Перечень и статус приоритетных инвестиционных проектов

16 июня президиум столичного правительства одобрил законопроект «Об инвестиционной политике города Москвы и поддержке субъектов инвестиционной деятельности». Документ, который в ближайшее время будет внесён в Мосгордуму, в частности вводит понятие «инвестиционного приоритетного проекта» (ИПП).

АиФ.ru рассказывает, что представляет собой статус приоритетного инвестиционного проекта.

Льготы и гарантии

При реализации приоритетных инвестиционных проектов иностранные инвесторы обладают следующими гарантиями, предоставленными им государством:

  1. правовая защита
  2. доступ к различным формам осуществления инвестиций
  3. право передать права и обязанности третьему лицу
  4. гарантия на компенсацию в случаи национализации либо реквизиции их деятельности
  5. гарантия свободного использования дохода полученного от ведения коммерческой деятельности (возможность использования этого капитала, как на территории страны, так и за её пределами)
  6. страховка от изменения законодательства не в пользу инвестора (здесь говорится о том, что в случае принятия новых законодательных актов, увеличивающих налоговую нагрузку на иностранных инвесторов, а также другие их отчисления в бюджет, то иностранные инвесторы, занимающиеся реализацией приоритетных инвестиционных проектов освобождаются от действия этих законов до определенного времени, оговоренного в статье 2 федерального закона №16-ФЗ)
  7. гарантия объективного разрешения споров возникших в результате осуществления инвестиций (юридически правомерное решение вопросов в суде)
  8. возможность участия в приватизации, в покупке ценных бумаг на территории страны
  9. неограниченное движение инвестиций в форме информации, технологий и т.п. (в случае если иностранный инвестор завез на территорию страны какие-либо информационные файлы либо документацию в виде инвестиций, то государство не вправе ограничивать вывоз такой информации обратно)
  10. возможность приобретения земельных участков и других видов природных ресурсов и т.п.

Предоставляемые льготы иностранным инвесторам при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов:

  • льготы по таможенным платежам
  • сопутствующие льготы, предоставляемые субъектами страны и органами местного самоуправления.

Отдельные вопросы инвестиционного строительства

В настоящее время деятельность по привлечению целевых средств для строительства объектов недвижимого имущества как жилого, так и нежилого назначения регулируется, в основном, такими законодательными актами, как:

  1. Закон РФ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»,
  2. Закон РФ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений».

Также правовые и экономические основы инвестиционной деятельности частично определяет Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1«Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Закон № 214-ФЗ «…регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее — участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства…». Действие данного закона «…не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве. Указанные отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности. Передача гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, не допускается…».

Закон № 39-ФЗ носит более общий характер. Его действие распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом под инвестициями в рамках данного закона подразумеваются «…денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта…»; под инвестиционной деятельностью – «…вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта…»; под капитальными вложениями – «…инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты…». И далее: «…инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план); … срок окупаемости инвестиционного проекта — срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение…». Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее — иностранные инвесторы).

В этих законах в чем-то похожи определения непосредственных исполнителей соответствующих договоров: «…заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации…» (Закон № 39-ФЗ), и «…застройщик — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство…» (Закон № 214-ФЗ).
При этом Закон № 214-ФЗ содержит гораздо более жесткие требования и ограничения по деятельности Застройщика, возможности заключения договоров долевого участия, применении мер ответственности за нарушение взятых на себя обязательств и т.п.

Например, в статье 3 сказано, что «…застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, или договора аренды такого земельного участка … Право на привлечение денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирного дома с принятием на себя обязательств, после исполнения которых у гражданина возникает право собственности на жилое помещение в строящемся (создаваемом) многоквартирном доме, имеют отвечающие требованиям настоящего Федерального закона застройщики на основании договора участия в долевом строительстве…».

Кроме того, как сам договор долевого участия, так и договор об уступке прав требования по договору долевого участия подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Меры административной ответственности за нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости изложены в статьях 14.28 и 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из анализа как вышеприведенных норм, так и иных определений, правил и ограничений, установленных данными законодательными актами, можно сделать следующие выводы:

  • в рамках строительства одного объекта со стороны заказчика (застройщика) возможно заключение с различными группами инвесторов (дольщиков) как инвестиционных контрактов, так и договоров на долевое участие в строительстве;
  • в последнем случае предметом договора могут быть как жилые, так и нежилые помещения, а второй стороной по договору – как юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, так и граждане;
  • по инвестиционному контракту предметом договора могут быть также как жилые, так и нежилые помещения, но в качестве второй стороны по договору должны выступать юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае заключения контракта подобного вида обычными гражданами, достаточно велика вероятность его переквалификации в договор долевого участия, права, обязанности и ответственность по которому будут регулироваться Законом № 214-ФЗ.

Что касается возможности инвесторов (дольщиков) в рамках анализируемых договоров уступать свои права и обязанности третьим лицам, то хотелось бы отметить следующее:

  • в случае строительства помещения (как жилого, так и нежилого) юридическое лицо и (или) физическое лицо вправе уступать права требования по договору долевого участия любым лицам, при условии, что права требования новых кредиторов (дольщиков) возникают непосредственно к Застройщику;
  • в случае строительства нежилого помещения юридическое лицо и (или) физическое лицо вправе уступать права требования по договору инвестирования любым лицам;
  • в случае строительства жилого помещения юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель вправе уступать права требования по договору инвестирования только юридическим лицам и (или) предпринимателям.

Относительно порядка формирования доходов и расходов по услугам заказчика-застройщика для целей бухгалтерского учета можно сказать следующее.
При отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций следует иметь в виду нормы п.п. 13, 14 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом МФ РФ от 06.05.1999 г. № 32н: «…организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции или по завершении выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом.

Выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия.

В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки … Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации…».

В соответствии с вышеуказанными положениями формирование выручки в бухгалтерском учете по услугам заказчика-застройщика может осуществляться по мере готовности или по завершению оказания услуги.

По нашему мнению, предприятию удобней применять метод «по мере готовности». Для этого в инвестиционном договоре необходимо предусмотреть размер вознаграждения в зависимости от этапов и (или) сроков строительства (либо фиксированную сумму, либо процент от сметной стоимости по мере процентной готовности объекта) и порядок сдачи оказанных услуг инвестору (ежемесячно или ежеквартально). При сдаче оказанных услуг инвестору составляется акт выполненных работ и выписывается счет-фактура. В бухгалтерском учете заказчика-застройщика делается запись по дебету счета 08.3 и кредиту счета 90.1.

Рекомендованное нами ежемесячное или ежеквартальное отражение выручки от услуг застройщика в бухгалтерском учете приведет к сближению бухгалтерского и налогового учета.

В любом случае, порядок и момент отражения в учете предприятия доходов и расходов по таким договорам должен быть отражен в приказах об учетной политике.

Для целей налогового учета доходов и расходов следует руководствоваться п.п. 1, 2 ст. 271 НК РФ: «…в целях настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления) … По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

По производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам)…».

В соответствии со ст. 316 Кодекса по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.

Отмененными на сегодняшний день Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729, разъяснялось, что в таком случае цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов: равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

При этом, безусловно, на практике достаточно сложно (особенно при наличии значительного количества инвесторов-дольщиков, различий в заключаемых договорах в части их цены и прочих условий, и т.д.) определить как сумму причитающегося заказчику-застройщику дохода, относящегося к текущему отчетному (налоговому) периоду, так и сумму денежных средств, полученных не в рамках целевого финансирования, а в качестве предоплаты. Некоторые организации, возможно, пренебрегают установленным порядком и определяют общую сумму налоговых обязательств по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость только после исполнения инвестиционного проекта в целом. По поводу налога на прибыль подобная методика косвенно поддержана и Письмом Минфина РФ от 10.11.2006 № 03-03-04/1/734. Что касается налога на добавленную стоимость, то существует прецедент, когда налогоплательщика поддержали судебные органы (Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2005 № КА-А41/4403-05).

По нашему мнению, несоблюдение «равномерности» при расчете данных платежей все равно влечет за собой определенные налоговые риски.

Кроме того, при исчислении НДС возникает еще одна проблема: определять ли налоговую базу исключительно с суммы положительной разницы между полученными от инвесторов средствами и фактическими капитальными затратами по строительству, исчисленной по каждому конкретному договору, заключенному предприятием с участником строительства; или с учетом финансового результата в целом по дому, то есть уменьшая ее на «убыточное» финансирование (которое, как правило, возникает на начальном этапе реализации инвестиционного проекта). Достаточно часто налоговые органы, рассматривая каждый договор целевого финансирования в качестве самостоятельной сделки, требуют рассчитывать этот налог по первому варианту. Однако такой подход не поддерживается существующей арбитражной практикой (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2006 № Ф08-5951/2006-469А).

В соответствии со статьей 251 НК РФ не включаются в доходы предприятия при определении налоговой базы средства, полученные в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования, «…в виде аккумулированных на счетах организации — застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов…».

В соответствии со статьей 11 НК РФ «…счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей…».

Исходя из буквального толкования данной статьи Налогового кодекса можно сделать вывод, что предприятие – застройщик обязано аккумулировать на счетах (банковских) денежные средства дольщиков (инвесторов) и расходовать их непосредственно на конкретный объект строительства, определенный договором. Аналогичная, по сути, точка зрения содержится и в уже упоминавшемся Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 21.11.2006 № Ф08-5951/2006-469А.

В соответствии со статьей 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы «…в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств…».

При этом моментом возникновения дохода является «…дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись…» (п. 4 ст. 271).

Также следует иметь в виду, что «…налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения…».

Что такое приоритетный инвестиционный проект?

Если говорить на более простом и понятном языке, то приоритетный инвестиционный проект — это проект, который финансируется частными иностранными инвесторами или корпорациями, а объем их доли в капитале отечественного предприятия соответствует объему, оговоренному законом.

Приоритетным может считаться только тот проект, который соответствует определенным критериям. Также он должен быть внесен в государственный перечень приоритетных инвестиционных проектов РФ. Если все требования иностранными инвесторами будут выполнены, то они смогут получить специальные льготы и гарантии, которые недоступны остальным инвесторам. Государство оказывает поддержку таким проектам потому, что они стимулируют развитие российской экономики и отечественного бизнеса, способствуют привлечению инновационных технологий, и увеличивают объемы экспортируемой продукции.

Отбор инвестиционных проектов в РФ, носящих статус приоритетных, осуществляется на основании определенных правил, которые прописаны в действующем законе об инвестиционной деятельности.

Сущность явления

Инвестиционная деятельность предполагает вложение денежных средств в какой-либо объект. По сути, многообразие существующих активов, в определенный момент времени существующих на рынке, и является теми возможностями, которые открываются перед инвестором.

Современный уровень развития мировой, да и российской экономики открывает огромные возможности для инвестирования денежных средств.

Любой инвестор может выбирать между:

  • банковскими вкладами;
  • приобретением валюты;
  • формированием инвестиционного портфеля;
  • вложениями в золото или платину;
  • покупкой недвижимости;
  • и многим другим.

У новичка от открывающегося разнообразия может голова пойти кругом. Поэтому в вопросе выбора наилучшего инвестиционного объекта следует придерживаться строго определенных правил и пошаговой последовательности действий.

Кто может получить статус ИПП?

Статус инвестиционного приоритетного проекта смогут получить проекты, отвечающие следующим критериям:

  • создание новых высококвалифицированных рабочих мест;
  • вложение определённого объёма инвестиций;
  • реализация проекта в одной из приоритетных отраслей экономики города (фармацевтика, IT, социальная сфера, транспорт);
  • создание производств, направленных на выпуск продукции в рамках импортозамещения;
  • реорганизация и модернизация действующих производств, обеспечивающая повышение эффективности использования городских территорий.

Реализация инвестиционных проектов во взаимодействии с государством

Государственная поддержка инвестиционных проектов играет важную роль, инвестиции в основной капитал в России на 15,3% финансируются за счет финансирования из федерального, региональных и местных бюджетов.

Рис. 3. Доля бюджетного финансирования в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 2009-2018 годы

рис7 (1).jpg

Требования

Для того чтобы проект принял статус приоритетного, он должен соответствовать следующим требования, обозначенным правительством РФ:

  • стоимость не менее 500 миллионов рублей
  • эффект от реализации должен носить положительный социальный, экономический и бюджетный эффект
  • осуществление инвестиций в объекты капиталовложений на территории одного или нескольких федеральных округов
  • соответствие всем утвержденным стратегиям экономического развития, как на уровне страны, так и на уровне регионов, а также направлениям деятельности Правительства РФ.

Перспективные формы финансирования крупных инвестпроектов

Как показывает практика, несмотря на достаточно широкий спектр имеющихся кредитных инструментов, инициаторам нового крупного проекта крайне сложно привлечь необходимые для его реализации финансовые ресурсы. В то время как многие частные и некоторые корпоративные инвесторы готовы вкладываться в проект на ранних стадиях.

Рассмотрим основные отличия банковского кредита и инвестиций подробно:

Таблица 1. Характеристики банковского кредита и инвестиций

Банковский кредит Инвестиции
Стадия проекта предоставляется бизнесу, который реально работает не менее 6 месяцев осуществляются, когда только начинаются первые продажи или на этапе бизнес-идеи
Риски требуются гарантии возврата в виде залогов или поручительств инвестор входит в долю в бизнесе и становится компаньоном
Возвратность погашение осуществляется равными долями в течение срока действия договора или единовременно в конце срока возврат осуществляется через продажу доли инвестора в проекте
Платность возникает дополнительная потребность в финансировании выплат по кредиту до того момента, пока не появятся денежные потоки от операционной деятельности инвестор может быть заинтересован не столько в текущем доходе, сколько в приросте стоимости его доли в бизнесе, поэтому процентов может и не требовать
Управление и контроль банк не вмешивается в вопросы управления инвестор получает долю в бизнесе и право принимать участие в управлении
Собственное участие обычно покрывает лишь часть потребности в финансировании проекта, доля собственных средств инициатора проекта должна быть не менее 20-50% за счет средств инвестора может покрываться до 100% потребности в финансировании
Поддержка банк не вмешивается в бизнес-процессы своих клиентов опытный инвестор способен давать советы по развитию бизнеса
Отчетность банку достаточно стандартных форм бухгалтерской отчетности заемщика для мониторинга его финансовой деятельности Требуется составление развернутых форм управленческой отчетности, которая даст представление о внутренних бизнес-процессах

Как видно, рассмотрение источников финансирования, отличных от банковского кредита, является весьма актуальным, но, к сожалению, большинство этих источников пока крайне неразвиты.

Одной из наиболее интересных форм финансирования инвестпроектов, которая уже активно используется в малом бизнесе, является венчурное финансирование

(то есть финансирование нового, высокотехнологичного и быстрорастущего бизнеса). Пока ресурсы российских венчурных фондов не позволяют финансировать крупные инвестпроекты. Тем не менее, текущие высокие темпы развития венчурного рынка России сделают возможным венчурное финансирование крупных инновационных и высокотехнологичных проектов уже в перспективе следующих 3-5 лет.

Хорошим стимулом для развития венчурного рынка финансирования крупных инвестиционных проектов будет принятие законопроекта «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ». Законопроект предусматривает налоговое возмещение частным инвесторам, вкладывающим средства в инновационные проекты на ранних этапах развития.

ICO

– первичное размещение криптовалют для привлечения средств в инвестиционные проекты, хотя и обсуждается на дискуссионных площадках, но пока не может использоваться для финансирования крупных проектов из-за неразвитости этого рынка в России. Государственное регулирование рынка ICO пока лишь начинает формироваться, но успех реализации некоторых, имеющих «российские корни» проектов впечатляет.

Примером может служить проект TON – «Открытая сеть Телеграмм» смогла собрать в 2021 году 1,7 млрд долл США, что дает надежду на развитие рынка ICO в России. Однако наряду с единицами успешных примеров ICO, статистика пестрит случаями откровенного мошенничества, когда привлекаемые в проекты деньги попросту исчезали. Если обращение криптовалют скорее всего получит законодательное оформление уже в этом году, то рынок ICO будет сформирован еще не скоро. Соответственно возможность финансирования крупных российских проектов через ICO пока остается гипотетической.

Еще одной интересной и перспективной формой финансирования крупных проектов может стать краудфандинг

, рынок которого растет очень высокими темпами, и сегодня обороты этого рынка составляют 14-15 млрд рублей в год. По прогнозам Банка России рынок краудфандинга через пять лет вырастет до 1 трлн рублей. Однако для финансирования крупных проектов в среднесрочной перспективе краудфандинг использовать, скорее всего, будет невозможно, так как на законодательном уровне планируется ввести ограничения как на суммы инвестиций в проект, так и на объемы привлекаемых инвестиций.

На какие меры поддержки вправе рассчитывать инвесторы?

Статус ИПП даёт право на получение льгот. В частности, инвесторы смогут:

  • не платить налог на имущество организации;
  • снизить до 10% стоимость арендной платы за землю или получить рассрочку по выплате арендной платы;
  • снизить налог на прибыль с 18 % до 13,5%.

Дополнительно могут быть предоставлены:

  • субсидирование процентных ставок по кредитам;
  • гарантии по привлечённым заёмным средствам;
  • инвестиционные гарантии и компенсации;
  • государственные капитальные вложения в создание инфраструктуры индустриального парка или технопарка;
  • предоставление земельного участка без торгов по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством.

В каких случая инвесторы могут рассчитывать на компенсацию?

Согласно принятому антикризисному плану Москвы, инвесторы смогут возместить без суда убытки, повлёкшие за собой невозможность реализации проекта и связанные с:

  • неблагоприятными изменениями в законодательстве РФ;
  • незаконными действиями должностных лиц или прекращением права пользования земельным участком;
  • национализацией или реквизицией имущества инвестора в случаях, установленных действующим законодательством России или международным договором Российской Федерации;
  • увеличением срока реализации проекта более чем на 18 месяцев и (или) срока его окупаемости;
  • убытками вследствие увеличения объёма капитальных вложений более чем на 20%.

В случае наступления любого из рисков, когда у инвестора нет возможности продолжить реализацию проекта, то в досудебном порядке ему из бюджета города Москвы будет предоставлена компенсация в соответствии с понесёнными убытками.

Процесс исследования

Исследование инвестиционных возможностей представляет собой определенный алгоритм действий. Каждый его этап, шаг или стадия является непременным условием успешных будущих инвестиций. Данный процесс выглядит следующим образом:

  1. определение возможностей для инвестирования;
  2. изучение прогноза экономического развития государства или отрасли, выбранной для вложения денег;
  3. разработка инвестиционного проекта;
  4. экономическое обоснование инвестиций.

На первом этапе инвестору предстоит найти, предварительно изучить и принять предварительное решение по инвестированию в конкретный актив. Не стоит хвататься за первую попавшуюся идею. Напротив, следует сформировать список из существующих возможностей. Затем необходимо выявить потенциальную доходность, срок окупаемости и рискованность каждого из найденных объектов инвестирования. Сравнив все полученные данные, инвестор выбирает один из них.

Изучения возможностей для инвестирования

На втором этапе нужно самым внимательным образом изучить существующую динамику, а также среднесрочный и долгосрочный прогноз развития выбранной сферы. Если инвестор не обладает достаточным опытом для проведения самостоятельного качественного анализа, то ему следует обратиться за помощью к финансовому аналитику или консультанту. Помните, в этом нет ничего зазорного. Подобный подход наилучшим образом подходит для начинающих инвесторов.

На третьем этапе необходимо произвести детальную разработку инвестиционного проекта. Здесь должна быть выработана четка последовательность действий, этапы осуществления вложений и объем инвестируемых денежных средств. Другими словами, третья стадия предполагает формирования инвестиционной стратегии, то есть действий в долгосрочном горизонте, а также тактики или, по-другому, конкретных шагов в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Четвертый этап связан с технико-экономическим обоснованием инвестиций. Применяется он, как правило, при разработке наиболее крупных и дорогостоящих проектов.

После реализации всех описанных выше стадий инвестор может переходить к конкретным шагам, которые позволят осуществить вложения и добиться поставленных перед ними целей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: