что вполне может быть ситуация, что вам выплатят дивиденды, с которых взяли 11% или еще меньше, потому что в них «зашиты» дивиденды от других компаний (налог с которых был уплачен компанией-акционером ранее). Примеры компаний, которые на дивидендные выплаты используют прибыль, состоящую частично из дивидендов от других , ФСК ЕЭС и т. д.
  • Если это российская компания, но она зарегистрирована не в России (скажем, в Нидерландах, в офшорных зонах и т. д. — см. «Полиметалл», X5 Retail Group и проч.), то с дивидендов она удерживает налог, установленный для ее юрисдикции: для Нидерландов это 15%, для офшоров 0% и т. д. Если с вас удержат налог — надо проверять, есть ли у РФ соглашение об избежании двойного налогообложения, чтобы понимать, доплачивать что-то в России или нет.
  • Если это зарубежная компания (типа AT&T и т. д.), она будет удерживать налог в соответствии с законами своей страны. Для американских компаний в большинстве своем действует правило: если вы заполнили через брокера/банк/УК форму W-8BEN, то американская компания с дивидендов возьмет 10% как с нерезидента США, и вам надо будет доплатить в РФ 3%. Если не заполнили — возьмут 30%. Исключения: дивиденды REIT (компаний, владеющих недвижимостью) в любом случае облагаются 30%, а дивиденды компаний организационно-правовой формы MLP/LP попадают под налог 37%, если вы не партнер компании, конечно (для них — 21%). Если это компании других стран, то надо смотреть законодательство соответствующей страны — так, немецкие компании с дивидендов берут 26,375%, французские — 28% и т. д.

Структурные продукты

Взимается налог 13% с выплат (если это продукт с регулярными выплатами) и 13% с прибыли как разница между суммой вложений и финальной полученной суммой.

Фьючерсы, опционы

Брокер удержит с нас 13% от прибыли.

Льготы по инвестиционным инструментам

Если вы приобретаете инвестиционные инструменты на ИИС с вычетом типа Б, то вы избегаете НДФЛ по ставке 13% со всех доходов, кроме дивидендов.

Если вы приобретаете паи открытых ПИФов под управлением российских УК либо покупаете ценные бумаги, допущенные к торгам на российском организованном рынке ценных бумаг, и держите их три года и более (можно отдавать в заем и РЕПО), то вы имеете право на льготу долгосрочного владения: вы сможете уменьшить прибыль на сумму инвестиционного вычета (3 млн за каждый год владения). Неважно, покупали вы бумаги на российском рынке или нет. Главное, чтобы вы купили бумаги, которые были допущены к торгам на российском рынке. Например, если вы купите акции AT&T на NYSE и продержите три года, то льгота будет действовать, так как эти акции допущены к торгам на российском рынке.

Есть еще специфические льготы.

  • Ценные бумаги высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики из реестра Мосбиржи имеют льготное налогообложение: прибыль от продажи таких бумаг не будет облагаться налогом, если ценные бумаги были у инвестора в собственности больше года и проданы до 1 января 2023 года. Либо если они были в собственности более пяти лет и проданы после 1 января 2023 года.
  • Необращающиеся ценные бумаги. Если инвестор к моменту продажи в течение пяти лет непрерывно владел акциями и они все это время были необращающимися, НДФЛ платить не нужно.

Страховые и пенсионные программы

Налогообложение по страхованию жизни и программам НПФ схожи.

  • Выплаты по пенсионным программам страхования жизни и НПФ, заключенным в свою пользу, не облагаются налогом, то есть вся заработанная страховой и НПФ прибыль достается вам без НДФЛ. Но если это программа в пользу третьих лиц, то вся выплата, а не только полученная за период программы прибыль, облагается по ставке 13%. Налоговый агент — страховая компания и НПФ.
  • Выплата по накопительному, инвестиционному страхованию в свою пользу и в пользу близких родственников облагается по ставке 13%, но только с дохода, превышающего ключевую ставку за период программы. Кто такие близкие родственники? Согласно Семейному кодексу РФ, это супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушка, бабушка и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры. Скажем, если вы вложили в инвестиционное страхование жизни 300 тыс. рублей и доходность программы составила за первый год 3,9%, за второй — 4%, за третий — 4%, а ключевая ставка все это время была 4%, то с вас не удержат налог, поскольку прибыль никогда не превышала ключевую ставку. Налоговый агент — страховая компания и НПФ.
  • Досрочное изъятие из страховки и НПФ облагается по ставке 13% с разницы полученной суммы и взносов. Допустим, вы внесли в инвестиционное страхование жизни 300 тыс., а через год передумали и попросили вернуть взносы. Скорее всего, вам вернут меньше 300 тыс. И тогда у вас не будет налога, так как вам вернули меньше, чем вы внесли. А вот в НПФ, скорее всего, вы изымете больше, чем вложили, так что с прироста у вас удержат 13%. Даже если налог и возникнет, то его считают страховая и НПФ, вам не требуется ни декларацию заполнять, ни налог платить.

Кто может быть инвестором

На вопрос, может ли иностранный субъект быть инвестором, российским законодательством дается положительный ответ.

Право получить статус субъекта инвестиционной деятельности могут не только инвесторы, но также подрядчики, заказчики, пользователи объектов капитальных вложений и прочие лица, в том числе иностранные.

Стать инвестором можно только в том случае, если сфера инвестирования входит в перечень, предусмотренный законом. Вложение иностранного капитала невозможно в некоторые объекты гражданских прав из-за ограничений в обороте в РФ.

Например, иностранным инвестициям не доступны следующие области капиталовложений:

  1. Приобретение патентов, лицензий, торговых марок зарубежных фирм.
  2. Покупка ценных бумаг, принадлежащих заграничным компаниям или физическим лицам.
  3. Экспорт товаров.
  4. Вложение средств в предприятия, расположенные за пределами РФ.

Если же юридическое или физическое лицо принадлежит к числу тех, кто рассматривается по российскому законодательству в качестве иностранного инвестора, вполне достаточно, чтобы они существовали в правовых формах, признанных действительными в государстве их происхождения. Федеральное законодательство не требует, чтобы их правовая форма соответствовала принятым в России формам организации юрлиц.

Основные объекты инвестирования

Иностранный инвестор вправе вкладывать средства на территории РФ в любой форме, не запрещенной законодательством. Он может принять участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности посредством приобретения прав или доли собственности в уставном капитале компании, купить акции, вложить средства в совместные предприятия, выдавать кредиты юрлицам и т. д.

Принято разделять инвестиции на:

  1. Прямые (вклады физических/юридических лиц, полностью владеющих компанией или контролирующих от 10% акций/уставного капитала фирмы).
  2. Портфельные (приобретение на менее 10% паев, акций, векселей, облигаций, относящихся к уставному капиталу компании).
  3. Прочие (инвестиции, которые не относятся к упомянутым категориям вложения капитала: кредиты иностранных инвесторов и прочие поступления средств, принадлежащие международным финансовым организациям, правительствам иностранных государств).

Свыше 60% поступлений сосредоточены в Центральном Федеральном округе. С большим отрывом (8% и 10%) за ним следуют Уральский и Северо-западный Федеральный округ. Хуже всего обстоит дело с инвестированием объектов, действующих на Северном Кавказе (0,03%).

Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются прямые инвестиции (свыше 40% средств), второе место занимает третья категория капиталовложений (около 37%). Проанализировать рынок возможных вкладов в российские предприятия иностранным инвесторам помогают посредники.

Один из способов привлечь крупные вложения в экономику России — соглашение о разделе продукции (СРП), благодаря которому основными объектами вложения средств остается добыча нефти и газа. На их долю приходится почти 90% всех заграничных инвестиций.

Если инвестор планирует стать пользователем недр, он принимает участие в конкурсе (аукционе), который проводится федеральными органами. Получив в пользование определенный участок, он должен подписать соглашение, в котором указываются:

  • условия сотрудничества;
  • порядок раздела продукции;
  • срок предоставления прав на ведение работ;
  • обязательства инвестора в отношении найма подрядчиков, перевозчиков, рабочих.

Иностранный инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, приобретает права на разработку участка недр, например, месторождения полезных ископаемых. Для него предусматривается особый порядок налогообложения (налог на прибыль и регулярные платежи за пользование недрами).

СРП состоит из двух этапов: периода инвестиций (только внесение платежей) и возврата капитала (налоги и платежи). На втором этапе продукция разделяется на компенсационную и прибыльную, а инвестору начинают возвращаться затраченные средства. Если каждый участник соглашения действует в рамках требований, указанных в законе, инвестору гарантированы стабильные условия работы, а государство получает оговоренную долю продукции.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Как следует из положений федерального законодательства РФ, зарубежные вкладчики имеют такой же правовой статус, как и российские. Кроме того, государство обещает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России будет благоприятным для вкладчиков из-за рубежа. Они могут:

  • самостоятельно определять объемы и направление вкладов;
  • заключать договора с другими инвесторами;
  • владеть и распоряжаться объектами и результатами вложений;
  • передавать по договору/контракту права на осуществление и результаты капитальных вложений;
  • контролировать целевое использование средств;
  • беспрепятственно выводить за пределы РФ средства в иностранной валюте;
  • объединять собственные средства с капиталом других инвесторов и т.д.

Государственная политика в сфере иностранных инвестиций претворяется в жизнь Правительством РФ. Именно этот орган власти:

  • определяет меры по контролю деятельности субъектов;
  • ведает введением запретов/ограничений на осуществление инвестиций и издает законопроекты;
  • решает, какие проекты имеют приоритетное значение;
  • регулирует взаимодействие инвесторов с отдельными субъектами РФ;
  • создает и координирует программы по привлечению новых инвестиций.

Наряду с законом «Об иностранных инвестициях» правовое положение иностранных инвесторов в РФ регулируется многочисленными положениями и подзаконными актами.

К наиболее значимым можно отнести п. 4 ст.1 части первой ГК РФ от 30.11.1994, ст. 210 АПК РФ от 5.05.1995 и ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11.06.1964.

Кроме того, существуют еще и международные (зачастую двусторонние) соглашения, которые оговаривают аспекты взаимного признания прав и обязанностей юридических лиц, определяют их статус, режимы функционирования.

Принято выделять два главных типа режимов: абсолютные и относительные, но чаще используется вторая классификация. Самыми распространенными схемами можно считать национальный режим и принцип наибольшего благоприятствования.

Что предусматривает национальный режим

Согласно Конвенции о защите прав инвестора, подписанной 28 марта 1997 г., на иностранных вкладчиков распространяется национальный режим. Принцип этого юридически обязательного положения устанавливается международными договорами и соглашениями, а также федеральными законодательными актами.

Национальный режим, предоставляемый для иностранных инвесторов в РФ, предполагает, что подданные другой страны, лица без гражданства и юридические лица обладают такими же правами и обязанностями, как российские граждане и компании.

Этот принцип закреплен в Гражданском Кодексе и Конституции РФ.

При определении правового статуса иностранных инвесторов национальный режим является главным принципом. Чаще всего он применяется в отношении:

  • авторских и смежных прав;
  • хозяйственной деятельности иностранных вкладчиков;
  • товаров иностранного производства;
  • свободного доступа в судебные органы;
  • правовой помощи;
  • социального обеспечения.

Правительство устанавливает границы применения этого принципа с учетом интересов страны, а также с целью исключить злоупотребление иностранными вкладчиками своими правами. Различают следующие виды изъятий для иностранных инвесторов: изъятия стимулирующего и ограничительного характера. Указанные меры и льготы устанавливаются российским законодательством.

В чем заключается принцип наибольшего благоприятствования

В отличие от национального режима, стирающего грань между правами заграничных и отечественных инвесторов, принцип наибольшего благоприятствования уравнивает положение зарубежных организаций и иностранных граждан. В то же время привилегированный правовой режим, в частности, предоставляет иностранным инвесторам одной страны те же права, что получили вкладчики другого государства. Все они вправе рассчитывать на льготы при ввозе оборудования и сырья, освобождение от таможенных налогов и пошлин и т.д.

Воспользоваться преимуществами этого режима могут инвесторы, вкладывающие средства в слаборазвитые отрасли экономики, предприятия, расположенные в труднодоступных регионах со слаборазвитой инфраструктурой и требующие крупных капиталовложений.

Для чего нужны инвестиции из-за рубежа

Внешние инвестиции — это прямой путь к развитию экономики страны. Так, Россия делает быстрые шаги по увеличению притока иностранного капитала в последние годы. Создается множество объединенных российско-японских, российско-китайских, российско-европейских, российско-арабских фондов, и вложения в эту сферу только за 2021 год превысили 1,4 трлн рублей.

Выгода от сотрудничества с иностранными инвесторами — прямая: как для самих инвесторов, так и для предприятий и стран, в чью экономику вкладывают деньги. Предприятия увеличивают производственные мощности, расширяют спектр услуг и товаров, внедряют новые технологии, переходят на новый уровень обслуживания, могут обучать сотрудников новым принципам и схемам деятельности.

На Западе, например, отточены логические и маркетинговые схемы, а на Востоке активно внедряются уникальные инновационные технологии. Этот опыт перенимают российские компании, повышая стоимость товаров и услуг, предлагая новые линейки продуктов. В масштабе страны это выгодно: растет конкурентоспособность, а потребители получают продукцию лучшего качества и ассортимента.

И самый важный момент: компании, которые сотрудничают с иностранными инвесторами в России, в настоящее время получают мощную поддержку со стороны государства. Прежде всего — юридическую, а также финансовую.

Для привлечения иностранных инвестиций предприятие должно разработать стратегический план развития компании, направления деятельности и грамотные инвестиционные предложения, которые заинтересуют вкладчиков из-за рубежа.

Но для России привлечь иностранных инвесторов, в принципе, не является особенной проблемой. Наша страна — источник многочисленных ресурсов, и зарубежные партнеры охотно участвуют в инвест-проектах.

Основные направления вложения средств в России:

  1. Предприятия и заводы, которые ориентированы на добычу природных ресурсов
  2. Вложения в акции и облигации крупнейших компаний
  3. Интеллектуальные инвестиции (гранты и льготы для российских студентов и ученых, чьи потенциальные навыки и разработки принесут ощутимую прибыль в будущем). Сюда же можно отнести стартапы, которые спонсируют крупные фонды и частные иностранные инвесторы. Примером служит знаменитый Фонд Сороса.

Иностранные партнеры часто заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и не рассчитывают на быструю окупаемость проектов. Большинство из них являются стратегическими инвесторами: их целью является частичный или полный контроль сегмента рынка.

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Чтобы не допустить возникновение разрушительных последствий для экономики государства, в РФ существует комплекс мероприятий, контролирующих процесс и сферы вложения капитала. Так, в России практикуется:

  • запрет на допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики;
  • процедура аккредитации, нотификации и лицензирования;
  • запрет на ведение деятельности в определенных сферах экономики;
  • обязательное долевое участие государства в предприятиях, финансируемых зарубежным вкладчиком;
  • установление особого фискального режима;
  • применение концессионных соглашений;
  • контроль всех видов деятельности иностранного инвестора, связанных с разработкой недр и естественных богатств.

Кроме того, государственные органы следят за соблюдением требований, предъявляемых к вкладчику.

Банковская деятельность

Российские власти не возражают против вложения средств и иностранных компаний в уставной капитал отечественных банков. Однако если раньше максимальная доля капитала достигала 50%, то с января 2021 года, согласно порядку, указанному в ст. 18 закона № 372-ФЗ «О банках и банковской деятельности» предельный объем таких вкладов составил 13,44%. Эта цифра обусловлена обязательствами, принятыми РФ при присоединении к ВТО.

Некоторые иностранные инвестиции не учитываются при определении квоты. Как сообщает Центробанк России, доля участия иностранного капитала будет рассчитываться ежегодно.

В инвестировании медиа-бизнеса

С 2021 года вступили в силу поправки в законе о средствах массовой информации. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в российских СМИ не может превышать 20%, хотя до этого времени она составляла 50%.

Действие этих поправок затронуло около 1 000 СМИ с иностранными акционерами. Ограничение вынудило крупные компании пересмотреть структуру акционеров или сменить собственников. Изменения коснулись холдинга «СТС Медиа», печатной прессы (российского издания Forbes, «Ведомостей», The Moscow Times). Рынок покинули NBC Universal и AMC Network.

Участие в страховом бизнесе

Страхование — особая отрасль экономики, цель которой состоит не только в защите имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, но и в создании прочной хозяйственной среды, без которой невозможен экономический рост. Страховой бизнес способствует укреплению финансовой системы РФ за счет постоянных инвестиций в экономику, в том числе иностранных.

Государство строго регламентирует деятельность зарубежных субъектов в страховой отрасли, органы страхового надзора контролируют объем рынка данных услуг (квоты на допустимый размер доли иностранных инвестиций).

Квота рассчитывается как отношение размера вклада инвестора и их дочерних обществ в уставном капитале страховых компаний (СК), к совокупному уставному капиталу СК. Как указывается в п.3 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в РФ», если указанная квота составляет более 50%, органы страхового надзора не лицензируют деятельность СК, являющихся дочерними обществами по отношению к основным организациям-инвесторам или те, у которых доля инвесторов в уставном капитале превышает 49%.

Этот же документ гласит, что оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций страховых компаний может осуществляться только в российских рублях.

В добыче алмазов

Территории, на которых находятся месторождения алмазов, входят в перечень участков недр федерального значения, поэтому получить право на разработку смогут только лицензированные компании.

Как следует из поправок в федеральный закон «О недрах», доступ к месторождениям предоставляется компаниям, в которых инвесторы из-за границы контролируют не более 25% капитала.

Раньше этот порог составлял 10%, но чтобы привлечь стратегических зарубежных вкладчиков в добывающие отрасли, пришлось пойти на уступки. Хотя увеличение доли заграничных инвесторов в управлении компанией не позволит им принимать ключевые решения, эти изменения позволят стимулировать процесс изучения недр и производства минерально-сырьевой базы РФ.

Инвестирование в стратегические общества

Российское законодательство не запрещает вкладчикам осуществлять инвестиции в виде покупки долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ (ХО) со стратегическим значением, и совершении других сделок, предоставляющих им контроль над такими обществами. В ноябре 2014 года Президент РФ подписал проект поправок в закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ, который упрощает порядок инвестиций, но в то же время предписывает:

  • согласовывать сделку с Правительственной комиссией (ст. 7);
  • уведомлять уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14).

Порядок уведомления содержится в постановлении Правительства РФ от 27.10. 2008 № 795 и предусматривает передачу данных о компании, обладающей акциями (долями) в ХО, и о лицах, контролирующих его.

В сфере землепользования

Принцип национального режима распространяется и на вопросы права собственности. В целом, инвесторы могут покупать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, владеть и пользоваться им на тех же условиях, что российские граждане и юридические лица, но при некоторых ограничениях.

Как правило, эти ограничения затрагивают право собственности на землю. В главе 1 Закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что такие лица не могут приобретать в собственность земельные участки, входящие в перечень земель сельхозназначения.

Риски для иностранных инвесторов и российских партнеров

В любой инвестиционной деятельности присутствуют риски. Но для иностранных вкладчиков и владельцев бизнеса в России они отличаются.

Виды инвестиционных рисков для компаний-инвесторов.

Чистые риски
Название риска Определение термина Примеры рисков
Риск физического ущерба Форс-мажорные обстоятельства и действия различных лиц, которые влияют на стоимость и ликвидность активов. Наводнения, пожары, природные катастрофы, рэкет, хакерство, кражи и так далее
Регуляторный риск Изменения в политике государства, его законах и правовом воздействии на экономику Изменения законов не в пользу деятельности компаний, уменьшение льгот, повышение ставки рефинансирования
Экономический риск Негативное влияние на деятельность компании в финансовых вопросах Инфляция, конкуренция со стороны поставщиков аналогичных товаров, изменение спроса
Спекулятивные (инвестиционные) риски
Название риска Определение термина Примеры рисков
Кредитные риски Риски, связанные с получением кредитов и займов Изменение процентной ставки в процессе выплаты кредитов, невозможность своевременного погашения платежей, судебные издержки
Риски первой стадии инвестиционного цикла Эксплуатационные, монтажные риски; риски, связанные с внедрением инфраструктуры Сбой при пуско-наладочных работах, замораживание процесса строительства, технические неполадки и недоработки
Предпринимательские риски Процентные, валютные, финансовые, коммерческие риски Очень обширный спектр рисков, в которые включены проблемы с поставками и реализацией, нехватка инвестиций, риск потери вложений, слишком большие проценты за использование лизинговых и арендованных мощностей и так далее.
Страновые риски Политические изменения в стране, куда осуществляются инвестиции Самая опасная группа рисков. Если в стране-реципиенте резко изменятся политические условия, инвестор может потерять все свои вложения. Сюда относятся межстрановые конфликты, войны, санкции и так далее

Для российского инвестора риски примерно аналогичные, с той разницей, что у него больше способов влияния на распределение и использование капитала. В российское предприятие можно вложить всего 10% акций и уже иметь возможность управлять деятельностью компании. Но российских инвесторов при этом защищают законы, в большей степени потому, что избыток иностранных инвесторов и их прямое влияние на экономику опасно для страны. Поэтому для иностранных инвесторов всегда существуют определенные ограничения. У российских инвесторов на территории своей страны больше полномочий, а значит — меньше рисков. Кроме того, российским вкладчикам государство предоставляет дополнительные гарантии и льготы, отчего привлечение иностранного инвестиционного капитала становится выгодным.

Льготы для вкладчиков

Налоговые льготы — очередной способ стимулирования зарубежных владельцев капитала. Предоставление иностранным инвесторам льготных кредитов или гарантий по кредитам является для них отличной финансовой мотивацией.

Размер и условия предоставления льгот зависят от доли вкладчика в уставном капитале организации. Согласно ст. 5. закона «Об иностранных инвестициях в РФ», если инвестор владеет 10% и более доли в уставном капитале организации, то при реинвестировании он может пользоваться всеми льготами, перечисленными в этом законе. Аналогичные условия распространяются на российские компании, получающие статус организации с заграничными вкладами.

Кроме того, льготы для иностранных инвесторов могут быть нетарифного характера. Например, если капитал компании на 30% состоит из зарубежных инвестиций, она вправе экспортировать произведенную продукцию без лицензии.

Региональные льготы

Федеральные власти допускают, чтобы органы самоуправления субъектов РФ в пределах своих полномочий на региональном уровне:

  • предоставляли зарубежным вкладчикам льготы и гарантии;
  • финансировали и иными способами поддерживали инвестиционные проекты иностранных вкладчиков.

Для этого они могут использовать местные бюджетные средства, бюджеты субъектов РФ и внебюджетные материальные ресурсы.

Налоговые уступки для резидентов особых экономических зон

Как сообщается на , для резидентов особых экономических зон предусмотрены специальные льготы. Так, они облагаются пониженными налоговыми ставками на прибыль, на 5-10 лет (в зависимости от зоны) освобождаются от уплаты налога на имущество, если оно создано или куплено для ведения бизнеса на территории зоны, находится и используется в пределах этой зоны;

Некоторые субъекты РФ освобождают резидентов от уплаты транспортного налога.

На федеральном уровне вкладчики на срок от 5 до 10 лет могут быть освобождены от уплаты земельного налога, если участок находится на территории особой зоны.

Кроме того, некоторые инвесторы могут получить дополнительные льготы в виде ускоренной амортизации и пониженных тарифов страховых взносов.

Льготы для предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности

Ст. 16. закона об инвестициях содержит перечень льгот при уплате таможенных платежей и другие уступки. Чтобы их получить, инвесторы должны реализовать приоритетные инвестиционные проекты (крупные вложения в производственную и социальную инфраструктуру, высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности) в согласии с таможенным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

Так, ввоз в РФ оборудования и запчастей к нему не облагается налогами, если это имущество является вкладом в уставной капитал организации.

Привилегии для резидентов «Сколково»

Выгодно ли инвесторам участвовать в проекте «Сколково»? В последние годы этот комплекс стал центром российской инфраструктуры развития научно-технических инноваций. Участников проекта ожидают привлекательные налоговые уступки.

К тому же, согласно поправкам к закону от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об инновационном », предельная доля участия заграничных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий возросла с 25 до 49%.

Льготы для внешних инвесторов

Помимо общих мер налогового стимулирования, установленных в отношении как внутренней, так и внешней инвестиционной деятельности, законодательством предусмотрены отдельные виды налоговых льгот для инвесторов в РФ из других государств.

Согласно положениям действующих двусторонних договоров, заключенных с иностранными государствами, при осуществлении зарубежной компанией своей деятельности в России через постоянное представительство, налогообложению подлежит только та часть дохода, которая относится к хозяйственной деятельности данного представительства. Таким образом, исключается двойное налогообложение организаций с иностранным капиталом.

Кроме того, некоторые виды льгот предусматриваются Налоговым кодексом России.

Так, согласно п. 1 ст. 149 НК РФ, не облагаются налогом услуги по сдаче помещений в аренду аккредитованным у нас иностранным компаниям или гражданам, но только в случае, если аналогичная преференция установлена для российских физических и юридических лиц на территории данного иностранного государства.

Кроме того, не подлежат уплате НДС при ввозе на таможенную территорию России некоторые виды имущества в натуральной и денежной форме, полный перечень которых регламентирован ст. 150 НК РФ.

Доходы иностранной компании, не имеющей постоянного представительства в России, от продажи товаров и иного имущества (за некоторыми исключениями), осуществления работ либо оказания услуг на территории нашей страны, не подлежат налогообложению у источника выплаты (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Для справки: отдельные льготы по налогообложению иностранных инвесторов, которые участвуют в соглашениях о разделе продукции, указываются также в главе 26.4 НК РФ.

Принципы налогообложения иностранных инвесторов

Как указано в ст. 246 Налогового кодекса РФ, инвесторы, ведущие бизнес в России через представительство и получающие доход, должны уплачивать налог на прибыль. Налоговые агенты обязаны вовремя перечислять налоги в бюджеты или внебюджетные фонды, информировать налоговиков о невозможности взыскать налог с налогоплательщика, учитывать выплаченные налогоплательщикам доходы и т. д.

Юридические лица, который получают инвестиции из-за рубежа, должны своевременно предоставлять в Банк России данные о прямых инвестициях, в том числе идентификационный код прямого инвестора в иностранном государстве и другие сведения о предприятии прямого инвестирования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей считается нарушением законодательства РФ.

Чтобы привлечь инвестиции и увеличить налогооблагаемую базу, некоторые субъекты РФ (Новгородская и Тверская области, Чувашия, Татарстан, Санкт-Петербург и Екатеринбург) практикуют налоговые каникулы для иностранных инвесторов — полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль на определенный период после вложения средств. Временное ограничение притока денег в бюджет компенсируется благодаря созданию дополнительных рабочих мест, развитию инфраструктуры и производства, внедрению передовых технологий.

Ознакомьтесь подробнее с информацией о .

О правах иностранных инвесторов

Зарубежный вкладчик обладает немалой свободой действий на территории РФ. Например, он

вправе приобретать акции коммерческих организаций и государственные ценные бумаги, принимать участие в приватизации объектов собственности, арендовать земельные участки, использовать недвижимость и природные ресурсы страны. Более того, в российском законодательстве содержатся основные гарантии прав заграничных вкладчиков на территории государства.

В соответствии с законами РФ, иностранный инвестор имеет право вывезти из страны имущество и информацию, первоначально ввезенные в Россию в качестве иностранной инвестиции.

В этом случае на него не распространяются принципы квотирования, лицензирования и применения других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Рассмотрим подробнее основные права зарубежных вкладчиков.

Суброгация

Главная проблема международного инвестиционного права — обеспечение защиты вкладов. Ни один инвестор, вкладывающий капитал в нестабильную российскую экономику, не застрахован от применения ограничений или мер принудительного изъятия: национализации, реквизиции и т.д.

В какой-то мере защитить права иностранного инвестора может принцип суброгации, который действует в инвестиционном законодательстве праве отдельных стран и международном праве.

Риски могут быть политическими/некоммерческими (военные действия, гражданские беспорядки, национализация и другие формы принудительного изъятия собственности). Обычно страхованием инвестиций в этом случае занимаются государственные или международные страховые организации, действующие от имени страны-экспортера капитала.

Схема гарантирования инвестиций на национальном и международном уровнях подразумевает заключение страхового договора между инвестором и гарантирующим органом.

Компенсация при реквизиции или национализации

В целом имущество вкладчиков нельзя изъять, реквизировать или национализировать. Инвесторы вкладчики вправе требовать возмещения убытков, понесенных из-за незаконных действий или бездействия государственных органов и должностных лиц.

При реквизиции или национализации имущества иностранному инвестору выплачивается полная стоимость реквизируемого имущества и другие убытки. Если обстоятельства, в связи с которыми производится реквизиция, больше не действуют, зарубежный вкладчик может обратиться в суд с требованием возвратить сохранившееся имущество. При этом он обязан вернуть полученную сумму компенсации, учитывая потери от снижения стоимости собственности.

Компенсация за изъятие инвестиций, предоставленных иностранными инвесторами, должна выплачиваться в предельно короткие сроки, без необоснованной задержки.

Применение стабилизационной оговорки

Для налогообложения инвесторов характерно действие «стабилизационной оговорки» — важной гарантии инвестиций, направленной против ужесточения налогового бремени. Эта особенность налогообложения учитывается и применяется судами, рассматривающими споры, связанные с защитой иностранных инвесторов.

Применение стабилизационной оговорки к иностранному инвестору защищает интересы вкладчика от ужесточения законов страны-реципиента, регулирующих режим инвестиций. Если национальное законодательство изменяется в неблагоприятном для инвестора направлении, он может рассчитывать на отсрочку применения этих изменений.

Впервые стабилизационная оговорка обсуждалась в ст. 14 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ее применение в новом Законе об иностранных инвестициях зависит от ряда условий. Этот принцип:

  • распространяется на коммерческие организации с заграничными инвестициями в объеме не менее 25% в уставном капитале и на инвесторов/организации, вложивших средства в приоритетные проекты.
  • применяется при ужесточении совокупной налоговой нагрузки или режима запретов и ограничений в отношении зарубежных вкладов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на дату начала финансирования проекта;
  • гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (не более 7 лет со дня начала инвестирования капитала в проект).

Использование доходов от инвестиций

Иностранный инвестор может свободно использовать свои доходы и прибыли на территории РФ для любых не противоречащих российскому законодательству целей. Перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других полученных средств в иностранной валюте, а также реинвестирование полученной прибыли инвесторами нерезидентами относится к основным правам вкладчиков.

Доходами от инвестиций считаются:

  • прибыль, дивиденды, проценты;
  • денежные суммы, полученные во исполнение обязательств по договорам и другим сделкам;
  • средства, полученные вкладчиком после ликвидации компании или отчуждения вложенного имущества, имущественных прав и интеллектуальных прав;
  • компенсации, предусмотренные ст. 8 закона об иностранных инвестициях.

Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них

В законодательстве об иностранных инвестициях, а также международных договорах применяются различные подходы к определению понятия режима иностранных инвестиций. В одном варианте речь идет о национальном режиме.

В этом случае иностранным инвесторам предоставляется режим не менее благоприятный, чем отечественным инвесторам, иными словами, иностранные инвесторы приравниваются к отечественным. В другом варианте инвесторам одной страны предоставляется режим не менее благоприятный по сравнению с тем, который предоставляется инвесторам иного иностранного государства.

Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.).

Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях 1999 г., правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4).

Закон 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.

Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах, что не должна допускаться дискриминация.

В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР).

Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под “справедливым режимом” понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах.

Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов.

В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, “режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности”.

В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для осуществления допуска.

Предоставление соответствующего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список.

Общепризнано, что государственный контроль должен осуществляться в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.

В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется.

При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных государственных органов.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов на территории России, а именно:

– гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов (ст. 5);

– гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6);

– гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);

– гарантию участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);

– гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);

– гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);

– гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);

– гарантию использования на территории России и перевода за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);

– особо следует отметить наличие в Законе гарантий компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Законе 1999 г. формулируется следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества.

При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В отношении гарантии предоставления права на земельные участки ст. 15 Закона 1999 г. отсылает к законодательству РФ и субъектов РФ.

В литературе отмечалось, что в этом и в ряде других случаев примененный в Законе об инвестициях термин “гарантия” носит условный характер. Здесь, скорее, есть основания говорить об ограничениях.

При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает вопрос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на земельный участок, на котором находится или будет построено соответствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования.

Согласно ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка, однако Кодекс устанавливает определенные ограничения в отношении приобретения ими этих участков в собственность.

Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ. До установления такого перечня право собственности иностранцев на приграничных территориях не допускается.

Под особыми территориями понимаются территории, на которых находятся, в частности, объекты стратегического назначения, военные объекты.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ.

В случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Дипломные

Контрольные

Курсовые

Рефераты

Участки недр, континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды, при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Особый режим, установленный в России для иностранцев и иностранных юридических лиц в отношении права собственности на сельскохозяйственные земельные участки, полностью распространяется на иностранных инвесторов.

Они вообще не могут иметь право собственности на участки такого рода. Согласно правилам Федерального закона от 24 июля 2002 г. (вступившим в силу 27 января 2003 г.) “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” они могут обладать такими участками только на праве аренды (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2, ст. 3).

Кроме того только право аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предоставляется юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%.

Таким образом, если иностранный инвестор участвует в предприятии с иностранными инвестициями, созданном в России в качестве юридического лица российского права, и если иностранцу принадлежит более 50% капитала такого предприятия (независимо от того, в какой правовой форме оно создано: в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью), оно не может иметь право собственности на землю.

В отличие от права собственности на землю, аренда сельскохозяйственных участков иностранными инвесторами допускается. Договор аренды может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.

Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями, согласно ст. 15 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., на торгах (аукционе, конкурсе).

Практическое значение для иностранных инвесторов имеет признание их прав собственности на городские земли и участки, на которых находятся промышленные, торговые и иные объекты.

Несмотря на наличие изъятий, иностранные лица сохраняют право собственности на земельные участки, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок, в том числе в порядке приватизации.

Ранее в ряде регионов России земельные участки продавались российским юридическим лицам, контроль над которыми осуществляли иностранные инвесторы.

Из положений Земельного кодекса РФ и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. может быть сделан вывод о том, что в отношении иностранных юридических лиц, прежде всего иностранных инвесторов, обеспечивается большая правовая стабильность, чем ранее, когда соответствующие вопросы определялись многочисленными указами президента и законодательством субъектов Федерации, часто противоречивых по своему содержанию.

Однако установленная в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения обязанность иностранного инвестора произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на такой участок, которые не могут иностранному инвестору принадлежать на праве собственности в силу ст. 3 и 5 этого Закона, распространяется на иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также на российских юридических лиц, в уставном капитале которых доля этих лиц составляет более чем 50%.

Отчуждение должно быть осуществлено в течение года после вступления в силу Закона или, если участок был приобретен позднее, в течение года со дня возникновения права собственности у таких лиц.

Такое правило, установленное ст. 5 Закона, ослабляет правовую стабильность, поскольку прямо предусматривает обратное действие условий, менее льготных для инвесторов, чем это было ранее.

Важное значение имеет признание в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. принципа суброгации, применяемого при международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков.

Согласно этому Закону, если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требований) признается правомерным (п. 2 ст. 7).

Признание суброгации, как отмечалось в литературе, практически означает признание обязанности уплатить компенсацию за утраченные инвестиции иностранному государству как правопреемнику (цессионарию) инвестора.

Соответственно, государство, признающее суброгацию, будет проявлять повышенную осторожность в отношении иностранных инвестиций, чтобы избежать затем конфронтации с государством, которому инвестор цедирует свои права требования после выплаты ему страхового возмещения.

Новым по сравнению с Законом “Об иностранных инвестициях в РСФСР” 1991 г. в Законе 1999 г. является включение в него так называемой дедушкиной (от англ. grandfathers), или стабилизационной (от англ. stabilisation), оговорки, согласно которой инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовавшего ранее, для него и коммерческой организации с иностранными инвестициями.

При этом в Законе 1999 г. установлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки.

Укажем лишь некоторые из них.

Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Во-вторых, оговорка применяется в отношении иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетные инвестиционные проекты только в отношении товаров, ввозимых для их реализации (под такими проектами понимаются проекты на особо крупные суммы или проекты, в которых особенно значительна минимальная доля (вклад) инвестора в уставном капитале такой организации (проекты должны включаться в перечень, утверждаемый правительством).

В-третьих, оговорка распространяется на другие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранного инвестора в них составляет свыше 25%. В-четвертых, действие оговорки для иностранного инвестора гарантируется, как правило, в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет.

В специальной литературе было выражено мнение, что эта весьма сложно сформулированная оговорка на практике применения не получит.

В законодательстве других государств СНГ применение стабилизационной, или “дедушкиной”, оговорки предусмотрено в более широком объеме.

По Закону об иностранных инвестициях Казахстана 1994 г. к иностранным инвестициям в течение 10 лет в соответствующих случаях не применяется новое законодательство, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (более 10 лет) контрактам с уполномоченным органом государства, – до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное.

Аналогичные положения предусмотрены в Азербайджане, Грузии и Туркменистане. Конвенция СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. вводит “дедушкину” оговорку, согласно которой в случае, если суд (в том числе Экономический суд СНГ) вынесет решение, подтверждающее факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, соответствующие законодательные нормы приостанавливаются с момента их принятия и возобновляются с момента истечения пятилетнего срока с даты вынесения решения.

Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах.

Одним из таких соглашений, как уже говорилось, является Сеульская конвенция 1985 г. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г.

В ней участвуют Великобритания, США, ФРГ и другие страны. Обратим внимание на то, что в этой конвенции участвуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша, Туркменистан, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Сеульской конвенцией было учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, в функции которого входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран – участниц Сеульской конвенции.

Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны – участницы Конвенции.

В международной практике помимо таких традиционных некоммерческих рисков, как риск от экспроприации, национализации собственности, риск причинения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, в последнее время появились неизвестные ранее категории рисков, которые связаны с введением неконвертируемости валюты, валютных ограничений, применением определенных административных мер.

Так, в специальной литературе появилось понятие так называемой ползучей экспроприации, под которой понимается введение принимающим государством запретов на репатриацию прибыли или же назначение государственного управляющего для предприятий с иностранными инвестициями.

Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращением некоммерческих рисков, так и с компенсацией инвесторам в случае их наступления, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.

Компенсационная комиссия ООН, созданная в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, в отношении некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, для удовлетворения претензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990 – 1997 гг., рассмотрела, в частности, требования правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о компенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств.

Компании понесли убытки, связанные с потерей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.

Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций

В связи с возможным возникновением проблем в инвестиционном праве законодательство РФ регулирует правоотношения в сфере вложения заграничного капитала. Зарубежные инвесторы и коммерческие организации, получившие инвестиции, подчиняются общим и специальным нормам налогового законодательства России (Налоговый Кодекс, федеральные законы, инструкции МНС и Госналогслужбы России.).

Правоотношения в этой сфере также координируются международными договорами. При этом нужно учитывать, что нормы международных соглашений важнее требований российского законодательства.

Международно-правовое регламентирование вкладов

Главными документами в сфере инвестиционной деятельности считается Вашингтонская конвенция (18.03.1965) «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами иностранными лицами» и Сеульская конвенция (11.10.1985) «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции позволяет им застраховать свои вклады в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) от утраты инвестиций в результате:

  • войн/гражданских беспорядков;
  • национализации;
  • нарушения договора государством-реципиентом (в области концессионных соглашений);
  • запрета государства на конвертацию местной валюты в свободно конвертируемую.

В случае наступления указанных условий МАГИ выплачивает инвестору компенсацию и перенимает право требования к принимающему государству. Частноправовой конфликт становится публично-правовым спором между агентством и страной-реципиентом. Объем страхового возмещения определяется условиями договора страны с МАГИ.

Внутригосударственное регулирование инвестиций

Зарубежные вкладчики обладают почти такими же правами, что и резиденты РФ. Государственные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России регламентируются Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в РФ».

Национальное регулирование основывается на использовании норм административного и гражданского права, а также специальных законов, регулирующих инвестиционную деятельность.

Российское законодательство предоставляет прямым иностранным инвесторам гарантии с учетом взаимных интересов, обеспечивает отсутствие дискриминации, содержит многочисленные положения о защите от разного рода рисков, подробно оговаривает условия национализации частной собственности, предоставляет благоприятные налоговые, таможенные и административные льготы.

Следует также упомянуть, какие гарантии прав иностранных инвесторов содержит Конституция РФ. Согласно положениям ч. 4 ст. 15 этого документа, международные договоры — составная часть правовой системы страны. Это значит, что гарантировать заграничных вкладчиков призваны договоры с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные Российской Федерацией, и другие нормативные акты.

Электронная библиотека

Юриспруденция / Международное частное право / 3.3 Правовое регулирование иностранных инвестиций

Инвестиции

– денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность

– это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получение прибыли.

Особенностью инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранным инвестором в России, является то, что вложение иностранного капитала производится в объект только предпринимательской деятельности на территории России: в деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальная собственность, а также услуги и информацию. Эти объекты должны принадлежать иностранному инвестору и быть оборотоспособными в России.

Выделяются два вида инвестиций:

1) прямая иностранная инвестиция

– приобретение иностранным инвестором менее 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ, либо вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

2) портфельные инвестиции

– это приобретение иностранным инвестором акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.

Иностранными инвесторами

являются:

· иностранная организация и иностранный гражданин, которые вправе в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России и вправе в соответствии с законодательством государства своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;

· международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

· иностранные государства в порядке, определяемом федеральными законами.

Очевидно, что для успешного осуществление инвестиционной деятельности иностранными инвесторами требуется установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами, – обязательство государства перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

В соответствии с федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» и федеральным законом «Инвестиционная деятельность в РФ, осуществляемой в форме капиталовложений», Россия представляет следующие гарантии прав иностранных инвесторов:

· обеспечения неприкосновенности объекта, составляющего иностранную инвестицию;

· недискриминации;

· стабильности условий инвестирования;

· обеспечения права инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

· правовой защиты деятельности иностранных инвесторов.

В гарантию, обеспечивающую неприкосновенность объекта, составляющего иностранную инвестицию

, на территории РФ входит установленная ст. 8 закона об иностранных инвестициях гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

По общему правилу, имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежат принудительному изъятию. Последнее допускается по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции им выплачивается стоимость реквизируемого имущества. После прекращение действий обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, иностранный инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору возмещается стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В силу ст. 16 закона об инвестиционной деятельности капитальные вложения, т.е. инвестиции в основной капитал (основные средства), могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектами инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ, а реквизированы по решению государственных органов, в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

Гарантия недискриминации

означает, что на иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Так, согласно ч. 1 ст. 4 закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и пользования полученной от инвестиции прибыли не может быть менее благоприятными, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиции прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

Иностранному инвестору предоставлена гарантия использования различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных законодательством РФ:

· создания на территории РФ своих филиалов и представительств;

· создания юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

· приобретения доли (вклад) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого на территории РФ (коммерческой организации с иностранными инвестициями);

· долевого участия вместе с российскими лицами в различных совместных проектах;

· приобретения акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг;

· приобретения различных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестность конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Гарантия стабильности условий инвестирования

включает в себя гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ.

В случае если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, изменяющие размеры таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный Фонд РФ), либо вносятся в действующие федеральные законы и правовые акты изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупности налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в РФ по сравнению с совокупностью налоговой нагрузкой и режимом, действующим на день начала финансирования такого проекта, то такие новые федеральные законы и акты, а также изменения и дополнения не принимаются в отношении указанных субъектов в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. При этом должно выполняться условие, что товары, ввозимые ими на таможенную территорию РФ, используются по целевому назначению для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1млрдрублей, срок окупаемости которой превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении указанного иностранного инвестора срока действия указанных условий и режима.

Гарантия, обеспечивающая право инвестора воспользоваться результатами своей деятельности

, включает:

1) гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу;

2) гарантию использования на территории РФ и перевода за пределы России правомерно полученных денежных сумм;

3) гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда

обязан уступить требования и перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такой переход прав признается правомерным.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования с соблюдением положений или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

Беспрепятственный вывоз имущества и информации означает возможность его вывоза за пределы РФ без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов

на территории РФ заключается в том, что иностранному инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством РФ и международным договором РФ.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде РФ либо в третейском суде.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором за счет средств бюджетных субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Помимо предоставления государственных, гарантий защиты прав иностранных инвесторов, такая защита может осуществляться посредством имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска.

Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также двусторонними и многосторонними договорами РФ.

В качестве двусторонних договоров могут выступать торговые договоры и соглашения об иностранных инвестициях, в которых определяется правовой режим инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, устанавливаются порядок допуска иностранных лиц к этой деятельности, объем и государственные гарантии их прав, регулируются вопросы налогообложения, процедуры передачи инвестиционных споров на рассмотрение суда и арбитража и др.

В качестве многостороннего международного договора РФ в области регулирования иностранных инвестиций можно назвать Сеульскую конвенцию о создании Многостороннего агентства по страхованию иностранных инвестиций от 11 октября 1985 года. Основные задачи агентства:

стимулировать поток инвестиций в производительных целях между государствами-участниками Конвенции, и особенно в развивающихся странах. Для реализации этой задачи агентство предоставляет гарантии, включая совмест

· ное и повторное страхование, от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране резидентами из других стран;

· проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Способы разрешения споров в России

Если у заграничных вкладчиков возникают споры относительно осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разбирательства проводятся согласно международных договоров Российской Федерации и федеральных законов в:

  • суде;
  • арбитражном суде;
  • международном арбитраже (третейском суде).

Нужно учитывать, что нет единой международной процедуры, регулирующей рассмотрение инвестиционных споров, а также общепризнанного и общеприменимого права.

Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

Зарубежные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство РФ. Это означает, что они не будут допускать возникновение нечестной конкуренции и ограничительной деловой практики. К подобным действиям относятся:

  • создание коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиала заграничного юридического лица для производства товара, пользующегося повышенным спросом, и последующая самоликвидация с целью внедрить на рынок аналогичный товар иностранного происхождения;
  • злонамеренное соглашение о ценах/распределении рынков сбыта товара/участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: