23259
0
Автор статьи:
Султанов Искандер Анварович
Основатель Projectimo.ru
Свежие публикации автора:
Системный проект нормирования труда
Реализация проекта перевода учета на аутсорсинг
Ожидание сущностных изменений в инвестициях
Достаточно давно и практически на всех уровнях звучит очевидная мысль о том, что без реального включения инновационного фактора Российской экономике будет очень сложно подняться на достойное место. В первую очередь, данный вопрос стоит на уровне национальной безопасности и служит лейтмотивом трансформации государственной инвестиционной политики, которая пока не приобрела форму радикальных изменений. Инвестиции в инновации должны в ближайшее время претерпеть качественные и количественные изменения. Приглашаю к размышлениям на эту тему.
Место инноваций в инвестиционной практике
Под инновацией следует понимать комплекс изобретения, новшества и нововведения в материальной или интеллектуальной сфере, являющийся результатом творчества людей, доведенный до стадии коммерческого или иного нового продукта. Инновации осуществляются в области техники и технологии, управления и организации. Такие нововведения способны существенно изменить рыночную позицию субъекта инвестиций за счет очевидных преимуществ перед конкурентами. Основной целью они имеют обеспечение в будущем экономических выгод. Ожидаемые выгоды значительно превышают эффекты от обычных в традиционном понимании инвестиций, свойственных соответствующей отрасли деятельности. Инновации имеют три фундаментальных параметра, которые необходимо учитывать.
- Присутствие творческого процесса, являющегося основой изобретений и нововведений.
- Отличительная новизна инноваций.
- Результатом инноваций служит генерация дополнительного дохода, который подлежит оценке.
Существенное значение имеет формализация указанных параметров для целей объективности и подлинности инноваций. Понятие творческого процесса тесно связано с системным явлением проблемы, которая имеет форму проявленных и скрытых трудностей и возможностей. Они охватывают области менеджмента, товарных, интеллектуальных продуктов, представленных на рынке и в обществе. Выявление корневых проблем и возможностей происходит в результате исследований, которые основаны на научном подходе. Бюджеты НИОКР служат количественным измерителем инвестиций субъектов деятельности в исследования как части творческого процесса инноваций.
Формальный характер отличительной новизне придает получение патента на изобретение. Этим фактом подтверждаются его уникальность и охраняемые на государственном уровне права. Вторичным эффектом патентной регистрации является оригинальность новой идеи и разработки. Новый доход, который генерируется в результате введения результатов изобретения в практику бизнеса или других общественных институтов, фиксирует в количественном формате факт полезности нововведения. Доход служит «линией водораздела» между изобретением и реализованной инновацией. Генерируемый доход является комплексной категорией и подразумевает следующие выгоды:
- приращение прибыли;
- увеличение рыночной доли компании;
- снижение издержек;
- роялти по договору коммерческой концессии;
- лицензионные платежи.
Инвестиции и инновации – тесно взаимосвязанные категории, описывающие идентичные по экономической природе процессы вложений средств, которые осуществляются с близкими целями. Инновационные проекты являются частными случаями инвестиционных проектных задач, для которых экономическая эффективность прогнозируется на значительно более высоких уровнях. Вместе с тем, и рисковая составляющая для инновационных вложений существенно выше, что в российских условиях слабого рынка мешает их развитию.
Инновационные направления
Да, инновации это всё новое, оригинальное, эксклюзивное. Но в каком направлении двигаться? Какая сфера деятельности требует улучшения и выхода на следующий уровень? Какие области инновационной деятельности наиболее динамично развиваются?
Основными направлениями инвестиций в инновации выступают:
- сфера управления и организации труда
- совершенствование технологических и технических процессов в производстве
- повышение экологической безопасности производства
- улучшение эстетических качеств выпускаемых товаров
- разработка принципиально новых маркетинговых и стратегических решений.
Некоторые специалисты выделяют немного отличные виды инвестирования в инновации и предлагают развивать следующее:
- использование принципиально новых материалов для создания товаров (в первую очередь это направлено на снижение себестоимости производства, предания товару новых качеств, что ведёт к повышению её стоимости)
- создание новых рынков и способов применения существующих товаров и услуг (данная мера открывает двери для технологических инноваций)
- создание принципиально новых продуктов.
Инновационные продукты, услуги, сервисы, рынки по большому счету решают лишь две задачи:
- создание эксклюзивного продукта способного существенно повлиять на экономику тем, что провоцирует и стимулирует создание целого нового рынка под инновационный продукт. Новые рынки это новые инвестиции, новые рабочие месте, одним словом это развитие
- глубокая переработка существующего продукта. Это тоже считается инновацией и несёт некоторые экономические выгоды, как в производстве, так и в сбыте.
Виды и направления инвестиций в инновации
В международной практике разработаны и действуют специальные методологические принципы для статистического измерения результатов инновационной деятельности. Евростатом разработано OSLO MANUAL – общепризнанное руководство, включающее данные основополагающие принципы. В 2005 году выпущена третья редакция настоящего руководства, в котором дается определение инноваций и их основные типы:
- стратегические инновации;
- технологические (продуктовые, процессные) инновации;
- управленческие нововведения;
- организационные инновации;
- маркетинговые новшества;
- экологические инновации;
- эстетические инновации.
Определение инноваций от OSLO MANUAL
Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер в 50-е годы XX века впервые ввел в экономическую терминологию понятие инноваций. Наиболее известна его «Динамическая концепция экономического цикла», в которой ученый выделил несколько инновационных направлений. Кратко можно определить пять вариантов нововведений.
- Научные открытия и радикально новые подходы к применению продуктов, открывающие возможности для внедрения технологических инноваций, которые воодушевленно воспринимаются рынком.
- Разработка и производство продукта с совершенно новыми потребительскими качествами, которых до настоящего времени не было представлено на рынке.
- Создание абсолютно нового рынка для реализации действующих продуктов одной из отраслей.
- Инновация источника или сырья для создания продукта.
- Управленческая или организационная инновация.
По степени новизны различают следующие виды инноваций:
- базовые нововведения (инновации закладывают основу для возникновения целой новой отрасли);
- улучшающие инновации (глубокая модернизация созданного ранее продукта);
- псевдоинновации (продлевают срок жизни улучшающих инноваций).
В последние годы состав институтов, обеспечивающих инновации, постоянно растет. Указом Президента РФ от 18.06.2012 за № 878 комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России преобразована в Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Инновационная и инвестиционная деятельность занимает все большее место в экономической политике государства. В настоящее время действуют пять стратегических направлений в сфере инноваций, обеспечение реализации которых является приоритетным.
- Проекты энергоэффективности и ресурсосбережения.
- Проекты, относящиеся к ядерным технологиям. Среди перспективных направлений: управляемый термоядерный синтез (практическое освоение к 2050 г.), замкнутый ядерный топливный цикл и реакторы на быстрых нейронах (к 2030 г.).
- Проекты в сфере компьютерных технологий и ПО. Наиболее весомо среди данных проектов выглядит направление «Развитие суперкомпьютеров и ГРИД-технологий» (ГРИД-технологии – форма распределенных вычислений, виртуальный суперкомпьютер).
- Проекты в области космических технологий и телекоммуникаций.
- Проекты по разработке отечественной медицинской техники и фармацевтика мирового уровня.
Новые организационные методы управления инвестициями
Успех предприятия инновационного сектора, как впрочем, и всех остальных, на рынке определяется и такими факторами как гибкость компании (как системы управления), которая способна молниеносно реагировать не только на риски и угрозы, но и на все новшества и положительные тренды рыночной среды. Вовремя принятая на вооружение технология, методы управления, источники информации могут обеспечить существенные конкурентные преимущества в отличие от финансового капитала, который еще надо суметь эффективно задействовать.
В этих условиях менеджер инвестиционных проектов должен ориентироваться в своей концепции управления на:
- переход к более прогрессивным плоским структурам руководства и управления, когда каждое управленческое звено, структура существуют автономно и им делегированы большинство необходимых полномочий вышестоящих подразделений для самостоятельной работы.
- приближаться к плоской структуре управления, когда нет начальника и подчиненного; что позволяет быстро реагировать на изменение отраслевой структуры инвестиций
- переходить к субподрядной системе выполнения работ и аутсорсинговым моделям работы с контрагентами на рынке.
- Каждый вид работы должны выполнять специалисты, а управленец – контролировать;
- постепенно переходить от руководства процессом к обслуживанию клиента на всем протяжении взаимодействия с ним.
Статистическая поддержка инвестиций в инновации
Ни одна цель в современной экономике не достижима без перевода в задачный формат. Присутствие пяти задачных параметров определяет само наличие задачи как средства и объекта управления. Данному вопросу посвящена отдельная статья на тему определения целей и задач проекта. Напомню лишь, что формулировка задачи подразумевает количественное определение результата, что придает ей точность и однозначность понимания постановщика и ответственного ресурса критерия достижимости.
Из настоящих посылов следует, что для решения задачи мощного инновационного прорыва требуется информационный плацдарм, опираясь на который удастся построить стратегически выверенные векторы изменения уровней показателей. Измененные параметры инновационной деятельности засвидетельствуют тот самый прорыв, к которому стремится общество. Поэтому статистика играет важную роль и в формировании исходного цифрового базиса, и в свидетельстве качественных изменений.
Действия Росстата не безупречны, но заслуживают внимания, поскольку Федеральная Служба вполне справляется со своими задачами. За основу для рассмотрения результатов статистических отчетов далее взят отчет Росстата «Статистика инноваций в России» с анализом динамики инновационных параметров с 2000 по 2014 годы. Далее представлены основные определения инновационным понятиям, которые применяет Служба в практике сбора и обработки информации.
Определения инновационной сферы деятельности. Источник: Росстат
В западной управленческой методологии существует концепция BSC, которая использует многоуровневый состав показателей результативности (КПР/KPI). Российская управленческая наука оперирует ключевыми показателями эффективности (КПЭ), которые несколько отличаются от КПР, но по сути играют ту же роль количественных параметров задач для постановки их ответственным ресурсам. Для вывода КПЭ важную роль играют статистические измерения инновационной деятельности, включающих ряд параметров, таких, например, как:
- число зарегистрированных патентов;
- размер осуществленных платежей за инновационные технологии;
- количество созданных инноваций;
- затраты на инновационные цели по отраслям, регионам и отдельным компаниям;
- уровень инновационной активности предприятий, отраслей и регионов.
Далее приводятся примеры динамики некоторых статистических показателей в сфере инвестиций в инновации из представленного перечня.
Инновационная активность организаций промышленного производства и сферы услуг. Источник: Росстат
Инновационная активность организаций промышленного производства и сферы услуг. Источник: Росстат
Затраты на технологические инновации в промышленном производстве (млрд. руб.) Источник: Росстат
Рейтинг стран по уровню инноваций
Главная > Справочник > Списки и рейтинги > Страны > Рейтинг стран по уровню инноваций
Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет (Cornell University), и Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization) ежегодно публикуют аналитический доклад «Глобальный индекс инноваций» (The Global Innovation Index), в котором все страны мира оцениваются с точки зрения их развития, инновационности и технологичности.
Исследование проводится с 2007 года и на данный момент представляет наиболее полный комплекс показателей инновационного развития по различным странам мира. Глобальный индекс инноваций составлен из 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Авторы исследования считают, что успешность экономики связана, как с наличием инновационного потенциала, так и условий для его воплощения. Поэтому Индекс рассчитывается как взвешенная сумма оценок двух групп показателей:
- Располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций (Innovation Input).
- Достигнутые практические результаты осуществления инноваций (Innovation Output).
Таким образом, итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. Страны с наилучшими показателями уровня развития инноваций демонстрируют удивительную стабильность, указывают эксперты. Если взглянуть на 25 ведущих стран по уровню развития инноваций, то рейтинги показывают, что отдельные государства меняют свои места в рамках соответствующих групп, но при этом ни одно из них не покидает своей группы. Это можно объяснить, среди прочего, тем, что успешная инновационная деятельность ведёт к появлению своего рода замкнутого круга: по достижении определённого критического уровня инвестиции привлекают инвестиции, таланты привлекают таланты, а инновации порождают инновации. Авторы исследования отмечают, что несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, инновационная деятельность в мире продолжает развиваться. В большинстве стран расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы превышают показатели предыдущих лет, а успешные местные инновационные центры процветают. Последняя версия списка стран по уровню инновационности вышла в 2020 году.
Отчеты: gii2020.pdf, gii2019.pdf, gii2018.pdf, gii2013.pdf
- 2020
- 2019
- 2018
- 2013
№ | Страна | Индекс |
1 | Швейцария | 66.1 |
2 | Швеция | 62.5 |
3 | США | 60.6 |
4 | Великобритания | 59.8 |
5 | Нидерланды | 58.8 |
6 | Дания | 57.5 |
7 | Финляндия | 57.0 |
8 | Сингапур | 56.6 |
9 | Германия | 56.5 |
10 | Южная Корея | 56.1 |
11 | Гонконг | 54.2 |
12 | Франция | 53.7 |
13 | Израиль | 53.5 |
14 | Китай | 53.3 |
15 | Ирландия | 53.0 |
16 | Япония | 52.7 |
17 | Канада | 52.3 |
18 | Люксембург | 50.8 |
19 | Австрия | 50.1 |
20 | Норвегия | 49.3 |
21 | Исландия | 49.2 |
22 | Бельгия | 49.1 |
23 | Австралия | 48.4 |
24 | Чехия | 48.3 |
25 | Эстония | 48.3 |
26 | Новая Зеландия | 47.0 |
27 | Мальта | 46.4 |
28 | Италия | 45.7 |
29 | Кипр | 45.7 |
30 | Испания | 45.6 |
31 | Португалия | 43.5 |
32 | Словения | 42.9 |
33 | Малайзия | 42.4 |
34 | ОАЭ | 41.8 |
35 | Венгрия | 41.5 |
36 | Латвия | 41.1 |
37 | Болгария | 40.0 |
38 | Польша | 40.0 |
39 | Словакия | 39.7 |
40 | Литва | 39.2 |
41 | Хорватия | 37.3 |
42 | Вьетнам | 37.1 |
43 | Греция | 36.8 |
44 | Таиланд | 36.7 |
45 | Украина | 36.3 |
46 | Румыния | 36.0 |
47 | Россия | 35.6 |
48 | Индия | 35.6 |
49 | Черногория | 35.4 |
50 | Филиппины | 35.2 |
51 | Турция | 34.9 |
52 | Маврикий | 34.4 |
53 | Сербия | 34.3 |
54 | Чили | 33.9 |
55 | Мексика | 33.6 |
56 | Коста-Рика | 33.5 |
57 | Македония | 33.4 |
58 | Монголия | 33.4 |
59 | Молдова | 33.0 |
60 | ЮАР | 32.7 |
61 | Армения | 32.6 |
62 | Бразилия | 31.9 |
63 | Грузия | 31.8 |
64 | Беларусь | 31.3 |
65 | Тунис | 31.2 |
66 | Саудовская Аравия | 30.9 |
67 | Иран | 30.9 |
68 | Колумбия | 30.8 |
69 | Уругвай | 30.8 |
70 | Катар | 30.8 |
71 | Бруней | 29.8 |
72 | Ямайка | 29.1 |
73 | Панама | 29.0 |
74 | Босния и Герцеговина | 29.0 |
75 | Марокко | 29.0 |
76 | Перу | 28.8 |
77 | Казахстан | 28.6 |
78 | Кувейт | 28.4 |
79 | Бахрейн | 28.4 |
80 | Аргентина | 28.3 |
81 | Иордания | 27.8 |
82 | Азербайджан | 27.2 |
83 | Албания | 27.1 |
84 | Оман | 26.5 |
85 | Индонезия | 26.5 |
86 | Кения | 26.1 |
87 | Ливан | 26.0 |
88 | Танзания | 25.6 |
89 | Ботсвана | 25.4 |
90 | Доминикана | 25.1 |
91 | Руанда | 25.1 |
92 | Сальвадор | 24.8 |
93 | Узбекистан | 24.5 |
94 | Киргизия | 24.5 |
95 | Непал | 24.4 |
96 | Египет | 24.2 |
97 | Парагвай | 24.1 |
98 | Тринидад и Тобаго | 24.1 |
99 | Эквадор | 24.1 |
100 | Кабо-Верде | 23.9 |
101 | Шри-Ланка | 23.8 |
102 | Сенегал | 23.7 |
103 | Гондурас | 23.0 |
104 | Намибия | 22.5 |
105 | Боливия | 22.4 |
106 | Гватемала | 22.4 |
107 | Пакистан | 22.3 |
108 | Гана | 22.3 |
109 | Таджикистан | 22.2 |
110 | Камбоджа | 21.5 |
111 | Малави | 21.4 |
112 | Кот-д’Ивуар | 21.2 |
113 | Лаос | 20.6 |
114 | Уганда | 20.5 |
115 | Мадагаскар | 20.4 |
116 | Бангладеш | 20.4 |
117 | Нигерия | 20.1 |
118 | Буркина Фасо | 20.0 |
119 | Камерун | 20.0 |
120 | Зимбабве | 20.0 |
121 | Алжир | 19.5 |
122 | Замбия | 19.4 |
123 | Мали | 19.2 |
124 | Мозамбик | 18.7 |
125 | Того | 18.5 |
126 | Бенин | 18.1 |
127 | Эфиопия | 18.1 |
128 | Нигер | 17.8 |
129 | Мьянма | 17.7 |
130 | Гвинея | 17.3 |
131 | Йемен | 13.6 |
№ | Страна | Индекс |
1 | Швейцария | 67.2 |
2 | Швеция | 63.7 |
3 | США | 61.7 |
4 | Нидерланды | 61.4 |
5 | Великобритания | 61.3 |
6 | Финляндия | 59.8 |
7 | Дания | 58.4 |
8 | Сингапур | 58.4 |
9 | Германия | 58.2 |
10 | Израиль | 57.4 |
11 | Южная Корея | 56.6 |
12 | Ирландия | 56.1 |
13 | Гонконг | 55.5 |
14 | Китай | 54.8 |
15 | Япония | 54.7 |
16 | Франция | 54.2 |
17 | Канада | 53.9 |
18 | Люксембург | 53.5 |
19 | Норвегия | 51.9 |
20 | Исландия | 51.5 |
21 | Австрия | 50.9 |
22 | Австралия | 50.3 |
23 | Бельгия | 50.2 |
24 | Эстония | 50.0 |
25 | Новая Зеландия | 49.6 |
26 | Чехия | 49.4 |
27 | Мальта | 49.0 |
28 | Кипр | 48.3 |
29 | Испания | 47.9 |
30 | Италия | 46.3 |
31 | Словения | 45.3 |
32 | Португалия | 44.6 |
33 | Венгрия | 44.5 |
34 | Латвия | 43.2 |
35 | Малайзия | 42.7 |
36 | ОАЭ | 42.2 |
37 | Словакия | 42.0 |
38 | Литва | 41.5 |
39 | Польша | 41.3 |
40 | Болгария | 40.3 |
41 | Греция | 38.9 |
42 | Вьетнам | 38.8 |
43 | Таиланд | 38.6 |
44 | Хорватия | 37.8 |
45 | Черногория | 37.7 |
46 | Россия | 37.6 |
47 | Украина | 37.4 |
48 | Грузия | 37.0 |
49 | Турция | 36.9 |
50 | Румыния | 36.8 |
51 | Чили | 36.6 |
52 | Индия | 36.6 |
53 | Монголия | 36.3 |
54 | Филиппины | 36.2 |
55 | Коста-Рика | 36.1 |
56 | Мексика | 36.1 |
57 | Сербия | 35.7 |
58 | Молдова | 35.5 |
59 | Македония | 35.3 |
60 | Кувейт | 34.6 |
61 | Иран | 34.4 |
62 | Уругвай | 34.3 |
63 | ЮАР | 34.0 |
64 | Армения | 34.0 |
65 | Катар | 33.9 |
66 | Бразилия | 33.8 |
67 | Колумбия | 33.0 |
68 | Саудовская Аравия | 32.9 |
69 | Перу | 32.9 |
70 | Тунис | 32.8 |
71 | Бруней | 32.3 |
72 | Беларусь | 32.1 |
73 | Аргентина | 31.9 |
74 | Марокко | 31.6 |
75 | Панама | 31.5 |
76 | Босния и Герцеговина | 31.4 |
77 | Кения | 31.1 |
78 | Бахрейн | 31.1 |
79 | Казахстан | 31.0 |
80 | Оман | 31.0 |
81 | Ямайка | 30.8 |
82 | Маврикий | 30.6 |
83 | Албания | 30.3 |
84 | Азербайджан | 30.2 |
85 | Индонезия | 29.7 |
86 | Иордания | 29.6 |
87 | Доминикана | 28.6 |
88 | Ливан | 28.5 |
89 | Шри-Ланка | 28.5 |
90 | Киргизия | 28.4 |
91 | Тринидад и Тобаго | 28.1 |
92 | Египет | 27.5 |
93 | Ботсвана | 27.4 |
94 | Руанда | 27.4 |
95 | Парагвай | 27.1 |
96 | Сенегал | 26.8 |
97 | Танзания | 26.6 |
98 | Камбоджа | 26.6 |
99 | Эквадор | 26.6 |
100 | Таджикистан | 26.4 |
101 | Намибия | 25.9 |
102 | Уганда | 25.6 |
103 | Кот-д’Ивуар | 25.6 |
104 | Гондурас | 25.5 |
105 | Пакистан | 25.4 |
106 | Гана | 25.3 |
107 | Гватемала | 25.1 |
108 | Сальвадор | 24.9 |
109 | Непал | 24.9 |
110 | Боливия | 24.8 |
111 | Эфиопия | 24.2 |
112 | Мали | 24.0 |
113 | Алжир | 24.0 |
114 | Нигерия | 23.9 |
115 | Камерун | 23.9 |
116 | Бангладеш | 23.3 |
117 | Буркина-Фасо | 23.3 |
118 | Малави | 23.0 |
119 | Мозамбик | 22.9 |
120 | Никарагуа | 22.5 |
121 | Мадагаскар | 22.4 |
122 | Зимбабве | 22.3 |
123 | Бенин | 20.4 |
124 | Замбия | 20.4 |
125 | Гвинея | 19.5 |
126 | Того | 18.5 |
127 | Нигер | 18.1 |
128 | Бурунди | 17.6 |
129 | Йемен | 14.5 |
№ | Страна | Индекс |
1 | Швейцария | 68.40 |
2 | Нидерланды | 63.30 |
3 | Швеция | 63.10 |
4 | Великобритания | 60.10 |
5 | Сингапур | 59.80 |
6 | США | 59.80 |
7 | Финляндия | 59.60 |
8 | Дания | 58.40 |
9 | Германия | 58.00 |
10 | Ирландия | 57.20 |
11 | Израиль | 56.80 |
12 | Южная Корея | 56.60 |
13 | Япония | 55.00 |
14 | Гонконг | 54.60 |
15 | Люксембург | 54.50 |
16 | Франция | 54.40 |
17 | Китай | 53.10 |
18 | Канада | 53.00 |
19 | Норвегия | 52.60 |
20 | Австралия | 52.00 |
21 | Австрия | 51.30 |
22 | Новая Зеландия | 51.30 |
23 | Исландия | 51.20 |
24 | Эстония | 50.50 |
25 | Бельгия | 50.50 |
26 | Мальта | 50.30 |
27 | Чехия | 48.70 |
28 | Испания | 48.70 |
29 | Кипр | 47.80 |
30 | Словения | 46.90 |
31 | Италия | 46.30 |
32 | Португалия | 45.70 |
33 | Венгрия | 44.90 |
34 | Латвия | 43.20 |
35 | Малайзия | 43.00 |
36 | Словакия | 42.90 |
37 | Болгария | 42.60 |
38 | ОАЭ | 42.60 |
39 | Польша | 41.70 |
40 | Литва | 41.20 |
41 | Хорватия | 40.70 |
42 | Греция | 38.90 |
43 | Украина | 38.50 |
44 | Таиланд | 38.00 |
45 | Вьетнам | 37.90 |
46 | Россия | 37.90 |
47 | Чили | 37.80 |
48 | Молдова | 37.60 |
49 | Румыния | 37.60 |
50 | Турция | 37.40 |
51 | Катар | 36.60 |
52 | Черногория | 36.50 |
53 | Монголия | 35.90 |
54 | Коста-Рика | 35.70 |
55 | Сербия | 35.50 |
56 | Мексика | 35.30 |
57 | Индия | 35.20 |
58 | ЮАР | 35.10 |
59 | Грузия | 35.00 |
60 | Кувейт | 34.40 |
61 | Саудовская Аравия | 34.30 |
62 | Уругвай | 34.20 |
63 | Колумбия | 33.80 |
64 | Бразилия | 33.40 |
65 | Иран | 33.40 |
66 | Тунис | 32.90 |
67 | Бруней | 32.80 |
68 | Армения | 32.80 |
69 | Оман | 32.80 |
70 | Панама | 32.40 |
71 | Перу | 31.80 |
72 | Бахрейн | 31.70 |
73 | Филиппины | 31.60 |
74 | Казахстан | 31.40 |
75 | Маврикий | 31.30 |
76 | Марокко | 31.10 |
77 | Босния и Герцеговина | 31.10 |
78 | Кения | 31.10 |
79 | Иордания | 30.80 |
80 | Аргентина | 30.70 |
81 | Ямайка | 30.40 |
82 | Азербайджан | 30.20 |
83 | Албания | 30.00 |
84 | Македония | 29.90 |
85 | Индонезия | 29.80 |
86 | Беларусь | 29.40 |
87 | Доминикана | 29.30 |
88 | Шри-Ланка | 28.70 |
89 | Парагвай | 28.70 |
90 | Ливан | 28.20 |
91 | Ботсвана | 28.20 |
92 | Танзания | 28.10 |
93 | Намибия | 28.00 |
94 | Киргизия | 27.60 |
95 | Египет | 27.20 |
96 | Тринидад и Тобаго | 27.00 |
97 | Эквадор | 26.80 |
98 | Камбоджа | 26.70 |
99 | Руанда | 26.50 |
100 | Сенегал | 26.50 |
101 | Таджикистан | 26.50 |
102 | Гватемала | 25.50 |
103 | Уганда | 25.30 |
104 | Сальвадор | 25.10 |
105 | Гондурас | 24.90 |
106 | Мадагаскар | 24.80 |
107 | Гана | 24.50 |
108 | Непал | 24.20 |
109 | Пакистан | 24.10 |
110 | Алжир | 23.90 |
111 | Камерун | 23.80 |
112 | Мали | 23.30 |
113 | Зимбабве | 23.10 |
114 | Малави | 23.10 |
115 | Мозамбик | 23.10 |
116 | Бангладеш | 23.10 |
117 | Боливия | 22.90 |
118 | Нигерия | 22.40 |
119 | Гвинея | 20.70 |
120 | Замбия | 20.70 |
121 | Бенин | 20.60 |
122 | Нигер | 20.60 |
123 | Кот-д’Ивуар | 20.00 |
124 | Буркина-Фасо | 18.90 |
125 | Того | 18.90 |
126 | Йемен | 15.00 |
№ | Страна | Индекс |
1 | Швейцария | 66.6 |
2 | Швеция | 61.4 |
3 | Великобритания | 61.2 |
4 | Нидерланды | 61.1 |
5 | Соединённые Штаты Америки | 60.3 |
6 | Финляндия | 59.5 |
7 | Гонконг | 59.4 |
8 | Сингапур | 59.4 |
9 | Дания | 58.3 |
10 | Ирландия | 57.9 |
11 | Канада | 57.6 |
12 | Люксембург | 56.6 |
13 | Исландия | 56.4 |
14 | Израиль | 56.0 |
15 | Германия | 55.8 |
16 | Норвегия | 55.6 |
17 | Новая Зеландия | 54.5 |
18 | Южная Корея | 53.3 |
19 | Австралия | 53.1 |
20 | Франция | 52.8 |
21 | Бельгия | 52.5 |
22 | Япония | 52.2 |
23 | Австрия | 51.9 |
24 | Мальта | 51.8 |
25 | Эстония | 50.6 |
26 | Испания | 49.4 |
27 | Кипр | 49.3 |
28 | Чехия | 48.4 |
29 | Италия | 47.8 |
30 | Словения | 47.3 |
31 | Венгрия | 46.9 |
32 | Малайзия | 46.9 |
33 | Латвия | 45.2 |
34 | Португалия | 45.1 |
35 | Китай | 44.7 |
36 | Словакия | 42.2 |
37 | Хорватия | 41.9 |
38 | Объединённые Арабские Эмираты | 41.9 |
39 | Коста-Рика | 41.5 |
40 | Литва | 41.4 |
41 | Болгария | 41.3 |
42 | Саудовская Аравия | 41.2 |
43 | Катар | 41.0 |
44 | Черногория | 41.0 |
45 | Молдова | 40.9 |
46 | Чили | 40.6 |
47 | Барбадос | 40.5 |
48 | Румыния | 40.3 |
49 | Польша | 40.1 |
50 | Кувейт | 40.0 |
51 | Македония | 38.2 |
52 | Уругвай | 38.1 |
53 | Маврикий | 38.0 |
54 | Сербия | 37.9 |
55 | Греция | 37.7 |
56 | Аргентина | 37.7 |
57 | Таиланд | 37.6 |
58 | Южная Африка | 37.6 |
59 | Армения | 37.6 |
60 | Колумбия | 37.4 |
61 | Иордания | 37.3 |
62 | Россия | 37.2 |
63 | Мексика | 36.8 |
64 | Бразилия | 36.3 |
65 | Босния и Герцеговина | 36.2 |
66 | Индия | 36.2 |
67 | Бахрейн | 36.1 |
68 | Турция | 36.0 |
69 | Перу | 36.0 |
70 | Тунис | 35.8 |
71 | Украина | 35.8 |
72 | Монголия | 35.8 |
73 | Грузия | 35.6 |
74 | Бруней | 35.5 |
75 | Ливан | 35.5 |
76 | Вьетнам | 34.8 |
77 | Беларусь | 34.6 |
78 | Гайана | 34.4 |
79 | Доминикана | 33.3 |
80 | Оман | 33.3 |
81 | Тринидад и Тобаго | 33.2 |
82 | Ямайка | 32.9 |
83 | Эквадор | 32.8 |
84 | Казахстан | 32.7 |
85 | Индонезия | 32.0 |
86 | Панама | 31.8 |
87 | Гватемала | 31.5 |
88 | Сальвадор | 31.3 |
89 | Уганда | 31.2 |
90 | Филиппины | 31.2 |
91 | Ботсвана | 31.1 |
92 | Марокко | 30.9 |
93 | Албания | 30.9 |
94 | Гана | 30.6 |
95 | Боливия | 30.5 |
96 | Сенегал | 30.5 |
97 | Фиджи | 30.5 |
98 | Шри-Ланка | 30.4 |
99 | Кения | 30.3 |
100 | Парагвай | 30.3 |
101 | Таджикистан | 30.0 |
102 | Белиз | 30.0 |
103 | Кабо-Верде | 29.7 |
104 | Свазиленд | 29.6 |
105 | Азербайджан | 29.0 |
106 | Мали | 28.8 |
107 | Гондурас | 28.8 |
108 | Египет | 28.5 |
109 | Намибия | 28.4 |
110 | Камбоджа | 28.1 |
111 | Габон | 28.0 |
112 | Руанда | 27.6 |
113 | Иран | 27.3 |
114 | Венесуэла | 27.3 |
115 | Никарагуа | 27.1 |
116 | Буркина Фасо | 27.0 |
117 | Кыргызстан | 27.0 |
118 | Замбия | 26.8 |
119 | Малави | 26.7 |
120 | Нигерия | 26.6 |
121 | Мозамбик | 26.5 |
122 | Гамбия | 26.4 |
123 | Танзания | 26.4 |
124 | Лесото | 26.3 |
125 | Камерун | 25.7 |
126 | Гвинея | 25.7 |
127 | Бенин | 25.1 |
128 | Непал | 25.0 |
129 | Эфиопия | 24.8 |
130 | Бангладеш | 24.5 |
131 | Нигер | 24.0 |
132 | Зимбабве | 24.0 |
133 | Узбекистан | 23.9 |
134 | Сирия | 23.7 |
135 | Ангола | 23.5 |
136 | Кот-д’Ивуар | 23.4 |
137 | Пакистан | 23.3 |
138 | Алжир | 23.1 |
139 | Того | 23.0 |
140 | Мадагаскар | 22.9 |
141 | Судан | 19.8 |
142 | Йемен | 19.3 |
Основные проблемы российской инновационной политики
С учетом имеющегося статистического базиса сформировать состав КПЭ по задачам инновационного развития не составляет труда. В настоящий момент основные элементы инновационной инфраструктуры созданы. Государство активно участвует в финансировании инноваций через созданную Российскую венчурную компанию. Налоговое законодательство имеет аналогичную лучшим западным образцам модель льготирования инноваций. Принята IV часть ГК, регулирующая вопросы, связанные с оборотом и защитой прав интеллектуальной собственности. Созданы государственные вертикально интегрированные корпорации на ключевых инновационных направлениях экономики. Государство проводит свою инновационную политику посредством следующих методов:
- прямые методы влияния через бюджет;
- прямое административное воздействие;
- прямые методы регулирования через институты развития;
- косвенные методы влияния через установление «правил игры»;
- косвенные методы инфраструктурного развития.
В последние годы достаточно много и в СМИ, и на уровне руководства страны говорится о национальной инновационной системе (НИС). Под ней предлагается понимать совокупность экономических субъектов, объединенных в систему реализации инновационной деятельности на основе действующих в государстве институтов. НИС в России действует, институтов развития достаточно, но до сих пор не понятно, кто персонально несет ответственность за решение задач инновационного развития в государстве.
Инновационная и инвестиционная деятельность в нашей стране сталкивается с рядом проблем, некоторые из которых носят традиционный для российской деловой практики характер. Рассмотрим их.
- Низкая инновационная активность у бизнеса, часто симулирующего типа.
- Правовой нигилизм бизнеса и общества. Законы и подзаконные акты, даже тщательно проработанные, раскрывающие массу возможностей, не исполняются.
- Российская НИС – преемница НИС СССР со всеми ее издержками.
- Государственная инновационная политика носит пассивный, распределительный характер с высокой долей участия государства.
- Бюрократический аппарат контролирует основные инновационные процессы, включая выбор приоритетов.
- Противостояние лобби сырьевой ориентации и устаревшей структуры системы нововведений.
- Придание роли локомотива инноваций госструктурам и крупному бизнесу с участием государства, демонстрирующих общую неэффективность.
- Низкий уровень доверия к частному бизнесу в его способности запустить инновационный процесс.
- Продолжение процесса монополизации экономики.
- Декларативный характер реформирования инновационной политики государства.
- Низкий уровень координации действий и постановки задач структурам, ответственным за результат преобразований.
- Фактическое исключение малого и среднего предпринимательства из процесса инновационного развития.
- Разрыв между высшим образованием и системой научных исследований.
Введение
Инновационная экономика вызывает необходимость пересмотра базовых категорий, связанных с инвестиционным процессом. Происходит изменение содержания категории инвестиционного процесса, трансформируются его элементы и формы реализации, что требует более детального изучения инвестирования не только с теоретических, но и практических позиций.
Концентрация как промышленного, так и финансового капитала к концу XIX века обусловила наличие некоторых противоречий в исследованиях классиков политэкономии, основанных на принципе эквивалентности обмена. Абсолютная рента трактуется им то, как часть действительной стоимости, то, как монопольная надбавка, не связанная с процессом промышленного производства, а являющаяся продуктом нормативно-ценностных суждений участников рыночных отношений. Это лишний раз подчеркивает, что К. Маркс выходит за рамки исследования конкурентной экономики, в основе которой лежит принцип эквивалентности обмена. Изучение им ложной социальной стоимости, финансового капитала не вписываются в парадигму трудовой теории стоимости. Деньги, выполняя традиционную роль посредника при обмене товаров, начинают приобретать все большую самостоятельность, происходит обособление финансового сегмента от реального сектора.
Активная роль денег в системе экономических отношений вызывает необходимость их исследования как источника инвестирования, но уже с совершенно иных позиций, отражающих формирование индустриального способа производства. Наиболее близко к пониманию этой проблемы подошли маржиналисты, а, впоследствии, и неоклассики, сформулировав отдельные положения микроэкономической теории инвестиционного анализа. [1]