Что такое государственные инвестиции: объясняю человеческими словами на простейшем примере

Что это такое и зачем они нужны

Часть денежных, материальных и иных активов государства, составляющих его бюджет, и образуют государственные инвестиции. Сюда направляются также различные средства, принадлежащие другим внутренним источникам.

Такие денежные вливания помогают предприятиям держаться на плаву, развивают и поддерживают экономическую мощь страны, решают социальные проблемы.

Страны – самые крупные корпорации с огромными финансовыми активами, которые образованы заемным и бюджетным капиталом, средствами внебюджетных фондов. Вложение этих денег во внутреннюю и внешнюю экономику и называют государственной инвестиционной деятельностью.

Государственные инвестиции - что это, виды и формы, особенности

На чем основана государственная инвестиционная политика

Государственные инвестиции финансируются взимаемыми налогами и чистой прибылью, что получают национальные компании и предприятия. Для их привлечения правительство разрабатывает целевые программы и проекты, дающие возможность получить грант на осуществление какой-либо деятельности.

Сферы государственных вложений

Инвестиции государства — необходимая мера, особенно в моменты упадка и финансовой нестабильности.

Бюджетные вложения нужны для развития всех сфер жизнедеятельности страны, в независимости имеют ли они коммерческий интерес или нет.

Основными характеристиками государства являются безопасность жизни её граждан, развитость социальной сферы и экономическое благополучие.

Соответственно наиболее значимые сферы государственных инвестиций:

  1. защита окружающей среды
  2. развитие научного потенциала страны (развитие образования для воспитания квалифицированных специалистов, повышение квалификации уже действующих работников, создание научных центров для разработки новых технологий и т.п.)
  3. создание благополучной социальной и культурной среды для граждан
  4. поддержание на должном уровне обороноспособности государства и безопасности её жителей
  5. обеспечение достаточных уровней строительства жилого фонда и инфраструктурных проектов.

Государственное инвестирование — это, в сущности, расходы государства на создание и поддержание экономической мощи страны. Это могут быть:

  • капвложения в объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы.
  • кредиты частным лицам, организациям и государственным структурам на реализацию и развитие частных проектов.
  • инвестиции в ценные бумаги, паи и доли в различных фондах.
  • трансферты ведомствам и министерствам на реализацию государственных проектов.

Любая инвестиционная деятельность, даже государственная, должна подчиняться какому-либо плану. Это означает, что должна быть разработана грамотная инвестиционная политика.

Политика государственных инвестиций обязана включать в себя меры по улучшению инвестиционного климата, повышению инвестиционной привлекательности, увеличению инвестиционной активности и стимулированию эффективности осуществляемых внутри страны вложений.

Характерные особенности и признаки

Отличительные черты государственных инвестиций: это крупные объемы вложений, необходимые для запуска утвержденного проекта. ГИ имеют определенную цикличность.

Как правило, это открытые системы, реализуемые заказчиками/застройщиками и другими контрагентами (проектировщиками, подрядчиками, банками, поставщиками материалов и т.д.). Активы привлекаются в реальный сектор экономики и размещаются под конкретные цели.

Международные инвестиции прямые и портфельные

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) – это вложение денежных средств во что-либо с расчетом, что эти ресурсы будут в долгосрочной перспективе возвращены и увеличены после какой-либо деятельности. При этом есть возможность осуществлять контроль над капиталом.

Таким образом, что под прямыми международными инвестициями можно подразумевать самые различные варианты, например, сделки с инвестором или приобретенные за границей любые типы собственности, в частности, международные организации – это инвестиции, но имеющие нефинансовую форму.

Что же включают прямые иностранные инвестиции? Компании и организации, которые открыты за рубежом. Различные дочерние предприятия и филиалы. Приобретение чужих фирм либо их ценных бумаг.

Соответственно, прямым инвестором может называться любое лицо – частное, юридическое, государственное или физическое либо несколько лиц сразу при условии, что они вместе владеют акциями какой-нибудь зарубежной организации.

Примечательно, что на сегодняшний день акции поделены в таких соотношениях, что встречаются ситуации, когда лицо, которое приобрело около 5 % акций, становится держателем контрольного пакета. Почему так происходит? Все просто: у других людей на руках может быть по 0,1 % и менее акций, что делает их голоса несущественными и зависящими. А, например, в США прямыми международными инвестициями может считаться наличие от 10 % уставного капитала организации. Меньший объем принято относить уже к портфельным инвестициям.

Портфельные международные инвестиции (portfolio investments) – это приобретение ценных бумаг какой-то зарубежной компании в том объеме, в котором инвестор не получает право контроля над самой организацией. Это дает возможность получать прибыль, хотя и без участия в управлении предприятием.

Следует отметить, что международные организации ограничили ставки для предприятий с иностранным капиталом до 10 %. Зачем им это нужно? Так они обеспечивают эквивалентность прямых и портфельных международных инвестиций.

На самом деле существует множество подходов, которые способны стимулировать прямые международные инвестиции. Примеров немало. Кто-то устанавливает высокие тарифные ставки. Другие изобретают более сложные подходы. В частности, Япония ввела ограничение на количество автомобилей, которые разрешено экспортировать из государства. Из-за этого множеству компаний из Страны восходящего солнца пришлось начать производство в Европе и Америке.

Важно учитывать, что прямые международные инвестиции тесно связаны с самим понятием международной торговли. Размер тарифных ставок оказывает прямое влияние на привлечение международных инвестиций, ведь низкий тариф часто играет большую роль при выборе, чем, например, наличие таможенных льгот. Грамотное использование этого преимущества обеспечивает ряду стран глубокую интеграцию с международным рынком, о чем говорят недавние исследования в области международной экономики.

Международные инвестиции оказывают существенную пользу стране инвестора. Это неочевидно на первый взгляд, но небольшой анализ позволяет лучше понять данный механизм. Направляя прямые международные инвестиции, инвестор дает возможность стране инвестирования улучшить свое экономическое положение. Это развивает покупательскую способность данного государства, в связи с чем оно увеличивает спрос на товары, производимые страной инвестора. То есть, осуществляя международные инвестиции в какую-либо страну, инвестор может быть уверен в том, что впоследствии эти деньги принесут пользу его собственному государству. Конечно, этот процесс выстраивается не просто так, а, например, при наличии общих производственных цепочек.

Читайте статью: Анализ рынка товаров

Государственные инвестиции — куда они идут

Для начала стоит разобраться, куда уходят деньги от государственных инвестиций. Нужно понимать, что любой желающий не может получить деньги, только потому, что он захотел этого. Государство в первую очередь инвестирует в социально значимые отрасли. Если вы придете к чиновнику с проектом, который в данный момент к такой не относится, то вам откажут. Показательным является тот факт, что на коммерческую составляющую обращают внимание в самую последнюю очередь. Давайте теперь взглянем на то, какие же отрасли считаются значимыми на данный момент в России:

  • Малый бизнес. Одним из главных приоритетов, поставленных государством, является развитие точечного бизнеса и небольших компаний. По мнению руководителей страны это позволит сформировать так называемые средний класс, а также увеличит поступление налоговых отчислений.
  • Сельское хозяйство. Ни для кого не является секретом, тот факт, что деревни постепенно умирают, в первую очередь из-за недостатка финансов. Государственные инвестиции призваны решить эту проблему. Развитие сельского хозяйства также является одним из главных приоритетов экономической политики страны.
  • Экология. Различные экологически программы появились относительно недавно и проекты пока финансируются слабо. Как правило, речь идет о модернизации крупных промышленных предприятий в целях уменьшения выброса вредных веществ в окружающую среду.
  • Проекты, направленные на улучшение качества жизни социально незащищенных слоев населения. В первую очередь это инвалиды и дети сироты.

Это направления, которые актуальны по все стране, но не стоит забывать, что на региональном и местном уровне также можно получить финансирование за счет государственных инвестиций.

Если рассматривать направления для индивидуальных вложений, то стоит отдать предпочтение надежности и стабильности. Эти качества сочетает в себе недвижимость, а именно зарубежная. Сейчас есть масса привлекательных квартир или домов, по невысоким ценам, но с завидной инвестиционной привлекательностью. Для примера рекомендуем ознакомиться с материалом “КУПИТЬ НЕДВИЖИМОСТЬ В ТАИЛАНДЕ”. Кстати, говоря о Тайланде, можно ответить, что эту страну можно рассматривать для постоянного проживания, конечно она имеет свои особенности, но где их нет. О тайнах и реальностях этой страны расскажет материал “ПЕРЕЕЗД В ТАИЛАНД НА ПМЖ – СПОСОБЫ ПРОЖИВАНИЯ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ”

Государственная инвестиционная политика

Макроэкономика направлена на развитие национальной экономической сферы формирование благоприятной инвестиционной среды. Национальная инвестиционная политика, в свою очередь, преследует расширение внутреннего рынка и повышение занятости населения.

Принципы государственной политики в области инвестиций можно определить следующим образом:

  • создание приоритетов инвестиционного развития;
  • формирование нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность;
  • развитие инвестиционной инфраструктуры;
  • увеличение доступности инвестиций;
  • содействие в сотрудничестве финансовой сферы, образования и науки и др.

Ключевая цель государственной инвестиционной политики — это увеличение благосостояния населения страны. Будучи ограниченными в воспроизводстве государственных ресурсов, его уполномоченные органы или структуры инвестируют в высокорентабельные предприятия страны, получая в дальнейшем от них большие суммы налоговых отчислений.

Виды и формы гос инвестиций

Формами государственных инвестиций выступают:

  • льготные инвестиционные кредиты
  • налоговые послабления и льготы
  • прямые капиталовложения из бюджета
  • инвестиции от государственных компаний и учреждений разных форм и уровней (министерства, внебюджетные фонды и т.д.)

Государственные инвестиции - что это, виды и формы, особенности

Международные инвестиции: понятие и классификация

Международные инвестиции, как и инвестиции вообще, – это вложение денежных средств с расчетом, что они будут возвращены полностью, а также, что они гарантируют получение дополнительной прибыли в перспективе.

Но, когда мы говорим о международных инвестициях, важно понимать, что в таких условиях имеются свои собственные особенности передвижения денежных средств между государствами. Какие-то страны исторически имеют более низкий уровень развития, другие же уже продолжительное время являются лидерами на международном рынке и способны диктовать свои условия мировой экономике. Существуют союзы, дружественные страны и противники.

Учитывая это, можно сказать, что главное отличие международных инвестиций от обычных – это расчет на то, что эти вложения будут меняться в силу участия в экономических процессах нескольких государств.

Какие же преимущества дают предпринимателям международные инвестиции?

  1. Гарантированная государством возможность организовать предприятие, которое будет работать с иностранными капиталами.
  2. Возможность пользоваться льготами, совершая операции с иностранным капиталом, что является значительной экономией.
  3. Почти полное отсутствие контроля финансовых средств организации со стороны своего государства.
  4. Исчезает необходимость разграничивать средства, полученные в ходе внешних и внутренних финансовых операций.
  5. Возможность избежать большинства налогов либо использовать самые минимальные ставки.
  6. Нет обязательств возвращать международные инвестиции в кратчайшие сроки, благодаря чему есть время заняться развитием предприятия.

Международные инвестиции могут иметь различные источники. В специальной литературе это называется классификацией по форме международных инвестиций:

  • Частные международные инвестиции – средства, полученные от частных лиц, резидентов иностранных государств.
  • Государственные международные инвестиции – средства, полученные по решению органов иностранных государств.
  • Смешанные международные инвестиции – средства, полученные как от частных лиц, резидентов иностранных государств, так и по решению органов иностранных государств.

Международные инвестиции могут иметь различную форму активов:

  • Реальные международные инвестиции – финансовые средства, которые на длительный срок вкладываются иностранными инвесторами в оборудование.
  • Нематериальные международные инвестиции – активы, права, патенты, лицензии и т. д.
  • Финансовые международные инвестиции – ценные бумаги, акции и т. д.

Международные инвестиции могут отличаться характером объектов размещения капитала:

  • Международные прямые инвестиции – самый распространенный вариант. Его суть заключается в том, что инвестор сам вкладывает средства и постоянно следит, как идут дела у предприятия, получившего от него деньги.
  • Международные портфельные инвестиции – это приобретение акций для того, чтобы получить причитающиеся с них дивиденды.
  • Прочие международные инвестиции – довольно широкий перечень, подразумевающий все варианты, не попадающие в две приведенные выше категории. Частным примером может служить кредит, полученный у иностранного государства.

Международные инвестиции могут отличаться способом их использования:

  • Ссудные международные инвестиции – это заем денежных средств, осуществляемый инвестором с целью получить проценты.
  • Предпринимательские международные инвестиции – это передача инвестором финансовых ресурсов с целью в перспективе получить дивиденды от прибыли.

Читайте статью: Выбор ниши для бизнеса

Государственные вложения в России

Сегодня в России несбалансированная экономика. Львиная доля всех доходов государственного бюджета это прибыль от продажи энергетических ресурсов и сырья.

Такая структура экономики требует оздоровления.

Помимо энергетического и сырьевого сектора необходимо развивать и другие. Выход из сложившейся ситуации будет повышение общей инвестиционной привлекательности России и улучшение её инвестиционного климата.

Развитие ведущих отраслей экономики требует средств. Государству в срочном порядке необходимо разработать меры по привлечению частного капитала в экономику путем создания преференций и льгот для инвесторов.

На сегодняшний день государственные инвестиции в России это финансирование оборонного комплекса, решение социальных обязательств перед гражданами, поддержание зарплат «бюджетников» на должном уровне. Слепого инвестирования в развивающиеся сектора экономики не хватает.

Развитие прямых государственных инвестиций в России поручено «Фонду прямых инвестиций» с чем он с переменным успехом справляется.

Главная проблема это ограничение в части участия как минимум одного иностранного инвестора в проекте. Другими словами, фонд не способен инвестировать в привлекательный инвестиционный проект, если иностранный капитал в его реализации не участвует.

Бюджетных инвестиций в России катастрофически не хватает, хотя источников формирования предостаточно. Правительство нашей страны неохотно вкладывает средства в экономику, если рассматривать ситуацию в целом.

Чтобы это изменить и поток бюджетных вложений хлынул в нашу экономику, руководству страны необходимо выработать приоритетные направления развития и следовать им используя все доступные инструменты для привлечения капитала.

Бюджетные инвестиции в России

В нашей стране их используют не всегда правильно. Занимаясь финансированием оборонного комплекса и стратегических предприятий, власти и госпредприятия не учитывают социальных нужд граждан и уровень зарплаты бюджетников.

При внешней санкционной политике многие организации серьезно страдают без внутренней финансовой поддержки, в частности, государственных инвестиций. Но правительство уже обратило внимание на эти проблемы и приступило к их решению.

Объекты бюджетного инвестирования

Главными объектами бюджетных инвестиций являются государственные (муниципальные) унитарные предприятия, автономные и бюджетные учреждения. На них государство размещает инвестиции в форме государственного заказа.

Объект государственных инвестиций принадлежит государству, поэтому инвестиции увеличивают капитал этих объектов, чаще всего, путем увеличения их уставного фонда. Эти инвестиции осуществляются по статье «Бюджетные инвестиции». В конечном итоге, государство сохраняет за собой право собственности на инвестируемый капитал и фиксирует прирост государственных активов в бюджете.

Субсидии в виде инвестиций законодательно не относятся к «чистым» инвестициям и рассматриваются лишь как форма государственной поддержки инвестиционной деятельности объектов, коими являются государственные предприятия и учреждения.

Государственные инвестиции предлагаются и негосударственным инвестиционным объектам. Такое инвестирование, по статье “Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам”, получило распространение в связи с появлением государственно-частного партнерства. В случае инвестирования в такие объекты, бюджетные инвестиции становятся частью уставного капитала нового предприятия. Это означает, что государство приобретает права управления созданным предприятием, и приобретает право получения доходов от его деятельности. Управление таким предприятием может быть передано государством одной из государственных структур низшего уровня, регионального или муниципального.

Особенности

Государственные инвестиции формируются за счет собственных бюджетных средств. Возможно привлечение других источников (внебюджетных целевых фондов; рынков ценных бумаг — за счет эмиссии; кредитов и займов, в том числе в иностранных банках).

Государственные прямые инвестиции (в том числе иностранные) вкладываются в предприятия с целью участия в их деятельности и дальнейшем распределении прибыли. Прямые инвестиции позволяют оказывать влияние на бизнес. К прямым инвестициям относят покупку недвижимости, вклады в акционерный капитал, участие в ГЧП (государственно-частном партнерстве).

Характерные особенности государственных инвестиций:

  • источниками формирования являются бюджетные средства
  • осуществляются на возвратной основе
  • регулируются государством в части оснований для их предоставления, а также порядка их осуществления
  • размер государственных (бюджетных) инвестиций зависит от утвержденного бюджета
  • строгий контроль над целевым использованием предоставленных средств
  • вкладываемый капитал обеспечен государственной казной.

Как получить государственные инвестиции — пошаговая инструкция

Теперь давайте поговорим об одном очень важном факторе — получении государственных инвестиций малому бизнесу. У любого начинающего предпринимателя есть два варианта их получения:

  1. Получение субсидий от государства на открытие собственного бизнеса. Подобным у нас в стране занимаются центры занятости. В зависимости от региона сумма колеблется от 50000 до 90000 рублей.
  2. Получения гранта на развитие собственной компании. Сумма этих инвестиций составляет уже до 300000 рублей. Занимается этим вопросом министерство экономического развития.

Разумеется второй вариант наиболее выгодный для предпринимателя. Именно поэтому далее мы рассмотрим его более детально.

Этап первый — изучение нормативов

Программа является федеральной и действует по всей стране, но с поправкой на регионы. По этой же причине реализация поручена региональным органам. И в деталях программа одного региона скорее всего будет отличаться от программы своего соседа.

Обязательно изучите какие виды предпринимательской деятельности деятельности попадают в данную программу до регистрации юридического лица. В противном случае вы просто не сможете участвовать в конкурсе. Как правило допускаются следующие виды деятельности:

  • строительство;
  • сельское хозяйство;
  • социальные и коммунальные услуги;
  • обрабатывающие производства.

Чаще всего список дополняется еще несколькими пунктами, но он постоянно изменяется в каждом регионе. Поэтому изучение действующих нормативов — обязательно.

Этап второй — сбор и подача документов

Следующим этапом является подача документов в министерство экономического развития. Тут необходимо учитывать один очень важный фактор — многие документы действительно весьма ограниченное количество времени. Поэтому их необходимо собирать в самые кратчайшие сроки.

Что нужно собрать:

  • В первую очередь свидетельство о регистрации юридического лица. Лучше всего оформить ИП, так как это упростит вопрос с получением дальнейших документов. Плюс далеко не во всех регионах к конкурсу допускаются ООО.
  • Удостоверение личности и индивидуальный номер налогоплательщика. С этим проблем быть не должно, если последнего по каким-либо причинам нет, то необходимо обратиться в налоговую службу для его получения.
  • Выписка из ЕГРЮЛ. Стоит отметить, что она действительна в течение 30 дней.
  • Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженностей. Этот документ действует всего 10 дней.
  • Справка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей. Этот документ рекомендуется брать в день подачи заявки.
  • Бизнес-план. Более подробно о том, что это такое и как должно выглядеть мы поговорим чуть позже.
  • Банковские реквизиты. Деньги то нужно куда-то перечислять.

Поскольку юридическое лицо у вас только открыто, то проблем с получением справок и документов возникнуть не должно.

Этап третий — рассмотрение заявки

Итак давайте рассмотрим сам процесс отбора заявок, которые получат финансирование. Опять же, в разных регионах процесс может протекать по-разному, но можно выделить основные критерии:

  • Создание рабочих мест. Чем больше сможете вы трудоустроить работников у себя на предприятии, тем лучше для государства. А это значит, что шансов получить грант у вас больше.
  • Возраст. Предпочтение отдается предпринимателям младше 30 лет.
  • Собственное финансирование. Чем больше вы ваших средств будет вложено в проект, тем больше шанс получить грант.

И на самом деле это все основные критерии. В некоторых регионах могут выделяться наиболее приоритетные сферы деятельности, но это необходимо узнавать на местах.

Сам процесс финансирования может затянуться до полугода, все зависит от работы конкретных людей на местах.

Могут ли госинвестиции быть прибыльными в принципе

Значительная часть средств вкладываются в перспективные и прибыльные проекты, в которых также предусмотрена определенная доля госсобственности. Это военные разработки, экономические преобразования, развитие сельского хозяйства, строительство недвижимости. Такие государственные инвестиции окупаются за 5–10 лет и в дальнейшем могут приносить прибыль.

Примером могут служить морские фрегаты «Тальвар», поставляемые в Индию, эсминцы «Фучжоу» для Китая (каждый – 500–700 млн долларов), экспортируемые самолеты-амфибии «Бе-200». Это возведение заводов Nokian Tyres и Toyota в Санкт-Петербургском регионе, международного делового , Бурейской ГЭС, автомагистралей «Амур» и «М11», скоростных железных дорог и Крымского моста.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  • проектные и изыскательские работы,
  • строительство,
  • реконструкцию,
  • реставрацию,
  • техническое перевооружение,
  • приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  • цель инвестирования;
  • объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  • наименование объекта, его мощность;
  • срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  • права и обязанности сторон сделки;
  • ответственность;
  • порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Финансирование бюджета за счет налоговых поступлений

Через бюджет развитых государств проходит до 40% внутреннего валового продукта. В России большую часть доходов бюджета составляют налоговые платежи. На них приходится 84% всех поступлений.

Налоги – это безвозмездные обязательные платежи, производимые субъектами хозяйствования путём отчуждения части имущества в пользу государства.

Разные виды налогов поступают в бюджеты разных уровней. В случае формирования избытка финансирования средства могут распределяться между уровнями бюджета в форме субсидий.

В федеральный бюджет поступают налоги из реального сектора экономики в виде налогов на прибыль. Сюда зачисляются акцизы на спирт, алкогольную продукцию, табачные товары, а также автомобили, акцизы на бензин и так далее. В федеральный бюджет поступает сто процентов косвенного налога на реализацию продукции и услуг. Так же начисляется налог на добычу полезных ископаемых, в том числе обязательные платежи, связанные с этой деятельностью. Сто процентов водного налога идет в бюджет федерального уровня. Все обязательные платежи, связанные с использованием государственных услуг гражданами и субъектами хозяйствования страны направляются в обще государственный бюджет.

Региональные бюджеты получают средства от налога на прибыль, игорный бизнес, транспорт. Сто процентов налога на доходы иностранных граждан и восемьдесят пять процентов налогов с доходов резидентов страны. Акцизы на отдельные виды продукции, налоги с добычи полезных ископаемых в виде алмазов и другое.

Местные бюджеты в основном финансируются из средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет государственных пошлин и прямых налоговых отчислений, предназначенных для их финансирования. Сюда относят земельный налог, налог на рекламу, налог на дарение и наследование, обязательные лицензионные сборы.

Государственные инвестиции в промышленность

Главными задачами инвестирования финансовых средств в промышленный сектор экономики Российской Федерации являются импортозамещение, выпуск собственной дорогостоящей продукции, которая будет способна удовлетворить потребности граждан нашей страны, и, как следствие, создание новых рабочих мест. Главной стратегической задачей государства является обеспечение прямых инвестиций, т.к. именно они способны устранить важнейшие проблемы в экономике государства.

Государственные инвестиции в промышленность

В качестве примера можно привести Российско — Китайское сотрудничество на Дальнем Востоке, где процесс развития идёт достаточно активно. На сегодняшний день там осуществляется 22 проекта, в которых поддержка Китая составила 3 млрд. $. Если перевести в процентное выражение, то доля китайских инвестиций от их общего объёма составляет 22%.

Что касается малого и среднего бизнеса, то с помощью государственных инвестиций создаётся спрос. Благодаря долгосрочному кредитованию частному сектору, возможно выполнить следующие задачи:

  1. Повысить уровень жизни народа;
  2. Обеспечить сбыт производимой продукции (с помощью инвестиционных средств);
  3. Удовлетворить спрос граждан в дорогостоящем товаре.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство

Одним из главных вопросов развития экономики страны в целом является привлечение инвестиционных средств в сельское хозяйство. Ведь это ключевая сфера деятельности, от которой напрямую зависит рост экономики и развитие государства в целом. Однако она является совсем непривлекательной для инвестиций, ввиду того, что приносит малую прибыль. Помимо этого, данная отрасль имеет свои особенности, которые также отталкивают потенциальных инвесторов: большие сроки окупаемости и высокие риски потери вкладываемых средств из-за прямой зависимости от природных условий.

Государственные инвестиции в сельское хозяйство

Одним из ключевых источников финансирования сельского хозяйства являются государственные инвестиции, с помощью которых возводятся новые заводы, тепличные сооружения и комплексы, а также совершенствуется общая инфраструктура в регионах страны. Вкладываемые государством средства идут на охрану окружающей среды, обеспечение оптимального уровня жизни в сельской местности, наделение хозяйств оборотными ресурсами и важные вопросы агропромышленного комплекса.

Так как же получить государственную помощь? Государство даёт субсидии на совершенствование собственного хозяйства: строительство необходимых построек, инфраструктуры, а в некоторых случаях даже помогает с приобретением земельного участка – всё это обеспечивается государственными программами и фондами развития, под которые должен подходить частный бизнес.

И в заключение стоит добавить, что государственное инвестирование бывает следующих видов: льготные займы, налоговые льготы, прямые государственные вложения и инвестиции от государственных предприятий и крупных организаций ( занимается совершенствованием прямого государственного инвестирования в России. Однако, главный его недостаток – на законодательном уровне он не может инвестировать даже самый перспективный проект, если зарубежный поток денежных средств в нём отсутствует.

О государственных инвестициях на примере фермерства:

Значение инвестиций для развития экономики России

Методы оценки инвестиций. Риски и доходность инвестиционных проектов Читать далее: Итоги инвестиционных процессов в настоящее время

2. Значение инвестиций для развития экономики России

Инвестиционная политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.

Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций, гарантировать права инвесторов на собственность и которые предполагают:

ü предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;

ü отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности;

ü равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов).

Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:

ü С неготовностью получателей инвестиций — предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;

ü С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность).

Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ “Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”): создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов; внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым использованием амортизационных отчислений; последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе; усиление государственного контроля за расходованием средств федерального бюджета; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

2.1 Особенности инвестиционного процесса в России

Перспективы динамического развития отечественной экономики во многом определяются состоянием и тенденциями инвестиционного климата в ее регионах.

Региональные оценки состояния и тенденций инвестиционного климата определяются нами соотношением показателей инвестиционной активности и привлекательности регионов России. Обе эти оценки комплексные. Так, инвестиционная активность региона оценивается не только годовыми объемами капитальных вложений, но и их физическим наполнением — объемами строительно-монтажных работ, спросом на инвестиционную продукцию (строительные, монтажные и конструкционные материалы, производственное оборудование и механизмы, строительную технику). Инвестиционная привлекательность региона оценивается характеристиками его потенциального спроса на инвестиции (состоянием и перспективами развития основных ресурсов воспроизводства экономики, инфраструктуры производства, мощностей строительных организаций, уровнем региональных инвестиционных рисков; состоянием экологической и социальной обстановки и т.п.).

По оценкам тенденций инвестиционного климата в регионах можно оценивать перспективы преодоления общего инвестиционного кризиса в стране, выхода на этап ее динамического развития.

Нынешнее состояние инвестиционного климата в регионах России отражает общее положение инвестиционного кризиса. При этом на общем фоне выделяются зоны его условного “перегрева” и “переохлаждения”. Они отличаются разбалансированностью характеристик инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности.

В случае “инвестиционного перегрева” — прилив инвестиций в регион существенно превышает существующие возможности их производственного освоения. Это обусловлено тем, что основная часть инвестиций обращается вне реального сектора экономики. К ним относятся: Тюменская область, где прилив инвестиций в последние годы превышал возможности их производственного освоения в 4,9 раза, Московская область — в 3,5 раза, Челябинская область — в 2,9 раза, Красноярский край — в 2,1 раза, г. Москва — в 2 раза; Свердловская и Кемеровская области, республика Башкортостан (от 1,9 до 1,6 раза).

Такая ситуация в существенной мере объясняется монопольным положением некоторых регионов в разных сферах экономической деятельности. Так, “перегрев” инвестиций в Тюменской области объясняется ее монопольным положением в добыче газа (91,5% от общей добычи), Челябинской области — монопольными объемами производства проката черных металлов (22,4%), Красноярского края — монопольным производством алюминия (более 25%) и качественного дешевого угля (12,2%), в республике Башкортостан — монопольным производством автомобильного бензина (13%) и дизельного топлива (15,1%) и т.д. [[1]]

Таким образом, показатели отраслевой монополизации товарного производства и источников инвестиций являются (по существу) отражением монополизации производств в регионах, обладающих условиями для ее проявления.

Особое положение занимает московский регион, не обладающий природными ресурсами не только для монополизации производства в масштабах России, но и ресурсозависимый по всем видам продукции естественных монополий. При этом уровень инвестиционной активности этого региона многократно выше производственной активности (не отличающейся по ее состоянию от общей картины в остальных регионах). Показатели инвестиционного “перегрева” в этом регионе в основном объясняются высоким оборотом “фиктивных” инвестиций, из которых лишь малая часть оседает в реальном секторе экономики. Физическое наполнение этого инвестиционного оборота свидетельствует о том, что реальная инвестиционная активность г. Москвы в 2 раза ниже “видимой”, а Московской области — в 3 раза ниже. “Фиктивная” часть инвестиционного оборота образуется за счет концентрации в этом регионе (кроме бюджетных средств) банковского капитала; институтов фондового рынка, внебюджетных фондов, страховых и пенсионных фондов федерального уровня, пока не склонных к инвестированию производства. Необходимо отметить, что концентрация инвестиций в регионах с монополистическим производством приводит к постоянному росту в этих регионах доли “фиктивных” инвестиций (по принципу: “деньги к деньгам”), (от 30 до 50%), что является источником возрастания рисков инвестиций в них, и тем самым инициирует “перегрев” инвестиционного климата. В процессе развития общего финансово-экономического кризиса в стране спад в деловой и инвестиционной деятельности регионов оказался неравнозначным. В определенном смысле ситуация в регионах явилась географической калькой экономического состояния отраслей и производств; в независимости от их производственно-технологического потенциала и емкости инвестиционного рынка.

Роль государства в качестве субъекта активизации инвестиционного процесса видится в двух плоскостях. Во-первых, незавершенность процесса формирования российского корпоративного сектора предполагает активное участие государства в этом процессе, с акцентом на формирование, оптимизацию и структурную эволюцию крупных компаний, а также развитие их конкурентоспособности. Важнейшим звеном экономической и инвестиционной стратегии государства уже стало признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Государство в последние годы активно участвует в процессе формирования государственных холдингов в авиакосмической, судостроительной промышленности, на железнодорожном транспорте, в нефтяном секторе.

В результате, по некоторым оценкам, в 2007 г. объем прямых и косвенных государственных инвестиций может превысить объем частных инвестиций . В 2006 г. инвестиции за счет всех источников финансирования составили 4580,5 млрд. руб., а в 2007 г., по прогнозу Минэкономразвития, они вырастут в реальном выражении на 12,4%, или до 5728 млрд. руб. Доля прямых госинвестиций (в 2006 г. около 18%) увеличится в 2007 г. до 22%. «Большая тройка» в составе Газпрома, РАО ЕЭС и ОАО «Российские железные дороги» в 2006 г. обеспечила 17% всех инвестиций. Учитывая интенсивный процесс формирования государственных холдингов в судостроительной, авиационной других отраслях, общий объем госинвестиций в 2007 г. может превысить 50% .

Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

Методы оценки инвестиций. Риски и доходность инвестиционных проектов Читать далее: Итоги инвестиционных процессов в настоящее время

Информация о работе «Механизм стимулирования и активизации инвестиционной деятельности»

Раздел: Финансовые науки Количество знаков с пробелами: 77627 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 1

Похожие работы

Инвестиции и их роль в экономике. Проблемы активизации инвестиционной деятельности в Украине

45991

3

1

… и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем. 2 проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в украине Вопрос привлечения инвестиций в экономику Украины стал наиболее актуальным в условиях рыночной трансформации. Формирование и развитие иностранного сектора в любой стране проходит два …

Активизация инвестиционной деятельности как приоритетная финансовая политика государств

86472

10

0

… по займам. 3.3. Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало …

Инвестиционная деятельность в Тюменской области

169144

3

0

… характеристик населения до политико-экономического менталитета местных властей. В связи с тем, что наш регион является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных субъектов РФ, изучение инвестиционной деятельности Тюменской области необходимо не только на региональном уровне, но и на уровне Федерации в целом. Глава 2. Инвестиционная деятельность в Тюменской областиТюменская область уже …

Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности

151334

6

0

… , собственных оборотных средств, то есть не допускало даже технического решения проблемы неплатежей, что также препятствует возможности осуществления какой-либо инвестиционной деятельности. Таким образом, прибыль предприятий как важнейший фактор эффективности регионального развития с 1994г. утратила свою роль, уступив ее кредитам банков. Однако, динамика и структура кредитных вложений в экономику …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: