Европейская система центральных банков — Википедия

12.07.2016 3 593 6 Время на чтение: 10 мин. Рейтинг:

Автор

: Константин Белый

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)

Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой Европейский Центральный Банк (ЕЦБ): какова его структура, цели и функции, как он работает, кто им руководит, какую денежно-кредитную политику проводит и т.д. Много интересных фактов и полезной информации, которая пригодится всем, как минимум, для общего развития, далее в статье.

История

центральный европейский банк

После окончания Второй мировой войны началось объединение Европы. Активировалась структуризация и началось формирование единого рыночного пространства. В период с 1947 года по 1957 год успешно был пройден период интеграции государств области с параллельным возникновением Европейского платежного союза. В 1957 году происходит объединение крупнейших Европейских государств в Европейское экономическое сообщество. В 1979 году в ЕЭС вводятся условные деньги — ЭКЮ — для осуществления расчетов, которые были сразу привязаны к корзине европейских валют. Меморандум о формировании европейского валютного пространства и ЕЦБ был подписан в 1988 году. ООО КБ «Центрально-Европейский банк» появился после подписания в 1992 году на территории Маахстрихта международного договора о создании ЕС, а также после формирования Европейского валютного института, в обязанности которого входила подготовка к переходу на единую валюту — евро.

ЕЦБ: история создания

Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) — это центральное банковское учреждение, образованное 01.06.1998г. государствами членами ЕС, прежде всего, в связи с введением единой европейской валюты евро. Официальным документом, на основании которого создан ЕЦБ, стало т.н. Амстердамское соглашение — договор о внесении изменений в договор о Европейском союзе, который был подписан в октябре 1997 года и вступил в силу в мае 1999.

Однако, первые предпосылки для создания ЕЦБ появились гораздо раньше. Так, еще в 1988г. состоялось подписание меморандума «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка», в 1992г. был создан Евросоюз, а в 1994г. начал функционировать Европейский валютный институт, который занимался подготовкой к введению единой евровалюты. Он и стал прародителем Европейского Центрального Банка.

ЕЦБ является Центральным банком для всей еврозоны, и осуществляет там свои эмиссионные и контрольно-регулятивные функции. Головной офис этой структуры располагается в Германии во Франкфурте. Официальный сайт ЕЦБ — ecb.europa.eu.

Европейский Центральный Банк входит в Европейскую Систему Центральных Банков, в которую, помимо него, включены Центробанки всех стран ЕС. То есть, в каждом государстве, входящем в Евросоюз, есть свой Центральный банк, занимающийся вопросами денежно-кредитной политики в своей стране, но еще есть ЕЦБ, отвечающий за всю еврозону.

Внешняя и внутренняя структуры

центрально европейский банк

Центральный Европейский банк имеет уникальный руководящий состав. В него входят представители каждого из государств-членов ЕС. Вопросы, касающиеся работы финансового института, учетной ставки, векселей и прочих моментов, оговариваются дирекцией учреждения и советом управляющих. Дирекция состоит из 6 человек, с председателем банка и его заместителем включительно. Орган правления выбирают на восьмилетний термин. Кандидатуры на место в дирекции выдвигаются и рассматриваются Европейским парламентом и руководителями государств, которые входят в европейскую зону. ЕЦБ является участником Европейской Системы Центральных Банков, в которую включены национальные ЦБ стран Евросоюза. Международная система функционирует по двухуровневому алгоритму. Любой вопрос в отношении денежной политики удается урегулировать только в том случае, если на каждом из уровней будет достигнуто согласие.

Европейская Система Центральных Банков и Европейский Центральный Банк.

На рубеже двух тысячелетий стала проявлять себя тенденция к созданию многополярного мира.

Европа тоже стала играть ту роль, которую она играла когда-то до Второй мировой войны.

США были единственной в мире страной, которая вышла с той войны, получив экономические преимущества в системе международных экономических отношений. Европа была почти полностью разрушенной, потеряла из-за войны свой золотой запас, и нуждалась в кредитах.

В результате этой зависимости Европы от США, изменился характер мировых денежных систем. Доллар стал мировой резервной валютой, а отмена золотого стандарта в 70-е годы XX века, в том числе и отказ от золотого стандарта в 1992 году в России, полностью подчинили все мировые валюты денежной системе США.

Но затем усилившаяся интеграция, и, как следствие этого, — возросшее влияние Европы во всем мире, включая образование Европейского союза, поставили на повестку дня вопрос о создании единой валюты для европейских стран. В результате интеграции, евро теперь, постепенно, становится одной из резервных валют, эффективно конкурирующих с долларом. Его соотношение с долларом, в XXI веке обнаруживает тенденцию к усилению этой новой валюты.

Создание зоны евро, логически вело к созданию единого центрального банка, координирующего эмиссию этой валюты и вырабатывающей общую денежно-кредитную политику для Европейской системы центральных Банков.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) был основан в 1998 году Соглашением 11 государств. Европейская система центральных банков состоит из Европейского Центрального Банка и центральных банков государств-членов системы.

Все центральные банки, которые присоединились к договору, образуют систему центральных банков. Вопрос о системности считается важным, поскольку включившиеся в систему центральные банки, остаются, но только как ее интегрированные части.*(201)

Цели системы закреплены Соглашением об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка.*(202) Характерно, что в статье 2 Устава сказано, что в соответствии с требованиями статьи 105(1) этого Соглашения, первой целью системы должно быть поддержание ценовой стабильности.*(203) В Уставе закреплено, что, не противореча цели стабильности цен, стратегия ЕЦБ поддерживает основные экономические направления политики Европейского Сообществе с целью внесения вклада в достижение целей этого Сообщества.*(204)

Как отметил в одном из интервью Президент ЕЦБ, главное — это обеспечение стабильности цен: «ЕЦБ является независимой инстанцией. Мы верны своей цели по обеспечению ценовой стабильности. Обеспечивая ценовую стабильность, мы делаем возможным возникновение финансовых условий, благоприятных для экономического роста и создания рабочих мест. Иногда нам рекомендуют повысить ставки, иногда — снизить или сохранить их на прежнем уровне. Относительно нашей нынешней позиции 6 октября в Афинах я говорил, что процентная ставка в 2% все еще адекватна. Опять-таки наши полномочия заключаются в обеспечении ценовой стабильности. Это наш долг перед жителями Европы, которые считают ее крайне важной».*(205)

Обратим внимание на то, что на первое место в деятельности ЕЦБ ставится «долг перед жителями Европы».

Мы знаем, что европейские государства — это социальные государства. Здесь ничто не цениться так высоко публичными институтами, как отношение к ним со стороны граждан.

Хорошо бы, чтобы и в России руководство Банка России точно также, подобно тому, как это делает ЕЦБ, на первое место ставило свою обязанность по отношению к жителям России. Однако в России — иначе. Банк России обычно не ставит так вопрос. Чаще всего в интервью руководителей Банка России слышится озабоченность другим, Тем, что интересует его вместе с сырьевыми компаниями, — слишком высоким курсом рубля. Сильный рубль, — это его высокая покупательная способность, которая сегодня так нужна россиянам. Но Банк России теперь добился отмены в Федеральном законе этой обязанности, — обязанности поддерживать покупательную способность рубля. Дальше мы еще об этом скажем подробно, когда будем рассматривать цели и функции Банка России. Пока же вернемся к канве рассуждений о ЕЦБ.

Система европейских центральных банков действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. Она поддерживает эффективное распределение ресурсов.

Задачи ЕЦБ, реализуемые через осуществляемыми при помощи центральных банков, включенных в эту систему:

— определение и реализация валютной политики Европейского Сообщества;

— проведение международных обменных операций в соответствии с положениями статьи 111 настоящего Соглашения;

— владение и распоряжение официальными резервами государств-членов в иностранной валюте;

— способствование плавному функционированию платежных систем.

Реализуя свои властные полномочия по достижению поставленных перед ними целей, ни Европейский Центральный Банк, ни национальные центральные банки, ни какой-либо член их руководящих органов не должны испрашивать или получать указания от институтов или руководства Сообщества, от любого правительства государства-члена или от любого другого органа власти. По уставу, и органы Сообщества, и правительства государств-членов обязаны уважать этот принцип и не должны пытаться влиять на членов руководящих органов Европейского Центрального Банка или национальных центральных банков при осуществлении ими своих задач.

Европейский Центральный Банк — юридическое лицо.

Руководящие органы Европейского Центрального Банка, — Управляющий совет и Исполнительный комитет.*(206)

Управляющий совет состоит из членов Исполнительного комитета Европейского Центрального Банка и Управляющих национальных центральных банков. Только члены Управляющего Совета, имеют право голоса. Каждый из них имеет один голос. При голосовании они должны присутствовать лично. Решения принимаются простым большинством. В случае равенства голосов, голос Президента — решающий.

Голоса взвешиваются в соответствии с долями национальных центральных банков в подписном капитале. Заседания проводятся не меньше десяти раз в течение года.

Исполнительный комитет: Президент, Вице-президент и четыре других члена. Они исполняют свои обязанности на постоянной основе. Им запрещено заниматься какой бы то ни было оплачиваемой деятельностью. Ни один член Исполнительного комитета не может заниматься никакой деятельностью, кроме как в исключительном порядке по разрешению Управляющего совета.

Президент, Вице-президент и другие члены Исполнительного комитета назначаются по общему согласию правительств государств-членов по рекомендации Совета, и после консультации с Европейским парламентом и Управляющим советом. Срок их полномочий — 8 лет. Этот срок не продлевается. Членами Исполнительного комитета могут быть только граждане государств-членов.

Управляющий совет определяет ориентиры банковской деятельности, формирует валютную политику, и принимает решения в целях решения задач Европейской систему центральных банков. А затем Исполнительный комитет реализует валютную политику в соответствии с ориентирами и решениями, Управляющего совета.

Исполнительный комитет дает соответствующие указания центральным банкам.

Итак, обобщая приведенные выше сведения по некоторым странам, можно сделать вывод, что организационно-правововая форма центрального банка вообще, а значит, и Банка России в частности, не является, раз навсегда данной и может совершенствоваться. Правовые формы и внутренние организационные структуры центральных банков весьма разнообразны, что создает возможность экспериментирования.

Однако при всем разнообразии центральных банков есть некоторые общие закономерности, которые нужно учитывать в процессе совершенствования правового статуса Банка России.

Во-первых, это забота центральных банков о гражданах своих стран, о стабильности цен.

Во-вторых, это широкое представительство социальных интересов, которое находит законодательное закрепление в организации центральных банков.

В-третьих, это наличие механизмов контроля со стороны общества и его институтов за деятельностью Центробанка, с тем чтобы его практические цели не расходились с целями гражданского общества. Тем самым обеспечивается необходимая прозрачность в организации и в функционировании центральных банков.

В той или иной форме российское банковское законодательство должно учитывать эти общие закономерности. При этом в условиях переходной экономики, как уже говорилось, существует возможность, начиная как бы с нуля (пока еще нет никаких банковских традиций), создать более совершенную организацию центрального банка.

Содержание правового статуса Банка России: значение и сущность

Нормативная основа правового статуса Банка России. Правовое регулирование Банка России осуществляется только федеральным законодательством. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, если учесть, что денежная система должна быть единой, а банковская система — стабильной. Если бы все было иначе, то тогда рано или поздно в субъектах Федерации в той или иной форме могла бы появиться своя денежная система или ее суррогаты. Последствия этого для страны нетрудно предугадать.

Впрочем, не только законы субъектов Федерации, но и подзаконные нормативные акты (в том числе и нормативные акты Банка России) не могут регулировать правовое положение Банка России. Иными словами, Банк России не может сам себя регулировать. Это обстоятельство вполне очевидно. Достаточно проанализировать ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Название статьи «Банковская система Российской Федерации и правовое регулирование банковской деятельности», а затем и само ее содержание четко разделяют понятие банковской системы и понятие правового регулирования банковской деятельности.

В части первой этой статьи сказано, что «банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков». В части второй этой же статьи говорится: «Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России».

Таким образом, получается, что нормативными актами Банка России может регулироваться только банковская деятельность, но не банковская система.

Отсюда следуют два вывода:

— во-первых, как уже отмечалось, Банк России не должен регулировать своими нормативными актами банковскую систему. Его компетенция распространяется только на банковскую деятельность. Следовательно, все вопросы, которые относятся к структуре кредитных организаций, — это как раз те вопросы, которые должны регулироваться только федеральными законами;

— во-вторых, Банк России — это составная часть банковской системы. И поскольку банковская система не является объектом правового регулирования, то, стало быть, Банк России не может своими нормативными актами регулировать свои же задачи, функции, свою собственную структуру,

В ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» сказано, что «статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Однако на практике это требование, на наш взгляд, не соблюдается, и Банк России в некоторых случаях как бы регулирует сам себя. Так, например, в ч. 2 ст. 84 того же Федерального закона применительно к территориальному учреждению Банка России сказано, что «задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров». Но поскольку территориальное учреждение — это составная часть Банка России как централизованной организации с вертикальной структурой управления, то получается, что Банк России может регулировать сам себя своими же собственными нормативными актами.

Налицо явное противоречие. Более того, Федеральный закон и другие законы как нормативные акты, которые в обязательном порядке должны быть опубликованы, создают необходимую прозрачность в банковской деятельности. Что же касается Положения о территориальных учреждениях Банка России, то оно до сих пор официально не опубликовано.

Правовой статус Банка России складывается из отраслевых статусов — конституционного, банковского, гражданско-правового.

Правовой статус Банка России включает следующие элементы;

а) организационно-правовую форму;

б) компетенцию;

в) структуру.

Все эти основные составляющие в большей или меньшей степени, но закреплены законом.

В самом общем виде закреплена организационно-правовая форма Банка России. О компетенции Банка России мы поговорим применительно к его функциях. Его структура имеет централизованный характер. О ней тоже речь дальше пойдет подробнее. Пока же остановимся на организационно-правовой форме Банка России.

В ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

Организационно-правовая форма Банка России в Федеральном законе не названа. Нет и указаний о том, что Банк России является главным банком. Это определение — «главный банк» — предлагалось в различных законопроектах. Тем не менее это определение так и не нашло своего закрепления в Федеральном законе, что, на наш взгляд, неправильно.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» по отношению к Банку России используется термин «учреждение», а не «организация», в то время как в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» указано, что банк — это разновидность «кредитной организации». Следовательно, банк не может быть разновидностью учреждения, а соответственно Банк России — это не банк в том буквальном смысле, который имеется в виду в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Кроме того, Банк России не является банком и в том значении, которое содержится в ГК РФ. Ведь он не является ни акционерным обществом, ни обществом с ограниченной ответственностью. Между тем согласно ГК РФ банк должен быть одним из этих обществ.

Конечно, может показаться, что это теоретический вопрос, но это не так. В некоторых случаях это имеет чисто практическое значение, главным образом там, где в отраслевом законодательстве возникают расхождения между понятиями «банк» и «Банк России».

Заметим, что на некоторые из этих расхождений еще не обратили внимания юристы.

Приведем пример из судебного права. Известно, что судебные исполнители практикуют арест денежных средств, которые находятся на корреспондентском счете, открытом в расчетно-кассовом центре территориального учреждения Банка России. При этом они руководствуются процессуальными законами, регулирующими их деятельность. Между тем Федеральный закон «Об исполнительном производстве», который как раз и регулирует их деятельность, использует термин «банк». О Банке России там ничего не сказано.

Для большей наглядности процитируем закон. В п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21 июля 1997 года «Об исполнительном производстве» сказано: «При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест». Поскольку в цитируемом Законе нет специальной статьи с расшифровкой применяемых терминов в целях именно этого Закона, то, стало быть, должны применяться те понятия, которые приводятся в ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и имеют общее значение (банк — кредитная организация). А так как Банк России не подпадает под родовое понятие «банк» (не является кредитной организацией), то, стало быть, указанные положения ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» к нему неприменимы.

Получается, что такие понятия, как «банк банков», «главный банк», при всей их теоретической значимости, строго говоря, не являются юридическими применительно к Банку России.

Специфика Банка России состоит еще и в том, что, как уже говорилось, у него нет учредителей. Этот термин применительно к Банку России не употребляется нигде, ни в одном из законов.

У него нет «законодательного органа», что также отличает его от всех кредитных организаций. Совет директоров — это, скорее, исполнительный орган. Ведь он назначается Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Отсутствие учредителей, а значит, и репрезентативности по отношению к субъектам денежно-кредитных и финансовых отношений, на наш взгляд, принижает роль и значение ответственности Банка России за принимаемые его исполнительными органами решения.

Банк России обладает властными полномочиями, что не свойственно гражданскому праву.

Это обстоятельство способно поставить в тупик тех, кто попытается определить понятие правового статуса Банка России, опираясь только на нормы гражданского права. Правоотношения между Банком России, коммерческими банками и другими кредитными организациями строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотношениях отсутствует равенство сторон.

Банк России выдает и отзывает соответствующие лицензии, осуществляет банковский надзор. Следовательно, он действует на основе не только частного, но и публичного права. В этом смысле, как нам представляется, он является специальным юридическим лицом, которому закон делегировал властные полномочия регулировать банковскую систему и банковскую деятельность.

Как уже говорилось, банковская деятельность подпадает под компетенцию Банка России постольку, поскольку она составляет предмет банковского права. Банк России по общему правилу не регулирует гражданско-правовые отношения между кредитными организациями, вкладчиками и всеми остальными лицами, которые пользуются услугами банков. Такое право ему в ГК РФ не предоставлено. Оно, как уже говорилось, предоставлено только федеральным органам исполнительной власти.

Властные полномочия Банка России объяснимы и с точки зрения сущности его правового статуса, и с точки зрения сущности самого банковского права. Денежная власть, представленная Банком России, распространяется на субъектов банковской системы — на кредитные организации, и только, а при определенных условиях, косвенно, — на их учредителей и участников.

Регулирование денежных потоков, по сути — глобальное управление стоимостью в денежной системе, а также пруденциальное регулирование и пруденциальный надзор предполагают возможность применения санкций в случае, когда субъекты банковского права не соблюдают законные требования добровольно.

Поэтому, оставаясь негосударственной организацией (банком по своей природе), Банк России осуществляет государственно-властные полномочия. Такова же и природа издаваемых Банком России нормативных актов. Право издавать нормативные акты, ему делегировано государством.

Здесь нет никакого противоречия, поскольку такова сущность Банка России как регулятора денежной системы. Она объясняется спецификой денежной власти как такой власти, которая возникает исключительно на основе рыночных отношений. Но поскольку государство в определенных пределах вмешивается в эти отношения, регулирует их, то оно с помощью закона наделяет Банк России определенными властными полномочиями.

Мы уже рассматривали вопрос о происхождении центральных банков в различных странах. И практически везде было так, что какой-то один банк из остальных банков получал привилегии от государства (например, чартер — в Англии) в обмен на финансирование бюджетных расходов. Потом ему давались и другие привилегии, а с усложнением экономики и в связи с банковскими кризисами, которые потрясали общества, все банки по закону стали объединяться в системы, регулируемые центральными банками. Государство постепенно или выкупало акции таких центральных банков или национализировало их, превращая в государственные банки. Но при этом они по своей сущности и рыночной природе не превращались в государственные органы, а оставались банками, в большей или меньшей степени независимыми от государства. Но вернемся к канве рассуждений о Банке России.

Помимо этого центрального регулятора — Банка России имеется ряд регулятивных подсистем финансового рынка, которые функционируют на основе принципов саморегулирования и собственного интереса или определенных групповых интересов. Здесь всегда, так или иначе, присутствует целая система конкурентных и меняющихся интересов. Все они, образно говоря, приводятся Банком России к одному знаменателю. Здесь нужно направлять, а иногда и преодолевать те интересы, под воздействием которых денежные потоки с точки зрения государства идут не в том направлении, которое диктуется интересами экономики и гражданского общества.

Сущность правового статуса Банка России, на наш взгляд, проявляется в трех субстанциях:

1) независимость,

2) финансовая мощь;

3) правомочия.

Первое — независимость — означает, что рыночные и государственные механизмы построены на принципиально различных основаниях и создают неодинаковую мотивацию. Этот вопрос настолько значим, что нуждается в специальном рассмотрении, и об этом речь пойдет дальше.

Финансовая мощь означает, что для того, чтобы Банк России мог оказывать на рыночные отношения достаточное воздействие, он должен этой мощью обладать. Достижения Банка России на поприще сдерживания инфляции — подтверждение этой мысли. Эту финансовую мощь необходимо наращивать в интересах создания эффективной банковской системы. Не исключено, кстати, что самый правильный подход как раз и состоит в том, чтобы изменить закон и предусмотреть, что прибыль Банка России должна быть полностью использована на его нужды по регулированию денежной системы в интересах страны. Конечно, такое, на наш взгляд, могло бы быть, возможно, только в том случае, если бы независимость Банка России и его правовой статус были подкреплены ответственностью его руководящих органов перед обществом. Тогда появится устойчивая стратегия в развитии денежно-кредитных отношений. Надо не распылять денежные ресурсы, а использовать их на ключевом направлении. Например, — разместить золотовалютные резервы Банка России не в зарубежных банках, а в российских банках.*(207) Тогда и процент по кредитам, которые выдаются населению, мог бы быть таким же нормальным, как и в странах Европы. Можно было бы быстрее и эффективнее развивать отечественное производство и сельское хозяйство, и, что сегодня так важно для России, — решать ее демографические проблемы.

Правомочия Банка России — это признаваемые и обеспеченные или гарантированные законом возможности осуществления Банком России тех функций, которые вытекают из сущности банковского регулирования и надзора и обусловлены его компетенцией.

Банковская деятельность предполагает определенные возможности, предоставленные правом. Для кредитных организаций такие юридические возможности предоставлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Гражданским кодексом РФ и другими законами. Им должны быть адекватны возможности Банка России. Для того чтобы регулирование и надзор за движением денежных потоков были эффективными, нужно, чтобы эти объективно необходимые возможности стали компетенцией, то есть предметом ведения, а затем и правомочиями Банка России.

Компетенция Банка России включает не только права и обязанности, но и запреты. Так, в частности, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ст. 49 того же Федерального закона предусматривается, что Банк России не имеет права: 1) осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 48 цитируемого Федерального закона; 2) приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8 и 9 цитируемого Федерального закона; 3) осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций; 4) заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных цитируемым Федеральным законом; 5) пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.

Компетенция включает и ответственность. В статьях 49 и 50 того же Федерального закона говорится, что Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

Компетенция Банка России включает его правоспособность, а также те его правомочия, которые закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в других федеральных законах. Например, в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», Федеральном законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и в некоторых других федеральных законах.

Компетенция Банка России достаточно обширна.*(208)

Она определяется целями, поставленными перед Банком России. Эти цели, как уже говорилось, а также предмет ведения закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Задачи, конкретизирующие эти цели, закреплены и в других законах, регулирующих банковскую деятельность, например в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле».

Сущность правового статуса Банка России конкретизируется в его функциях и полномочиях (статьи 4, 35, 45 и др. цитируемого нами Федерального закона), а также в его централизованной организационной структуре.

Все его структурные подразделения построены по принципу вертикального подчинения. Система Банка России включает центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации и другие структурные подразделения.

Территориальные учреждения соответствуют административно-территориальному делению, однако закон не предусматривает двойного подчинения. Национальные банки республик относятся к категории территориальных учреждений Банка России.

Такое организационное построение обусловлено единством денежной системы. Вертикальная структура управления помимо остальных преимуществ, диктуемых необходимостью регулирования денежных потоков, создает организационные предпосылки независимости денежной власти в системе разделения властей вообще и независимости банковского регулирования и банковского надзора в частности.

Общие сведения

Центрально-Европейский банк с момента своего создания в Германии, во Франкфурте, объединил под своим руководством целую систему европейских центральных банков. В состав структуры входят:

  • Банк Бельгии.
  • Бунденсбанк.
  • Банк Греции.
  • Банк Испании.
  • Банк Франции.
  • Валютный институт Люксембурга.

Статус юридического лица имеет только ЕЦБ, все остальные финансовые учреждения, входящие в систему, играют роль вспомогательных подразделений. Их задачи второстепенные. Главной целью ЕЦБ является предотвращение резкого роста цен и стабилизация уровня инфляции, который не должен превышать 2%. Любые решения и действия банка оказывают прямое воздействие на курс европейской валюты по отношению к другим валютам мира. Резкие колебания вызывает изменение процентной ставки и предоставление кредита государствам-членам союза.

Организация [ править ]

Процесс принятия решений в Евросистеме централизован через директивные органы ЕЦБ, а именно Совет управляющих и Исполнительный совет . Пока есть государства-члены ЕС, которые не приняли евро, также будет существовать третий руководящий орган — Генеральный совет. НКО государств-членов, которые не участвуют в зоне евро, являются членами ЕСЦБ с особым статусом — хотя им разрешено проводить свою соответствующую национальную денежно-кредитную политику, они не принимают участия в принятии решений в отношении единая денежно-кредитная политика для зоны евро и реализация таких решений.

В Совет управляющих входят все члены Исполнительного совета и управляющие национальных центральных банков (НЦБ) государств-членов без исключения , то есть тех стран, которые приняли евро. Основные обязанности Управляющего совета:

  • Принять руководящие принципы и принять решения, необходимые для обеспечения выполнения задач, возложенных на Евросистему.
  • Сформулировать денежно-кредитную политику зоны евро, включая, при необходимости, решения, относящиеся к промежуточным денежно-кредитным целям, ключевым процентным ставкам и предоставлению резервов в Евросистеме.
  • Установить необходимые руководящие принципы для их выполнения.

Исполнительный совет состоит из президента, вице-президента и четырех других членов, выбранных из числа лиц с признанным авторитетом и профессионального опыта в денежно-кредитных или банковских вопросах. Они назначаются с общего согласия правительств государств-членов на уровне глав государств или правительств по рекомендации Совета министров после консультаций с Европейским парламентом и Управляющим советом ЕЦБ (т. Е. Совет Европейского валютного института (EMI) для первых назначений). Основные обязанности Правления:

  • Осуществлять денежно-кредитную политику в соответствии с руководящими принципами и решениями, установленными Управляющим советом ЕЦБ, и при этом давать необходимые инструкции НКО.
  • Осуществлять те полномочия, которые были делегированы ему Управляющим советом ЕЦБ.

Генеральный совет состоит из президента, вице-президента и управляющих НКО всех 27 государств-членов. Генеральный совет выполняет задачи, которые ЕЦБ взял на себя от EMI и которые, из-за отступления одного или нескольких государств-членов, все еще должны выполняться на третьем этапе Экономического и валютного союза (EMU). Генеральный совет также способствует:

  • Консультативные функции ЕЦБ
  • Сбор статистической информации
  • Подготовка годовых отчетов ЕЦБ
  • Установление необходимых правил для стандартизации бухгалтерского учета и отчетности по операциям, проводимым НКО.
  • Принятие мер, связанных с установлением ключа для подписки на капитал ЕЦБ, помимо тех, которые уже изложены в Договоре.
  • Установление условий найма сотрудников ЕЦБ
  • Необходимые приготовления для безвозвратной фиксации обменных курсов валют стран-членов с отступлением от евро

Статут ЕСЦБ предусматривает следующие меры для обеспечения гарантий пребывания в должности для управляющих НКО и членов Исполнительного совета:

  • Минимальный возобновляемый срок полномочий управляющих национальных центральных банков — пять лет
  • Минимальный невозобновляемый срок полномочий для членов Исполнительного совета, составляющий восемь лет (система поэтапных назначений использовалась для первого Исполнительного совета для членов, не являющихся Президентом, для обеспечения преемственности)
  • Отстранение от должности возможно только в случае недееспособности или серьезного проступка; в этом отношении Суд Европейского Союза правомочен разрешать любые споры.

Чем занимается ЕЦБ?

Центрально-Европейский банк выполняет одновременно несколько доминирующих функций:

  • Разработка и реализация валютной политики на территории зоны евро.
  • Обеспечение, выработка и распоряжение обменными резервами государств из зоны евро официального характера.
  • Эмиссия евро.
  • Установление процентных ставок.
  • Обеспечение ценовой стабильности в европейской зоне.

Индикаторами ЕЦБ выступают индекс цен на товары для потребителей на всей территории ЕС и размер денежной массы, прирост которой в течение года не должен быть более 4,5%.

Функции ЕЦБ

К основным задачам ЕЦБ относятся следующие функции:

  • регулирование и распределение денежной массы между учреждениями по финансам, государством и финансовыми компаниями;
  • ответственность за денежно-кредитную политику Еврозоны;
  • создание и контроль исполнения валютной политики Еврозоны;
  • наличие обменных резервов стран Еврозоны и грамотное управление;
  • денежная эмиссия банкнот евро;
  • распоряжение по установлению процентной ставки;
  • контроль за уровнем инфляции (не более 2 %) и стабильной ценовой политикой в странах Еврозоны

Для полноценного осуществления функций ЕЦБ обеспечивает проведение залоговых аукционов для других крупных банков, предлагает стабилизационные займы, проводит сделки на открытых рынках и принимает участие в валютных операциях.

Несмотря на то, что ЕЦБ является независимым банком и отстаивает это право, ему приходится ежегодно предоставлять официальный отчет Европарламенту (Совету Европы).

Основные процентные ставки банка

ооо кб центрально европейский банк

Функции Европейского Центрального банка охватывают определение и установление процентных ставок. Процентные ставки могут быть трех типов:

  • Ставка рефинансирования. Это процентная ставка, которая определяет минимальное значение по заявкам на привлечение материальных средств в тендере, проводимом ЕЦБ.
  • Ставка по депозитам. Это процентная ставка, которая является базовой при размещении свободных денежных средств в институтах ЕЦБ. Ставка выступает в роли нижней границы на рынке процентных ставок овернайт.
  • Предельная ставка по займам – это ставка, под которую в банках структуры ЕСБ можно получить кредит, который необходим для поддерживания краткосрочной ликвидности. Предельная ставка играет роль верхнего лимита диапазона в рамках рынка процентных ставок овернайт.

Устанавливая данные виды ставок, Центральный Европейский банк формирует спрос или предложение валюты, обеспечивает ее стабильность и контролирует денежные потоки внутри зоны.

Общие положения

председатель европейского центрального банка

Центральный Европейский банк является уникальным юридическим образованием, работа которого базируется на международных соглашениях. Уставной капитал учреждения к моменту его создания приравнивался к 5 миллиардам евро. В роли акционеров выступали самые крупные банки Европы. Немецкий «Бундесбанк» внес 18,9% капитала, банк Франции – 14,2%, банк Италии – 12,5%, банк Испании – 8,3%. Остальные ЦБ Европейских государств внесли от 0,1% до 3,9% от первичного уставного капитала. Руководит деятельностью финансового учреждения исполнительный совет, о котором говорилось выше, — во главе его стоит председатель Европейского Центрального банка. Основная особенность финансовой организации – это полная независимость. В тоже время институт обязан каждый год предоставлять отчет о своей деятельности Европарламенту, Европейской комиссии, Совету Европейского союза и Совету Европы.

Политика деятельности

ставка рефинансирования европейского центрального банка

Для реализации своих задач ЕЦБ использует такие инструменты, как стабилизационные займы и залоговые аукционы, валютные операции и сделки на открытых рынках. Самый мощный инструмент регулирования финансового рынка – это ставка Европейского Центрального банка. Работа денежного института базируется на принципах независимости от других государств, а также от органов постановления надгосударственного типа. Работа последнего прежде всего предусматривает отсутствие принуждения при перекрытии внешнего долга и внутреннего. Для принятия решения по каждому определенному постановлению за него должны отдать голос большинство членов управленческого совета. У каждого из них есть всего одна возможность проголосовать. Глава Европейского Центрального банка должен следовать мнению совета. Только после принятия определенного решения к его реализации могут активно привлекаться центральные банки европейских государств.

Полномочия ЕЦБ и национальных центральных банков

функции европейского центрального банка

ЕЦБ при совместных усилиях с ЦБ государств-участников объединения, имеет право на формирование отношений с ЦБ других государств, а при необходимости и с организациями международного типа. Открыты возможности для приобретения, продажи и форварда любых типов активов, в том числе банковских металлов. В понятие «валютные активы» входят ценные бумаги в любой валюте и в любых единицах расчета. Допускается владение и управление активами. ЕЦБ проводит широкий спектр банковских организаций любого типа, в качестве партнеров по которым могут выступать международные организации, представители третьей стороны. Партнерские отношения могут предусматривать заемные и кредитные операции. Помимо основных функций, о которых говорилось выше, Европейский банк при сотрудничестве с ЦБ стран Европы может проводить операции с административным предназначением, а также действовать в интересах участников правления. Важным этапом в постановлении деятельности банка можно назвать формирование Европейской валютной системы, которая начала свое существование в 1979 году.

Европейская валютная система в рамках ЕЦБ

Ставка рефинансирования Европейского Центрального банка – это не единственное, что влияет на Европейскую валютную систему. ЕВС и сама по себе имеет ряд определенных задач. Можно говорить о следующих направлениях:

  • Обеспечение валютной стабильности в пределах ЕС.
  • Максимальное упрощение процессов конвергенции при активном экономическом развитии.
  • В условиях стабильности валютная система обеспечивает стратегию роста.
  • Стабильная систематизация валютных и экономических взаимоотношений международного характера.

Именно благодаря внедрению в оборот такой денежной единицы, как ЭКЮ, государства Европейского Союза успешно справились с кризисом 80-х годов. После победы над процессом инфляции были сняты ограничения на проведение текущих финансовых операций. Начиная с 1990 года активирован режим свободного течения капиталов. Изначально целью ЕС было обеспечение оптимальных условий для перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. ЕЦБ создавался с целью стимулировать внедрение общей валюты, единого гражданства. Его работа еще на стадии планирования должна была помочь формированию организационного и правового механизмов по согласованию не только внешней политики, но и политики безопасности каждого государства-участника.

Цели и задачи ЕСЦБ

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Европейские центральные банки 440 руб.
  • Реферат Европейские центральные банки 260 руб.
  • Контрольная работа Европейские центральные банки 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Основной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен на территории Евросоюза.

Устав ЕСЦБ закрепляет с целью сохранения стабильности цен, в рамках стратегии этой организации должны быть реализованы ключевые экономические направления политики Евросоюза.Для обеспечения ценовой стабильности ЕСЦБ оказывает содействие возникновению финансовых условий, способствующих экономическому росту и созданию рабочих мест.

Поскольку все европейские государства позиционируют себя как социальное государство, каждый публичный институт отвечает, прежде всего, перед гражданами. Европейские центральные банки действуют согласно принципу открытой экономики, имеющей свободную рыночную конкуренцию. Это позволяет более эффективно распределять ресурсы.

Европейские центральные банки реализуют следующие задачи:

  • определяют и реализуют валютную политику Европейского Сообщества;
  • проводят международные обменные операции;
  • владеют и распоряжаются официальными резервами в иностранной валюте всех государств-членов;
  • способствуют планомерному функционированию платежной системы.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: