ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЯМИ


23259

0

Автор статьи:

Султанов Искандер Анварович

Основатель Projectimo.ru

Свежие публикации автора:

Системный проект нормирования труда

Реализация проекта перевода учета на аутсорсинг

Ожидание сущностных изменений в инвестициях

Достаточно давно и практически на всех уровнях звучит очевидная мысль о том, что без реального включения инновационного фактора Российской экономике будет очень сложно подняться на достойное место. В первую очередь, данный вопрос стоит на уровне национальной безопасности и служит лейтмотивом трансформации государственной инвестиционной политики, которая пока не приобрела форму радикальных изменений. Инвестиции в инновации должны в ближайшее время претерпеть качественные и количественные изменения. Приглашаю к размышлениям на эту тему.

Место инноваций в инвестиционной практике

Под инновацией следует понимать комплекс изобретения, новшества и нововведения в материальной или интеллектуальной сфере, являющийся результатом творчества людей, доведенный до стадии коммерческого или иного нового продукта. Инновации осуществляются в области техники и технологии, управления и организации. Такие нововведения способны существенно изменить рыночную позицию субъекта инвестиций за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Основной целью они имеют обеспечение в будущем экономических выгод. Ожидаемые выгоды значительно превышают эффекты от обычных в традиционном понимании инвестиций, свойственных соответствующей отрасли деятельности. Инновации имеют три фундаментальных параметра, которые необходимо учитывать.

  1. Присутствие творческого процесса, являющегося основой изобретений и нововведений.
  2. Отличительная новизна инноваций.
  3. Результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке.

Существенное значение имеет формализация указанных параметров для целей объективности и подлинности инноваций. Понятие творческого процесса тесно связано с системным явлением проблемы, которая имеет форму проявленных и скрытых трудностей и возможностей. Они охватывают области менеджмента, товарных, интеллектуальных продуктов, представленных на рынке и в обществе. Выявление корневых проблем и возможностей происходит в результате исследований, которые основаны на научном подходе. Бюджеты НИОКР служат количественным измерителем инвестиций субъектов деятельности в исследования как части творческого процесса инноваций.

Формальный характер отличительной новизне придает получение патента на изобретение. Этим фактом подтверждаются его уникальность и охраняемые на государственном уровне права. Вторичным эффектом патентной регистрации является оригинальность новой идеи и разработки. Новый доход, который генерируется в результате введения результатов изобретения в практику бизнеса или других общественных институтов, фиксирует в количественном формате факт полезности нововведения. Доход служит «линией водораздела» между изобретением и реализованной инновацией. Генерируемый доход является комплексной категорией и подразумевает следующие выгоды:

  • приращение прибыли;
  • увеличение рыночной доли компании;
  • снижение издержек;
  • роялти по договору коммерческой концессии;
  • лицензионные платежи.

Инвестиции и инновации – тесно взаимосвязанные категории, описывающие идентичные по экономической природе процессы вложений средств, которые осуществляются с близкими целями. Инновационные проекты являются частными случаями инвестиционных проектных задач, для которых экономическая эффективность прогнозируется на значительно более высоких уровнях. Вместе с тем, и рисковая составляющая для инновационных вложений существенно выше, что в российских условиях слабого рынка мешает их развитию.

Инновационные направления

Да, инновации это всё новое, оригинальное, эксклюзивное. Но в каком направлении двигаться? Какая сфера деятельности требует улучшения и выхода на следующий уровень? Какие области инновационной деятельности наиболее динамично развиваются?

Основными направлениями инвестиций в инновации выступают:

  • сфера управления и организации труда
  • совершенствование технологических и технических процессов в производстве
  • повышение экологической безопасности производства
  • улучшение эстетических качеств выпускаемых товаров
  • разработка принципиально новых маркетинговых и стратегических решений.

Некоторые специалисты выделяют немного отличные виды инвестирования в инновации и предлагают развивать следующее:

  • использование принципиально новых материалов для создания товаров (в первую очередь это направлено на снижение себестоимости производства, предания товару новых качеств, что ведёт к повышению её стоимости)
  • создание новых рынков и способов применения существующих товаров и услуг (данная мера открывает двери для технологических инноваций)
  • создание принципиально новых продуктов.

Инновационные продукты, услуги, сервисы, рынки по большому счету решают лишь две задачи:

  • создание эксклюзивного продукта способного существенно повлиять на экономику тем, что провоцирует и стимулирует создание целого нового рынка под инновационный продукт. Новые рынки это новые инвестиции, новые рабочие месте, одним словом это развитие
  • глубокая переработка существующего продукта. Это тоже считается инновацией и несёт некоторые экономические выгоды, как в производстве, так и в сбыте.


Виды и направления инвестиций в инновации

В международной практике разработаны и действуют специальные методологические принципы для статистического измерения результатов инновационной деятельности. Евростатом разработано OSLO MANUAL – общепризнанное руководство, включающее данные основополагающие принципы. В 2005 году выпущена третья редакция настоящего руководства, в котором дается определение инноваций и их основные типы:

  • стратегические инновации;
  • технологические (продуктовые, процессные) инновации;
  • управленческие нововведения;
  • организационные инновации;
  • маркетинговые новшества;
  • экологические инновации;
  • эстетические инновации.

Определение инноваций от OSLO MANUAL

Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 50-е годы XX века впервые ввел в экономическую терминологию понятие инноваций. Наиболее известна его «Динамическая концепция экономического цикла», в которой ученый выделил несколько инновационных направлений. Кратко можно определить пять вариантов нововведений.

  1. Научные открытия и радикально новые подходы к применению продуктов, открывающие возможности для внедрения технологических инноваций, которые воодушевленно воспринимаются рынком.
  2. Разработка и производство продукта с совершенно новыми потребительскими качествами, которых до настоящего времени не было представлено на рынке.
  3. Создание абсолютно нового рынка для реализации действующих продуктов одной из отраслей.
  4. Инновация источника или сырья для создания продукта.
  5. Управленческая или организационная инновация.

По степени новизны различают следующие виды инноваций:

  • базовые нововведения (инновации закладывают основу для возникновения целой новой отрасли);
  • улучшающие инновации (глубокая модернизация созданного ранее продукта);
  • псевдоинновации (продлевают срок жизни улучшающих инноваций).

В последние годы состав институтов, обеспечивающих инновации, постоянно растет. Указом Президента РФ от 18.06.2012 за № 878 комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России преобразована в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Инновационная и инвестиционная деятельность занимает все большее место в экономической политике государства. В настоящее время действуют пять стратегических направлений в сфере инноваций, обеспечение реализации которых является приоритетным.

  1. Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения.
  2. Проекты, относящиеся к ядерным технологиям. Среди перспективных направлений: управляемый термоядерный синтез (практическое освоение к 2050 г.), замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейронах (к 2030 г.).
  3. Проекты в сфере компьютерных технологий и ПО. Наиболее весомо среди данных проектов выглядит направление «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» (ГРИД-технологии – форма распределенных вычислений, виртуальный суперкомпьютер).
  4. Проекты в области космических технологий и телекоммуникаций.
  5. Проекты по разработке отечественной медицинской техники и фармацевтика мирового уровня.

Новые организационные методы управления инвестициями

Успех предприятия инновационного сектора, как впрочем, и всех остальных, на рынке определяется и такими факторами как гибкость компании (как системы управления), которая способна молниеносно реагировать не только на риски и угрозы, но и на все новшества и положительные тренды рыночной среды. Вовремя принятая на вооружение технология, методы управления, источники информации могут обеспечить существенные конкурентные преимущества в отличие от финансового капитала, который еще надо суметь эффективно задействовать.

В этих условиях менеджер инвестиционных проектов должен ориентироваться в своей концепции управления на:

  • переход к более прогрессивным плоским структурам руководства и управления, когда каждое управленческое звено, структура существуют автономно и им делегированы большинство необходимых полномочий вышестоящих подразделений для самостоятельной работы.
  • приближаться к плоской структуре управления, когда нет начальника и подчиненного; что позволяет быстро реагировать на изменение отраслевой структуры инвестиций
  • переходить к субподрядной системе выполнения работ и аутсорсинговым моделям работы с контрагентами на рынке.
  • Каждый вид работы должны выполнять специалисты, а управленец – контролировать;
  • постепенно переходить от руководства процессом к обслуживанию клиента на всем протяжении взаимодействия с ним.

Статистическая поддержка инвестиций в инновации

Ни одна цель в современной экономике не достижима без перевода в задачный формат. Присутствие пяти задачных параметров определяет само наличие задачи как средства и объекта управления. Данному вопросу посвящена отдельная статья на тему определения целей и задач проекта. Напомню лишь, что формулировка задачи подразумевает количественное определение результата, что придает ей точность и однозначность понимания постановщика и ответственного ресурса критерия достижимости.

Из настоящих посылов следует, что для решения задачи мощного инновационного прорыва требуется информационный плацдарм, опираясь на который удастся построить стратегически выверенные векторы изменения уровней показателей. Измененные параметры инновационной деятельности засвидетельствуют тот самый прорыв, к которому стремится общество. Поэтому статистика играет важную роль и в формировании исходного цифрового базиса, и в свидетельстве качественных изменений.

Действия Росстата не безупречны, но заслуживают внимания, поскольку Федеральная Служба вполне справляется со своими задачами. За основу для рассмотрения результатов статистических отчетов далее взят отчет Росстата «Статистика инноваций в России» с анализом динамики инновационных параметров с 2000 по 2014 годы. Далее представлены основные определения инновационным понятиям, которые применяет Служба в практике сбора и обработки информации.

определения инновационной сферы
Определения инновационной сферы деятельности. Источник: Росстат

В западной управленческой методологии существует концепция BSC, которая использует многоуровневый состав показателей результативности (КПР/KPI). Российская управленческая наука оперирует ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые несколько отличаются от КПР, но по сути играют ту же роль количественных параметров задач для постановки их ответственным ресурсам. Для вывода КПЭ важную роль играют статистические измерения инновационной деятельности, включающих ряд параметров, таких, например, как:

  • число зарегистрированных патентов;
  • размер осуществленных платежей за инновационные технологии;
  • количество созданных инноваций;
  • затраты на инновационные цели по отраслям, регионам и отдельным компаниям;
  • уровень инновационной активности предприятий, отраслей и регионов.

Далее приводятся примеры динамики некоторых статистических показателей в сфере инвестиций в инновации из представленного перечня.

инновационная активность организации
Инновационная активность организаций промышленного производства и сферы услуг. Источник: Росстат

инновационная активность промышленного производства
Инновационная активность организаций промышленного производства и сферы услуг. Источник: Росстат

затраты на технологические инновации
Затраты на технологические инновации в промышленном производстве (млрд. руб.) Источник: Росстат

Рейтинг стран по уровню инноваций

Главная > Справочник > Списки и рейтинги > Страны > Рейтинг стран по уровню инноваций

Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет (Cornell University), и Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) ежегодно публикуют аналитический доклад «Глобальный индекс инноваций» (The Global Innovation Index), в котором все страны мира оцениваются с точки зрения их развития, инновационности и технологичности.

Исследование проводится с 2007 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

  1. Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input).
  2. Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output).

Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. Страны с наилучшими показателями уровня развития инноваций демонстрируют удивительную стабильность, указывают эксперты. Если взглянуть на 25 ведущих стран по уровню развития инноваций, то рейтинги показывают, что отдельные государства меняют свои места в рамках соответствующих групп, но при этом ни одно из них не покидает своей группы. Это можно объяснить, среди прочего, тем, что успешная инновационная деятельность ведёт к появлению своего рода замкнутого круга: по достижении определённого критического уровня инвестиции привлекают инвестиции, таланты привлекают таланты, а инновации порождают инновации. Авторы исследования отмечают, что несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, инновационная деятельность в мире продолжает развиваться. В большинстве стран расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают показатели предыдущих лет, а успешные местные инновационные центры процветают. Последняя версия списка стран по уровню инновационности вышла в 2020 году.

Отчеты: gii2020.pdf, gii2019.pdf, gii2018.pdf, gii2013.pdf

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2013
СтранаИндекс
1Швей­цария66.1
2Швеция62.5
3США60.6
4Велико­британия59.8
5Нидер­ланды58.8
6Дания57.5
7Финлян­дия57.0
8Сингапур56.6
9Германия56.5
10Южная Корея56.1
11Гонконг54.2
12Франция53.7
13Израиль53.5
14Китай53.3
15Ирландия53.0
16Япония52.7
17Канада52.3
18Люксем­бург50.8
19Австрия50.1
20Норвегия49.3
21Исландия49.2
22Бельгия49.1
23Австра­лия48.4
24Чехия48.3
25Эстония48.3
26Новая Зелан­дия47.0
27Мальта46.4
28Италия45.7
29Кипр45.7
30Испания45.6
31Порту­галия43.5
32Словения42.9
33Малай­зия42.4
34ОАЭ41.8
35Венгрия41.5
36Латвия41.1
37Болгария40.0
38Польша40.0
39Словакия39.7
40Литва39.2
41Хорватия37.3
42Вьетнам37.1
43Греция36.8
44Таиланд36.7
45Украина36.3
46Румыния36.0
47Россия35.6
48Индия35.6
49Черногория35.4
50Филип­пины35.2
51Турция34.9
52Маврикий34.4
53Сербия34.3
54Чили33.9
55Мексика33.6
56Коста-Рика33.5
57Маке­дония33.4
58Монголия33.4
59Молдова33.0
60ЮАР32.7
61Армения32.6
62Брази­лия31.9
63Грузия31.8
64Беларусь31.3
65Тунис31.2
66Саудов­ская Аравия30.9
67Иран30.9
68Колумбия30.8
69Уругвай30.8
70Катар30.8
71Бруней29.8
72Ямайка29.1
73Панама29.0
74Босния и Герцего­вина29.0
75Марокко29.0
76Перу28.8
77Казах­стан28.6
78Кувейт28.4
79Бахрейн28.4
80Аргентина28.3
81Иордания27.8
82Азербай­джан27.2
83Албания27.1
84Оман26.5
85Индо­незия26.5
86Кения26.1
87Ливан26.0
88Танзания25.6
89Ботсвана25.4
90Домини­кана25.1
91Руанда25.1
92Сальва­дор24.8
93Узбеки­стан24.5
94Киргизия24.5
95Непал24.4
96Египет24.2
97Парагвай24.1
98Трини­дад и Тобаго24.1
99Эквадор24.1
100Кабо-Верде23.9
101Шри-Ланка23.8
102Сенегал23.7
103Гондурас23.0
104Намибия22.5
105Боливия22.4
106Гвате­мала22.4
107Пакистан22.3
108Гана22.3
109Таджики­стан22.2
110Камбоджа21.5
111Малави21.4
112Кот-д’Ивуар21.2
113Лаос20.6
114Уганда20.5
115Мада­гаскар20.4
116Бангла­деш20.4
117Нигерия20.1
118Буркина Фасо20.0
119Камерун20.0
120Зимбабве20.0
121Алжир19.5
122Замбия19.4
123Мали19.2
124Мозамбик18.7
125Того18.5
126Бенин18.1
127Эфиопия18.1
128Нигер17.8
129Мьянма17.7
130Гвинея17.3
131Йемен13.6
СтранаИндекс
1Швейцария67.2
2Швеция63.7
3США61.7
4Нидерланды61.4
5Великобритания61.3
6Финляндия59.8
7Дания58.4
8Сингапур58.4
9Германия58.2
10Израиль57.4
11Южная Корея56.6
12Ирландия56.1
13Гонконг55.5
14Китай54.8
15Япония54.7
16Франция54.2
17Канада53.9
18Люксембург53.5
19Норвегия51.9
20Исландия51.5
21Австрия50.9
22Австралия50.3
23Бельгия50.2
24Эстония50.0
25Новая Зеландия49.6
26Чехия49.4
27Мальта49.0
28Кипр48.3
29Испания47.9
30Италия46.3
31Словения45.3
32Португалия44.6
33Венгрия44.5
34Латвия43.2
35Малайзия42.7
36ОАЭ42.2
37Словакия42.0
38Литва41.5
39Польша41.3
40Болгария40.3
41Греция38.9
42Вьетнам38.8
43Таиланд38.6
44Хорватия37.8
45Черногория37.7
46Россия37.6
47Украина37.4
48Грузия37.0
49Турция36.9
50Румыния36.8
51Чили36.6
52Индия36.6
53Монголия36.3
54Филиппины36.2
55Коста-Рика36.1
56Мексика36.1
57Сербия35.7
58Молдова35.5
59Македония35.3
60Кувейт34.6
61Иран34.4
62Уругвай34.3
63ЮАР34.0
64Армения34.0
65Катар33.9
66Бразилия33.8
67Колумбия33.0
68Саудовская Аравия32.9
69Перу32.9
70Тунис32.8
71Бруней32.3
72Беларусь32.1
73Аргентина31.9
74Марокко31.6
75Панама31.5
76Босния и Герцеговина31.4
77Кения31.1
78Бахрейн31.1
79Казахстан31.0
80Оман31.0
81Ямайка30.8
82Маврикий30.6
83Албания30.3
84Азербайджан30.2
85Индонезия29.7
86Иордания29.6
87Доминикана28.6
88Ливан28.5
89Шри-Ланка28.5
90Киргизия28.4
91Тринидад и Тобаго28.1
92Египет27.5
93Ботсвана27.4
94Руанда27.4
95Парагвай27.1
96Сенегал26.8
97Танзания26.6
98Камбоджа26.6
99Эквадор26.6
100Таджикистан26.4
101Намибия25.9
102Уганда25.6
103Кот-д’Ивуар25.6
104Гондурас25.5
105Пакистан25.4
106Гана25.3
107Гватемала25.1
108Сальвадор24.9
109Непал24.9
110Боливия24.8
111Эфиопия24.2
112Мали24.0
113Алжир24.0
114Нигерия23.9
115Камерун23.9
116Бангладеш23.3
117Буркина-Фасо23.3
118Малави23.0
119Мозамбик22.9
120Никарагуа22.5
121Мадагаскар22.4
122Зимбабве22.3
123Бенин20.4
124Замбия20.4
125Гвинея19.5
126Того18.5
127Нигер18.1
128Бурунди17.6
129Йемен14.5
СтранаИндекс
1Швейцария68.40
2Нидерланды63.30
3Швеция63.10
4Великобритания60.10
5Сингапур59.80
6США59.80
7Финляндия59.60
8Дания58.40
9Германия58.00
10Ирландия57.20
11Израиль56.80
12Южная Корея56.60
13Япония55.00
14Гонконг54.60
15Люксембург54.50
16Франция54.40
17Китай53.10
18Канада53.00
19Норвегия52.60
20Австралия52.00
21Австрия51.30
22Новая Зеландия51.30
23Исландия51.20
24Эстония50.50
25Бельгия50.50
26Мальта50.30
27Чехия48.70
28Испания48.70
29Кипр47.80
30Словения46.90
31Италия46.30
32Португалия45.70
33Венгрия44.90
34Латвия43.20
35Малайзия43.00
36Словакия42.90
37Болгария42.60
38ОАЭ42.60
39Польша41.70
40Литва41.20
41Хорватия40.70
42Греция38.90
43Украина38.50
44Таиланд38.00
45Вьетнам37.90
46Россия37.90
47Чили37.80
48Молдова37.60
49Румыния37.60
50Турция37.40
51Катар36.60
52Черногория36.50
53Монголия35.90
54Коста-Рика35.70
55Сербия35.50
56Мексика35.30
57Индия35.20
58ЮАР35.10
59Грузия35.00
60Кувейт34.40
61Саудовская Аравия34.30
62Уругвай34.20
63Колумбия33.80
64Бразилия33.40
65Иран33.40
66Тунис32.90
67Бруней32.80
68Армения32.80
69Оман32.80
70Панама32.40
71Перу31.80
72Бахрейн31.70
73Филиппины31.60
74Казахстан31.40
75Маврикий31.30
76Марокко31.10
77Босния и Герцеговина31.10
78Кения31.10
79Иордания30.80
80Аргентина30.70
81Ямайка30.40
82Азербайджан30.20
83Албания30.00
84Македония29.90
85Индонезия29.80
86Беларусь29.40
87Доминикана29.30
88Шри-Ланка28.70
89Парагвай28.70
90Ливан28.20
91Ботсвана28.20
92Танзания28.10
93Намибия28.00
94Киргизия27.60
95Египет27.20
96Тринидад и Тобаго27.00
97Эквадор26.80
98Камбоджа26.70
99Руанда26.50
100Сенегал26.50
101Таджикистан26.50
102Гватемала25.50
103Уганда25.30
104Сальвадор25.10
105Гондурас24.90
106Мадагаскар24.80
107Гана24.50
108Непал24.20
109Пакистан24.10
110Алжир23.90
111Камерун23.80
112Мали23.30
113Зимбабве23.10
114Малави23.10
115Мозамбик23.10
116Бангладеш23.10
117Боливия22.90
118Нигерия22.40
119Гвинея20.70
120Замбия20.70
121Бенин20.60
122Нигер20.60
123Кот-д’Ивуар20.00
124Буркина-Фасо18.90
125Того18.90
126Йемен15.00
СтранаИндекс
1Швейцария66.6
2Швеция61.4
3Велико­британия61.2
4Нидерланды61.1
5Соеди­нён­ные Штаты Америки60.3
6Финляндия59.5
7Гонконг59.4
8Сингапур59.4
9Дания58.3
10Ирландия57.9
11Канада57.6
12Люксем­бург56.6
13Исландия56.4
14Израиль56.0
15Германия55.8
16Норвегия55.6
17Новая Зеландия54.5
18Южная Корея53.3
19Австралия53.1
20Франция52.8
21Бельгия52.5
22Япония52.2
23Австрия51.9
24Мальта51.8
25Эстония50.6
26Испания49.4
27Кипр49.3
28Чехия48.4
29Италия47.8
30Словения47.3
31Венгрия46.9
32Малайзия46.9
33Латвия45.2
34Порту­галия45.1
35Китай44.7
36Словакия42.2
37Хорватия41.9
38Объеди­нён­ные Арабские Эмираты41.9
39Коста-Рика41.5
40Литва41.4
41Болгария41.3
42Саудов­ская Аравия41.2
43Катар41.0
44Черно­гория41.0
45Молдова40.9
46Чили40.6
47Барбадос40.5
48Румыния40.3
49Польша40.1
50Кувейт40.0
51Македо­ния38.2
52Уругвай38.1
53Маврикий38.0
54Сербия37.9
55Греция37.7
56Аргентина37.7
57Таиланд37.6
58Южная Африка37.6
59Армения37.6
60Колумбия37.4
61Иордания37.3
62Россия37.2
63Мексика36.8
64Бразилия36.3
65Босния и Герцего­вина36.2
66Индия36.2
67Бахрейн36.1
68Турция36.0
69Перу36.0
70Тунис35.8
71Украина35.8
72Монголия35.8
73Грузия35.6
74Бруней35.5
75Ливан35.5
76Вьетнам34.8
77Беларусь34.6
78Гайана34.4
79Домини­кана33.3
80Оман33.3
81Тринидад и Тобаго33.2
82Ямайка32.9
83Эквадор32.8
84Казах­стан32.7
85Индо­незия32.0
86Панама31.8
87Гватемала31.5
88Сальва­дор31.3
89Уганда31.2
90Филип­пины31.2
91Ботсвана31.1
92Марокко30.9
93Албания30.9
94Гана30.6
95Боливия30.5
96Сенегал30.5
97Фиджи30.5
98Шри-Ланка30.4
99Кения30.3
100Парагвай30.3
101Таджики­стан30.0
102Белиз30.0
103Кабо-Верде29.7
104Свази­ленд29.6
105Азербай­джан29.0
106Мали28.8
107Гондурас28.8
108Египет28.5
109Намибия28.4
110Камбоджа28.1
111Габон28.0
112Руанда27.6
113Иран27.3
114Вене­суэла27.3
115Ника­рагуа27.1
116Буркина Фасо27.0
117Кыргыз­стан27.0
118Замбия26.8
119Малави26.7
120Нигерия26.6
121Мозамбик26.5
122Гамбия26.4
123Танзания26.4
124Лесото26.3
125Камерун25.7
126Гвинея25.7
127Бенин25.1
128Непал25.0
129Эфиопия24.8
130Бангла­деш24.5
131Нигер24.0
132Зимбабве24.0
133Узбеки­стан23.9
134Сирия23.7
135Ангола23.5
136Кот-д’Ивуар23.4
137Паки­стан23.3
138Алжир23.1
139Того23.0
140Мада­гаскар22.9
141Судан19.8
142Йемен19.3

Основные проблемы российской инновационной политики

С учетом имеющегося статистического базиса сформировать состав КПЭ по задачам инновационного развития не составляет труда. В настоящий момент основные элементы инновационной инфраструктуры созданы. Государство активно участвует в финансировании инноваций через созданную Российскую венчурную компанию. Налоговое законодательство имеет аналогичную лучшим западным образцам модель льготирования инноваций. Принята IV часть ГК, регулирующая вопросы, связанные с оборотом и защитой прав интеллектуальной собственности. Созданы государственные вертикально интегрированные корпорации на ключевых инновационных направлениях экономики. Государство проводит свою инновационную политику посредством следующих методов:

  • прямые методы влияния через бюджет;
  • прямое административное воздействие;
  • прямые методы регулирования через институты развития;
  • косвенные методы влияния через установление «правил игры»;
  • косвенные методы инфраструктурного развития.

В последние годы достаточно много и в СМИ, и на уровне руководства страны говорится о национальной инновационной системе (НИС). Под ней предлагается понимать совокупность экономических субъектов, объединенных в систему реализации инновационной деятельности на основе действующих в государстве институтов. НИС в России действует, институтов развития достаточно, но до сих пор не понятно, кто персонально несет ответственность за решение задач инновационного развития в государстве.

Инновационная и инвестиционная деятельность в нашей стране сталкивается с рядом проблем, некоторые из которых носят традиционный для российской деловой практики характер. Рассмотрим их.

  1. Низкая инновационная активность у бизнеса, часто симулирующего типа.
  2. Правовой нигилизм бизнеса и общества. Законы и подзаконные акты, даже тщательно проработанные, раскрывающие массу возможностей, не исполняются.
  3. Российская НИС – преемница НИС СССР со всеми ее издержками.
  4. Государственная инновационная политика носит пассивный, распределительный характер с высокой долей участия государства.
  5. Бюрократический аппарат контролирует основные инновационные процессы, включая выбор приоритетов.
  6. Противостояние лобби сырьевой ориентации и устаревшей структуры системы нововведений.
  7. Придание роли локомотива инноваций госструктурам и крупному бизнесу с участием государства, демонстрирующих общую неэффективность.
  8. Низкий уровень доверия к частному бизнесу в его способности запустить инновационный процесс.
  9. Продолжение процесса монополизации экономики.
  10. Декларативный характер реформирования инновационной политики государства.
  11. Низкий уровень координации действий и постановки задач структурам, ответственным за результат преобразований.
  12. Фактическое исключение малого и среднего предпринимательства из процесса инновационного развития.
  13. Разрыв между высшим образованием и системой научных исследований.

Введение

Инновационная экономика вызывает необходимость пересмотра базовых категорий, связанных с инвестиционным процессом. Происходит изменение содержания категории инвестиционного процесса, трансформируются его элементы и формы реализации, что требует более детального изучения инвестирования не только с теоретических, но и практических позиций.
Концентрация как промышленного, так и финансового капитала к концу XIX века обусловила наличие некоторых противоречий в исследованиях классиков политэкономии, основанных на принципе эквивалентности обмена. Абсолютная рента трактуется им то, как часть действительной стоимости, то, как монопольная надбавка, не связанная с процессом промышленного производства, а являющаяся продуктом нормативно-ценностных суждений участников рыночных отношений. Это лишний раз подчеркивает, что К. Маркс выходит за рамки исследования конкурентной экономики, в основе которой лежит принцип эквивалентности обмена. Изучение им ложной социальной стоимости, финансового капитала не вписываются в парадигму трудовой теории стоимости. Деньги, выполняя традиционную роль посредника при обмене товаров, начинают приобретать все большую самостоятельность, происходит обособление финансового сегмента от реального сектора.

Активная роль денег в системе экономических отношений вызывает необходимость их исследования как источника инвестирования, но уже с совершенно иных позиций, отражающих формирование индустриального способа производства. Наиболее близко к пониманию этой проблемы подошли маржиналисты, а, впоследствии, и неоклассики, сформулировав отдельные положения микроэкономической теории инвестиционного анализа. [1]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: