Регулирующие функции государства на рынке ценных бумаг.

Классификация

Участников рынка ценных бумаг можно условно разделить на три группы: эмитенты, инвесторы и посредники (профессиональные участники).

Эмитенты – организации, которые выпускают ценные бумаги. Это могут быть предприятия, банки, городские власти, правительство.

Эмиссия – процедура выпуска ценных бумаг. Цель эмиссии – привлечение эмитентом финансирования.

Инвесторы – те, кто покупает ценные бумаги. Инвесторы приобретают ценные бумаги не потому, что эмитенту нужны деньги, а потому, что они хотят получить определенный доход на вложенный капитал. Целью инвестирования является получение дохода по ценным бумагам.

Как видим, цели эмитентов и инвесторов различны. Однако каждый из участников на рынке ценных бумаг достигает своей цели. Эмитент получает денежные средства, а инвестор, покупая ценные бумаги, рассчитывает на получение дохода.

Помимо эмитентов и инвесторов, на рынке работают специальные организации, которые оказывают услуги компаниям, населению и другим лицам по приобретению и продаже ценных бумаг. Условно их можно назвать посредниками.

Представьте себе, что Дальневосточное морское пароходство, находящееся во Владивостоке, выпускает ценные бумаги, которые, по мнению инвестора, являются привлекательным объектом инвестирования, так как сулят большую доходность.

Инвестор живет в Москве. Что делать? Лететь во Владивосток — это слишком дорого и займет уйму времени. Отказаться от покупки этих ценных бумаг — значит не получить хорошего дохода.

Решить эту задачу помогают специальные организации, которых называют профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Государство на рынке ценных бумаг

Содержание

Стр.
1. ВВЕДЕНИЕ 2
2. 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 5
3. 1.1 Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг 6
4. 1.2 Характеристика государственных ценных бумаг в России 10
5. 1.3 Зарубежный и российский исторический опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг 22
6. 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК ЭМИТЕНТА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 30
7. 2.1 Порядок эмиссионного финансирования государственных расходов 30
8. 2.2 Анализ выпуска и обращения государственных ценных бумаг на современном этапе 33
9. 3 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 45
10. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективы определяются, прежде всего, состоянием государственного бюджета, величиной его дефицита, а также величиной государственного долга — агрегированной характеристикой этого дефицита.

В развитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгом, прежде всего рыночными методами, связанными с использованием различных финансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие на величину государственного долга и его структуру. Одним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги. Рынок государственных ценных бумаг — это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой — одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.

Рынок государственных ценных бумаг – важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумаги считаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений, который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободного от риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.

Задача развития рынка государственных ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее – Стратегия). Но сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требовали скорейшего завершения работ по реализации Cтратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Cтратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2021 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Государственная политика на рынке ценных бумаг требует от государственных органов принятия конкретных регулятивных и инвестиционных решений, направленных на:

— создание полноценной регулятивной инфраструктуры, обеспечивающей максимальное раскрытие информации на рынке ценных бумаг, повышение качества корпоративного управления компаний-эмитентов, защиту прав и законных интересов инвесторов и акционеров;

— повышение эффективного управления портфелем государственных инвестиций в акции акционерных обществ в целях достижения экономических и социальных интересов государства;

— содействие выходу компаний-эмитентов на организованный рынок ценных бумаг с целью привлечения ресурсов для финансирования собственных инвестиционных проектов;

— создание экономических стимулов и предпосылок для приведения деятельности компаний-эмитентов в соответствие с требованиями действующего законодательства по ценным бумагам, а также в соответствие со сложившимися стандартами рынка ценных бумаг;

— финансирование дефицита государственного бюджета, поддержание ликвидности банковской системы, финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов.

Мы видим, что перечисленные задачи деятельности государства на рынке ценных бумаг взаимосвязаны, взаимозависимы, тесно переплетаются и имеют общую цель — повышение доходной части бюджета, поддержание социальной и экономической стабильности в обществе, стимулирование развития рыночных процессов в экономике.

Как видно из выше изложенного, тема моей курсовой работы очень актуальна, так как затрагивает важный сегмент финансового рынка – рынок государственных ценных бумаг. Целью данной работы является раскрытие механизма функционирования государства на рынке ценных бумаг.

Задачи: во-первых, выявить роль и значение государства на рынке ценных бумаг; определить основные задачи государства на рынке ценных бумаг; во-вторых, ознакомиться с видами государственных ценных бумаг и дать им краткую характеристику; в-третьих, провести анализ деятельности государства на рынке ценных бумаг.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается роль и значение государства на рынке ценных бумаг, зарубежный и российский опыт функционирования государства на рынке ценных бумаг. Вторая глава посвящена анализу деятельности государства как заемщика на рынке ценных бумаг. В третьей главе основное место отводится проблемам деятельности государства на рынке ценных бумаг и путям их решения. Также приведены стратегические задачи, которые необходимо решить государству для усиления РЦБ в будущем.

В разделе «Заключение» подведены итоги развития рынка ценных бумаг на современном этапе, а также дана оценка деятельности государства на РЦБ.

Глава 1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Государство на рынке ценных бумаг создает систему регулирования и обеспечивает ее жизнедеятельность, разрабатывает нормы, стандарты и правила функционирования РЦБ и его участников, а также контролирует их соблюдение.

С помощью фондового рынка государство может управлять денежными потоками в соответствии с приоритетами своей экономической политики. В основе рынка государственных ценных бумаг в экономически развитых странах лежат следующие функциональные составляющие:

— мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, различных организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения (сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов главным образом способствует снижению дефицита бюджета);

— использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений (в частности, центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение);

— обеспечение ликвидности балансов кредитно-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственные ценные бумаги.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующим функциям:

1. идеологическая и законодательная функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные и нормативные акты для запуска и развития рынка, установление требований к участникам, операционных и учетных стандартов);

2. стимулирующая функция (создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые секторы экономики);

3. административная функция (прямое административное регулирование рынка, применение санкций);

4. контрольная и надзорная функции (контроль за экономической безопасностью рынка, регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм);

5. арбитражная функция (разрешение споров между участниками рынка через систему судебных органов).

Таким образом, являясь одним из основных регуляторов фондового рынка, государство способствует выполнению таких задач, как:

— создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаги обеспечение ее открытости для инвесторов;

— формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

— предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

— предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Через ценные бумаги осуществляется инвестиционный процесс, при котором инвестиции автоматически направляются в самые эффективные сферы народного хозяйства, их получат наиболее жизнеспособные рыночные структуры.

  1. Финансовые и регулятивные задачи государства на рынке ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Различают следующие виды регулирования:

— государственное регулирование;

— общественное регулирование;

— рыночный надзор;

— саморегулирование.

Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая, с учетом существующих в стране условий, в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном к следующему:

  • разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;
  • концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных) для достижения определенных (в основном макроэкономических) целей;
  • установлению «правил игры» для участников рынка;
  • контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка для его профессионалов и их клиентов;
  • созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;
  • формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;
  • предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного);

К основным принципам регулирования относятся:

1. Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством, выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

2. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.

3. Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает, что государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

4. Принцип равных возможностей, означающий:

— стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

— равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка;

— гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

— отсутствие преимуществ для государственных предприятий, функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими;

— запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка;

Виды профессиональных участников

Профессиональные участники рынка ценных бумаг — организации, работающие на рынке ценных бумаг при наличии специальной лицензии. К ним относятся:

  • брокеры (ст.3 закона о РЦБ);
  • дилеры (ст.4 закона о РЦБ);
  • форекс-дилеры (ст.4.1 закона о РЦБ);
  • управляющие ценными бумагами (ст.5 закона о РЦБ);
  • инвестиционные советники (ст.6.1 закона о РЦБ);
  • депозитарии (ст.7 закона о РЦБ);
  • держатели реестра (регистраторы) (ст.8 закона о РЦБ);
  • трансфер-агенты, имеющие лицензию регистратора, депозитария или брокера (ст.8.1 закона о РЦБ);
  • репозитарии (ст.15.5 закона о РЦБ).

Виды ценных бумаг и их типы

Виды ценных бумаг предусмотрены ст. 142 ГК. Помимо бездокументарных и документарных предусмотрена дополнительная классификация.

Выпуск ценных бумаг может предусматривать следующие их виды.

  • Предъявительские, обязывающие выполнит определенные действия в пользу лица, которое владеет ими. Примером служат такие ценные бумаги как чеки.
  • Ордерные, по которым права предъявляются владельцем, но только в том случае, если переход бумаги был оформлен индоссаментами. Наиболее характерный пример – это вексель.
  • Именные, закрепленные за конкретным лицом в соответствующем реестре. Также к ним относятся участники рынка, к которым она перешла по цепочке уступок прав требования.

Также виды ценных бумаг определяются в зависимости от статуса эмитента. Это могут быть частные или государственные ценные бумаги.

Брокеры

Так, профессиональными участниками являются брокерские компании.

Брокеры оказывают инвесторам услуги по покупке и продаже ценных бумаг.

В России эти компании нередко называют инвестиционными компаниями. Они предлагают инвесторам широкий спектр услуг, но прежде всего, брокерские услуги, суть которых заключается в следующем. Инвестор, желающий работать на рынке ценных бумаг, заключает с инвестиционной компанией договор на брокерское обслуживание. Компания открывает инвестору счет, куда клиент перечисляет деньги, после чего он может торговать.

Согласно закону о РЦБ брокерская деятельность – это деятельность по исполнению поручения клиента на совершение сделок с ценными бумагами на основании возмездных договоров с клиентом.

Инвестор отдает брокеру приказ купить или продать те или иные ценные бумаги. Задача-минимум, стоящая перед брокером, — четко исполнить поручение клиента.

Методы государственного регулирования

С точки зрения организации работы по регулированию рынка ценных бумаг выделяют сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора. Они существуют на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях. Системы эти могут быть различны в разных странах и обычно зависят от основной направленности государственного регулирования. Так, например, в Ирландии, Португалии и Нидерландах действует система прямого правительственного регулирования рынка ценных бумаг, в Бельгии, Дании и Японии контроль осуществляется всеми органами, регулирующими финансовую и банковскую системы, созданы специальные органы в США, Великобритании, Италии, Франции и Испании. В России организация рынка и контроль за ним осуществляются по американской модели.

Различны и используемые методы регулирования. Как и на всякий рынок, на рынок ценных бумаг можно воздействовать административными и экономическими методами.

Использование административных методов предполагает прямое директивное управление рынком ценных бумаг. К таким методам относятся поддержание правопорядка на рынке ценных бумаг, установление обязательных требований ко всем участникам рынка, обязательная регистрация участников рынка и ценных бумаг, выпускаемых эмитентами, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечение гласности и информированности всех участников. Использование этих методов входит в компетенцию Банка России. Ряд работающих на рынке организаций (банки, пенсионные фонды, страховые компании и др.) относятся к другим специализированным ведомствам. Им передается часть полномочий по регулированию с выдачей генеральных лицензий на эту работу.

Для снятия противоречий в работе рынка ценных бумаг, обеспечения его единства и эффективности функционирования используются экономические методы и инструменты, позволяющие решать весь комплекс возникающих проблем.

К таким инструментам относятся система налогообложения, денежная политика, государственный бюджет, использование государственной собственности и ресурсов. Комплексное использование всех инструментов, как экономических, так и административных, позволяет разрабатывать и использовать целевые методы государственного регулирования рынка ценных бумаг.

Функциональное регулирование предполагает выработку единых правил и стандартов поведения всех участников рынка. Важность этого метода основана на том, что он определяет возможность доверия инвесторов к профессиональным участникам рынка, налоговой и правовой среде, эмитентам, государству и его регулирующему органу. Без доверия инвестор никогда не отдаст деньги за ценные бумаги. Государство должно постоянно поддерживать это доверие. Но трудность в реализации этого метода заключается в том, что государство выступает не только субъектом регулирования рынка, но является и объектом: оно выпускает собственные бумаги и проводит свою политику по их обслуживанию и движению.

Если же государство не выполняет своих обязательств по этим бумагам, оно подрывает доверие не только к ним и к государству как эмитенту, но и к корпоративным эмитентам и к рынку ценных бумаг вообще.

Финансовое регулирование предполагает манипулирование инструментами денежного рынка: ставкой процента, валютным курсом и проч. Цель таких манипуляций — привлечение дополнительного капитала через покупку корпоративных ценных бумаг или, наоборот, ограничение этих вложений через предложение государственных ценных бумаг с более высокой доходностью.

Институциональное регулирование предполагает выработку определенных требований к институтам рынка ценных бумаг, прежде всего соответствие каждого института размеру собственного капитала. Это увеличивает доверие инвесторов к этим институтам и к рынку в целом. При использовании этого метода под особым контролем государства должен находиться процесс капитализации участников рынка, он должен соответствовать степени развития самого рынка. Если эту работу пустить на самотек, возможен переход контроля над рынком к иностранному капиталу.

Техническое регулирование направлено на ограничение спекуляций на рынке, усиление контроля и воздействия на монополии, исключение сговоров между отдельными участниками. Этот метод направлен на обеспечение равенства субъектов рынка и общедоступности всей рыночной информации, что позволит осуществить формирование эффективного рынка. К техническому регулированию относится также регулирование интернет-трейдинга и маржинальной торговли.

Эти новые виды отношений на рынке ценных бумаг, с одной стороны, привлекают значительное число новых клиентов, а с другой — усиливают системные риски.

Антикризисное регулирование основывается на выработанной единой государственной политике и на разработанных Правительством РФ мерах смягчения возможных кризисных явлений. Эти меры охватывают не только рынок ценных бумаг, но и все отрасли хозяйствования, дают больший результат при их комплексном использовании. Если в стране отсутствуют такие наработки, т. е. нет единой государственной программы предотвращения кризисных явлений и борьбы с наступившими, то результатом становятся увеличение продолжительности кризисов и рост п ь от несбалансированности экономики. Для предотвращения негативных явлений государственные органы управления экономикой должны постоянно вести мониторинг, отражающий изменения в экономической жизни.

Антимонопольное регулирование рынка ценных бумаг предполагает контроль, с одной стороны, за соблюдением антимонопольного законодательства на всех фазах инвестиционных процессов — от создания предприятия до эмиссии и других сделок с ценными бумагами, а с другой — за работой и капитализацией субъектов рынка с целью предотвращения образования на этом рынке монопольных объединений.

Основной способ решения этих проблем — это поддержка и развитие конкуренции.

Все участники рынка ценных бумаг заинтересованы в поддержании стабильности организации работ на этом рынке, выполнении определенных правил поведения при контактах друг с другом. Как правило, сами участники рынка более ясно видят и понимают те проблемы, которые существуют на рынке и мешают эффективной работе, поэтому и способы решения таких проблем они представляют более четко. В развитом рынке всегда существуют различные добровольные объединения участников рынка, которые берут на себя часть функций по регулированию, формируя систему саморегулирования рынка ценных бумаг.

Дилеры, форекс-дилеры и управляющие

Депозитарные и регистраторские компании, которые работают на рынке ценных бумаг, предназначены для ведения учета и хранения ценных бумаг.

Дилер – организация, которая вправе публично объявлять условия сделок с ценными бумагами и заключать такие сделки.

Форекс-дилеры – организации, заключающие сделки, ориентированные на изменение рыночных котировок валютных пар.

Лицензия управляющего дает право принимать в управление ценные бумаги, принадлежащие инвестору.

Регистраторы и депозитарии

Регистраторы – организации, которые ведут реестры владельцев ценных бумаг.

Исторически ценные бумаги выпускались в документарной форме, т. е. на бумажном носителе. Отметим, что ценные бумаги надо где-то хранить. Хранить их дома небезопасно. Например, в обращении находятся обыкновенные акции Публичного акционерного общества «Горно-металлургическая MCX: GMKN рыночная стоимость каждой составляет 19 448,00 рублей (по состоянию на 03.01.2020).

Обычно инвесторы ценные бумаги хранят в специальных организациях, которые называют депозитариями. Они обеспечивают сохранность ценных бумаг. В современных условиях многие виды ценных бумаг выпускаются в бездокументарной форме, т. е. инвестору открывается счет, на котором числятся приобретенные им акции. Весь учет ведется в электронном виде. В этом случае депозитарий осуществляет учет ценных бумаг.

Депозитарии являются хранителями ценных бумаг и учитывают переход права собственности на них.

Отличие регистратора от депозитария в том, что первоначально реестр акционеров передается регистратору, а затем по счету владельца акций может быть сделана запись о передаче данных бумаг на хранение в депозитарий.

Трансфер-агенты по поручению регистратора выполняют часть функций регистратора: прием документов, предоставление информации из реестра.

Советники и репозитарии

Инвестиционные советники оказывают консультационные услуги в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

Репозитарии оказывают услуги по сбору, фиксации, обработке и хранению информации о заключенных не на организованных торгах договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах иного вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, а также по ведению реестра указанных договоров.

Подробнее о каждом виде профессиональной деятельности, о биржах и как они работают, можно узнать на нашем сайте.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: