IPO на Московской бирже: зачем это нужно, кто проводит и как купить акции


Изображение: Unsplash

В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Почти всегда в этих рассказах фигурируют зарубежные биржи, в основном из США, однако провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Сегодня мы поговорим о том, как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже.

Примечание

: инвестиции на бирже связаны с риском, о нем следует помнить. Кроме того, для совершения операций с акциями компаний на Московской бирже вам понадобится брокерский счет. Его можно открыть в режиме онлайн по этой ссылке. Также вы можете потренироваться в совершении операций и изучить торговый софт с помощью тестового счета с виртуальными деньгами.

Что такое IPO – определение термина

IPO – это аббревиатура английского термина Initial Public Offering, что дословно расшифровывается как «Первичное публичное предложение». В ходе IPO (читается как ай-пи-о) эмитент предлагает свои акции на покупку всем желающим – т.е. неограниченному числу лиц. Если говорить простыми словами, то IPO – это продажа акций на бирже в первый раз. Потом акции обращаются уже на вторичном рынке – на фондовой секции международной биржи.

Конечно, с бухты-барахты на IPO никто не выходит – этому процессу предшествует длительная подготовка + маркетинговая компания, чтобы создать ажиотаж и привлечь побольше покупателей. Плюс обычно привлекается несколько так называемых якорных инвесторов, которые приобретают большую часть размещаемых акций. Обычно таковыми выступают инвестиционные фонды, коммерческие банки, крупные частные инвесторы и т.д.

Выход на IPO – это уже совсем другой уровень компании. Она становится публичной – т.е. ее владельцами могут выступать буквально любые лица. Компания публикует свою отчетность в открытом виде и должна делиться прибылью со своими владельцами – то бишь акционерами. Разделение прибыли производится в виде дивидендов.

Пошаговое руководство: как инвестировать в IPO раньше толпы и заработать на этом

Лонгрид рассказывает, как защитить инвестиции и получить дополнительную прибыль в pre-IPO сделках. Из материала вы узнаете, как купить акции частных компаний дешевле рынка и продать их по рыночной стоимости. Обычно этот подход применяют крупные фонды, но есть случаи, когда он доступен частным инвесторам. Дальнейшая речь пойдет именно о таких случаях.

Чтобы упростить восприятие метода, я разбил его на шаги. Получилось семь штук. Сначала идет теоретическая часть, затем более прикладные вещи. Лучше читать подряд, но если вы имеете базовое понимание о стадиях развития компании и pre-IPO сделках, то матчасть можете пропустить.

Дисклеймер: данный материал опубликован для ознакомления и не является инвестиционной рекомендацией. И руководством к действию он тоже не является. Любые операции на финансовых рынках опасны, и все читатели понимают и принимают этот факт.

Оглавление

Шаг №1. Учим матчасть Шаг №2. Считаем обычную доходность Шаг №3. Ищем преимущество Шаг №4. Заходим в сделку Шаг №5. Выходим из сделки Шаг №6. Считаем прибыль и комиссии Шаг №7. Резюмируем

Шаг №1. Учим матчасть

Перед рассмотрением основного материала, мы изучим матчасть. Здесь мы узнаем, как рождаются и развиваются компании. Мы разберемся, кто, на каких стадиях и зачем в них инвестирует.
Начнем с начала. Обычная компания имеет пять стадий развития:

1. Основание 2. Выход на прибыль 3. Рост 4. Экспансия 5. Стабильный бизнес

Эти стадии условны. Иногда они могут сливаться или меняться местами. Но это не важно. Принципиальный момент для нас следующий:

1. Есть периоды, когда компания не способна выжить без инвесторов и постоянно нуждается во внешних вливаниях. На этих периодах компания поднимает деньги, чтобы развивать бизнес и привлекать новых клиентов. Так она обеспечивает быстрый рост. Если в эти периоды инвесторские деньги заканчиваются, то компания умирает. Спойлер: в большинстве случаев деньги заканчиваются.

2. Если денег хватило, то начинаются периоды, когда рост останавливается, и бизнес сам себя обслуживает. А излишки реинвестирует в новые направления или отдает акционерам через дивиденды. Компания превращается в самостоятельную боевую единицу и способна выжить без «родительской» помощи. Более того, теперь она кормит своих собственников. Спойлер: обычно это происходит после IPO. Вообще, существует классический график, который отражает этапы развития и финансирования компании. Выглядит он так:

До синей пунктирной линии компания существует на деньги инвесторов. После публичной продажи акций она живет на свои. Промежуток между ними — переходный период.

Чем ближе к левому краю графика, тем больше шансов провала. Соответственно, чем раньше инвесторы вкладывают деньги, тем больше они рискуют. Взамен они получают высокую долю за небольшую сумму. Например, когда Apple находилась в начале пути, сооснователь Рональд Уэйн продал 10% компании за $800. Сегодня стоимость этой доли превышает $90b.

Меньше всех рискуют инвесторы на IPO. Они покупают стабильный бизнес с прозрачной отчетностью. Кроме того, они имеют ликвидность: акции публичной компании можно продать на бирже в любой момент.

При этом между точками «долина смерти» и «стабильный публичный бизнес» есть много промежуточных стадий. Статья посвящена одной из них: мы говорим об инвестициях в компании, которые готовятся к IPO. Такие компании проверены рынком и временем, они имеют рабочую бизнес-модель, им платят клиенты. Оценка таких компаний превышает $300m. Хорошие примеры в момент написания статьи: Gett, Airbnb, Palantir. Эти компании уже завоевали рыночные позиции и доверие пользователей, но пока не вышли на биржу.

Плохая новость: pre-IPO компании — это все еще рискованный бизнес. Хорошая новость: он находится в шаге от преображения. Фактически, pre-IPO инвесторы последние, кто инвестирует в компанию на венчурной стадии. При этом они на полгода-год опережают широкую публику и за счет этого получают выгодные условия сделки.

Pre-IPO инвесторы вкладываются в частные компании за 6-12 месяцев до выхода на биржу. Они замораживают инвестиции, но получают качественные активы.

Еще одно отличие pre-IPO компаний от публичного бизнеса — формирование оценки. Оценка публичной компании формируется через открытый биржевой рынок. Она отражает объективную стоимость бизнеса в текущий момент времени. Другими словами: это реальная стоимость, за которую компанию можно продать.

Оценка pre-IPO компании (и любой другой частной компании) формируется по принципу «как договорились». То есть инвестор приходит к основателю компании, и они решают, сколько денег и за какую долю вкладывать. Это приводит к более субъективным результатам. Продать компанию по оценочной стоимости можно далеко не всегда.

Шаг №2. Считаем обычную доходность

Самыми громкими IPO в 2021 году были Uber, Lyft, Pinterest, Slack, Zoom. Допустим, мы зашли в каждую компанию на последнем венчурном раунде и вышли в первый день размещения. Опустим комиссии, lockup-периоды, особенности классов акций и прочие детали. Посчитаем грубо, чтобы понять порядок цифр:
1. Оценка Uber на последнем раунде — $76b. Оценка на IPO — 82,4b. Апсайд: 8%. Срок: 8 месяцев. 2. Оценка Lyft на последнем раунде — $15b. Оценка на IPO — $24b. Апсайд: 60%. Срок: 9 месяцев. 3. Оценка Pinterest на последнем раунде — $12b. Оценка на IPO — $12,7b. Апсайд: 6%. Срок: 21 месяц. 4. Оценка Slack на последнем раунде — 7,1b. Оценка на IPO — $23b. Апсайд: 224% Срок: 9 месяцев. 5. Оценка Zoom на последнем раунде — $1b. Оценка на IPO — $9,2b. Апсайд: 820%. Срок: 27 месяцев.

Тут важно понимать два момента:

1. Пять сделок для адекватной статистики мало. Это компании, информация по которым есть в открытом доступе, и которую я привел для примера. Компаний вышедших на IPO в 2021 году значительно больше, но точных цифр по ним нет.

2. Мы не всегда можем зайти в сделку на последнем раунде и выйти из нее в момент IPO. Тот же Uber после IPO полетел вниз, и инвесторы, ограниченные lockup-периодом, потеряли деньги.

Короче говоря, реальная доходность будет другой. В целом она колеблется от 30% до 60% годовых, если брать длительный промежуток времени. Большинство брокеров в проспектах подобных сделок указывают аналогичные цифры.

В pre-IPO инвестициях вы можете рассчитывать на доходность 60% годовых. Риски тоже существенные и достигают 30%.

В целом, pre-IPO инвестиции — это агрессивный подход к управлению капиталом, поэтому нельзя грузить все деньги в одну сделку. Адекватный размер инвестиций в отдельную pre-IPO компанию составляет до 5% от общих средств. В противном случае серия неудачных инвестиций сильно ударит по счету.

Шаг №3. Ищем преимущество

Окей. Теперь мы понимаем, что можем зарабатывать, заходя в сделки на венчурных раундах и продавая акции на IPO. Но это обычные сделки, которые делают обычные инвесторы. А мы не обычные инвесторы: мы классные парни, и поэтому хотим большего. Мы хотим нечестное преимущество, с которым опередим остальных.
К счастью, оно существует. Чтобы разобраться, откуда оно возникает, вернемся к понятию оценки. А чтобы было проще, разберем все на условном примере.

Допустим, Джек управляет венчурным фондом, который инвестировал $10m в компанию на Serious А. Дела компании пошли хорошо: она показала рост, закрыла несколько следующих раундов и задумалась об IPO. Оценка компании выросла многократно.

Предположим, что теперь компания оценивается в $1b, а размер доли Джека составляет 10%. То есть Джек увеличил первоначальную инвестицию в десять раз и превратил $10m в $100m. «Какой я молодец», — подумал Джек, и повесил свои инициалы на доску почета.

Проблема в том, что $100m Джек имеет лишь на бумаге. То есть по весьма своеобразным законам венчурного мира доля Джека в компании оценивается в $100m. Но эта оценка эфемерна. Джек не имеет $100m на банковском счете. И он не имеет вторичного рынка, чтобы продать компанию и получить деньги. Он имеет инвестиционный актив, который в теории дорого стоит. Поэтому де юре Джек очень состоятельный парень, а вот де факто ему нечего есть.

Если говорить в финансовых терминах, то у Джека отсутствует ликвидность. Да, он может дождаться IPO и продать акции на бирже. Из предыдущего шага мы знаем, что так он заработает даже больше, чем $100m. Однако, это случится не раньше, чем через год.

Вопрос: что делать, если ликвидность Джеку нужна сейчас? Что делать, если есть новая перспективная компания, в которую он хочет инвестировать?

В этой ситуации вариантов немного. И самый реальный из них — продать свою текущую долю внебиржевой сделкой и получить кэш. А чтобы быстро найти покупателя, Джеку нужно предложить скидку на акции.

Чтобы получить преимущество и купить акции ниже рынка, нужно найти акционера, которому требуется ликвидность. Он продаст долю с дисконтом к оценке компании.

И здесь на белом коне появляемся мы. Мы помогаем Джеку с проблемой и выкупаем его долю. Но мы делаем это не потому, что мы добрые, белые и пушистые. Мы делаем это потому, что Джек предлагает 20-30% скидку.

В отличие от Джека, мы готовы дождаться IPO и продать акции на фондовой бирже. Поэтому для нас оценка в $100m менее эфемерна, чем для Джека. И хорошая скидка нам пригодится.

Таким образом, каждый участник сделки достигает цели. Джек получает $70m «живых» денег, которые он снова может инвестировать. А мы покупаем $100m будущего денежного потока дешевле, чем он стоит на самом деле. Фактически, мы заходим в pre-IPO сделку с подушкой безопасности. Если IPO пройдет хорошо, то дисконт обеспечит дополнительную прибыль. Если что-то пойдет не так, то дисконт защитит капитал.

Так мы оказываемся в нужное время в нужном месте и получаем нечестное преимущество перед другими участниками. С ним нам не обязательно прогнозировать биржевые курсы. Достаточно зайти в сделку, дождаться IPO и посмотреть, что произойдет дальше.

Это первая часть статьи. Продолжение выложу в виде апдейта (сюда же), если материал выйдет на главную страницу Смартлаба.

P.S. Сделал сайт, где публикую интересные собственные статьи. В том числе про инвестиции. Заходите в гости.

P.P.S. Также запустил телеграм-канал для тех, кому привычнее мессенджеры. Тоже жду в гости. Кроме статей, в канале буду публиковать полезные ссылки.

Задачи IPO

Для чего вообще проводят IPO и почему компании выгодно делиться прибылью с акционерами? (Ну тут небольшая оговорка: на самом деле далеко не все компании платят дивиденды – тот же Гугл, например, так и ни разу ничего не заплатил. Но цель покупки акций – это не только получение дивидендов, но и заработок на увеличении курса ценной бумаги.)

Главная цель IPO – это привлечение капитала, который можно использовать дальше для личного обогащения развития бизнеса и инвестиций.

Часто с помощью IPO увеличивают уставный капитал компании или производят докапитализацию банка (как сделал Тинькофф с помощью SPO – вторичного размещения акций).

Другие задачи:

  • получение доступа к более дешевым заимствованиям – публичные компании получают кредиты на более выгодных условиях и пользуются большим доверием со стороны инвесторов при выпуске облигаций (следовательно, по бондам можно назначить меньший купон);
  • привлечение квалифицированных сотрудников (в том числе с помощью опционов на акции или раздачи самих акций);
  • увеличение ликвидности акций – чем крупнее эмиссия, тем больше акций оказывается в обращении, при маленьком free-float появляются проблемы;
  • повышение престижа компании и бренда (куда уж без этого!);
  • налаживание отношений с новыми партнерами, поставщиками и сбытчиками (с публичной компанией работать приятнее и интересней);
  • защита от рейдерского захвата компании – чем больше акций в обращении и чем больше миноритариев, тем сложнее собрать достаточное число голосов.

Кроме того, рост числа активов позволяет компании более интенсивно развиваться, совершать сделки поглощений. Некоторые менеджеры после вывода компании на IPO и получения крупного пакета акций продают его на пике стоимости и обогащаются. Ну и не только менеджеры, но и инвесторы, естественно

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: