Понятие проекта. Классификация типов проектов. Жизненный цикл проекта. Методы управления проектами и их характеристика (управление проектами)

110380

0

Типология проектов и их виды

Автор статьи:

Султанов Искандер Анварович

Основатель Projectimo.ru

Свежие публикации автора:

Системный проект нормирования труда

Реализация проекта перевода учета на аутсорсинг

Ожидание сущностных изменений в инвестициях

В современной трактовке управление есть наука. А научный подход предполагает предварительное рассмотрение таких категорий, как предмет, метод и классификационные категории изучаемого явления. Проектное управление занимает место значимой научно-практической области в обширной сфере управленческой науки. Это означает, что проникая в сокровенные уголки знания об оптимальных способах реализации задач развития, мы не можем не рассматривать виды проектов во всем многообразии. Для этого потребуется предварительно классифицировать их по методологически обоснованным критериям.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

— замысел (задачу, проблему);

— средства решения (реализации);

— цели (результаты).

классификация инвестиционных проектов

Результаты проекта

Проект в широком смысле — это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

— текущие (технология, документация и т. д.);

— конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

— структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

— сфера деятельности, где он осуществляется, определяющая его тип;

— размеры проекта, число участников, а также степень влияния его на окружающий мир, определяющие его масштаб;

— продолжительность реализации, определяющая его длительность;

— степень технологической, финансовой, организационной, технической и другой сложности.

Организационные проекты

классификация учебных проектов

Типы проектов бывают следующими: организационные, социальные, экономические, технические и смешанные. Проекты организационные связаны обычно с реформированием существующих предприятий, а также с созданием нового предприятия, организации, субъекта хозяйствования, осуществлением некоторого мероприятия (семинара, симпозиума, форума, конференции и др.). Главные характерные черты их следующие:

— цели проекта определены, но количественно трудноизмеримы, поскольку направлены они на то, чтобы улучшить организацию системы;

— продолжительность осуществления и срок выполнения задаются предварительно;

— по мере возможности выделяются ресурсы;

— расходы на такой проект подвергаются очень тщательному контролю с позиции экономичности их осуществления, зачастую нужна корректировка уже в процессе реализации.

Особенности экономических проектов

классификация проектов и их виды

Классификация типов проектов выделяет также экономические. Они направлены на реструктуризацию предприятий, приватизацию, санацию, совершенствование таможенных правил, налоговой системы и др. Особенности их состоят в следующем:

— намечаются предварительно основные конечные цели, которые могут корректироваться в ходе реализации;

— сроки осуществления проекта, а также отдельных составляющих его зачастую корректируются;

— приблизительно определяются расходы, однако они жестко и постоянно контролируются.

Виды творческих проектов

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Индивидуальный проект — творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.

Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.

Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.

Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели До одного месяца.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы. Творческие проекты могут иметь направления:

  • музыкально-творческий проект;
  • художественно-творческий проект.

Телекоммуникационный проект (учебный) – групповой проект, организованный на основе компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Характеристика социальных проектов

Социальные проекты направлены на решение определенных социальных проблем. Например, это совершенствование пенсионного законодательства, социального обеспечения, ликвидация последствий социальных потрясений и природных явлений. Можно привести и другие примеры. Имеется отдельная классификация социальных проектов, однако у всех у них есть следующие общие черты:

— цели намечаются в общем, однако по мере разработки, достижения определенных промежуточных результатов они корректируются, качественная и количественная оценка при этом часто бывает затруднена;

— как общая продолжительность, так и сроки нельзя четко определить, поэтому они имеют вероятностный характер;

— по мере необходимости выделяются ресурсы на проект, однако в рамках возможного.

Наибольшей неопределенностью обладают именно проекты данного типа.

Виды проектовКлассификацияОсобенности организации презентация к уроку на тему

Слайд 1

Виды проектов Классификация Особенности организации Учитель: Суханова Елена Владимировна

Слайд 2

В качестве основной цели обучения в стандартах определяется «развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности». Формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.Г. Асмолова. Из их исследований следует, что развитие учащихся зависит от характера организации их деятельности, направленной на становление сознания ученика, его личности в целом.

Слайд 3

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности. «зачет/незачет» — т. е. оценки, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; «хорошо», «отлично» — оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.

Слайд 4

Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень : применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески Уровни сформированности способов действий Первый уровень : следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень : действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень : преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту Уровневый подход

Слайд 5

Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) ‏ Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) ‏ Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

Слайд 6

Т ехнологии , в которых используется проектирование Технология проектирования учебной деятельности Монахова Метод проекта Исследовательская деятельность

Слайд 7

Проект – детально описанный прообраз будущего объекта, вида деятельности. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проектирование – деятельность, связанная с придумыванием нового способа решения проблемы, преодоления трудности.

Слайд 8

Временные особенности Краткосрочность (реализуется ради конкретного дела) Признаки проекта Содержание Постановка проблемы Цели и задачи, управление и кадры содержание и методы, результативность бюджет Смысловая нагрузка Описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по её улучшению Образное представление «Стрела, попавшая в цель»

Слайд 9

Типология проектов В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта.

Слайд 10

Виды презентации проектов : 1. Научный доклад на конференции. 2. Деловая или ролевая игра. 3. Отчёт исследовательской экспедиции, путешествия. 4. Игры с залом. 5. Спортивные игры. 6. Обобщение данных соцопроса. 7. Создание видеоролика. 8. Театральная постановка.

Слайд 11

Виды презентации проектов: 9. Инсценировка реального или вымышленного исторического события. 10. Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций. 11. Произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства. 12. Экскурсия, как подведение итогов исследовательской деятельности.

Слайд 12

По доминирующему типу деятельности: Практико-ориентированные; Исследовательские; Информационные; Творческие; Ролевой.

Слайд 13

Практико-ориентированный Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Слайд 14

Информационный проект Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории . Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet , видеоролик, социальная реклама, буклет.

Слайд 15

Исследовательский проект По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы , постановку задачи исследования , обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов .

Слайд 16

Творческий проект Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

Слайд 17

Ролевой проект Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

Слайд 18

Под социальным проектированием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком; в ходе которой проектировщик вступает в конструктивное взаимодействие с миром и с социумом; через которую формируются социальные навыки

Слайд 19

Отличие проектной деятельности от исследовательской деятельности цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конст­руированию, моделированию и т.д. работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого . для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, нового знания деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов -является организационной рамкой исследования.

Слайд 20

Отличие метода проекта от проектной деятельности Метод проекта — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, в результате которого учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Продуктом может быть фильм, буклет, книжка. Начиная работу над проектом, учащиеся отвечают на такие вопросы: Что я хочу сделать? Чему я хочу научиться? Кому я хочу помочь? Название моего проекта. Какие шаги я должен предпринять для достижения цели своего проекта? На основании своих ответов учащиеся составляют план учебного проекта по следующей схеме: название проекта, проблема проекта (почему это важно для меня лично?), цель проекта (зачем мы делаем проект?), задачи проекта (что для этого мы делаем?), сроки исполнения проекта, расписание консультаций, сведения о руководителе проекта, планируемый результат, форма презентации, список учащихся, задействованных в проекте

Слайд 21

Сходство всех видов проектов Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Слайд 22

Основные понятия Проблема ( в проектной деятельности ) –сложный вопрос, задача, требующие разрешения, ис с лед о вания. Задается жизнью. Ситуация рассогласования между тем, что хочется, и тем, что есть. Это ситуация, когда недостаточно средств для достижения цели. Ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели.

Слайд 23

Что еще не проблема? Что уже не проблема?

Слайд 24

Проблематика в проектном методе обучения Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Слайд 25

Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным) Если проект монопредметный «он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности.

Слайд 26

Подготовка определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; (формулирование темы урока как проблемы) выдвижение гипотезы их решения(для проектной технологии обучения) обсуждение методов исследования

Слайд 27

Планирование (проектирование ) определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Слайд 28

Поиск информации. Продукт Исследование а) сбор информации; б) решение промежуточных задач. Результаты и/или выводы. а) анализ полученных данных; б) формулирование выводов.

Слайд 29

Презентация Оценка результатов и процесса; а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Слайд 30

Границы и трудности использования метода проектов “ Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик раскрывающих определенную тему.

Слайд 31

Учитель превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками , способы и методы взаимодействия. Появляется педагогическая цель : формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.

Слайд 32

Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес. Проблема связана с формулировкой творческого названия (темы) проекта и основного проблемного вопроса. Этот этап является самым сложным для учителя в технологии организации, поскольку именно он во многом определяет стратегию развития проекта и его результативность.

Слайд 33

Ситуация может приобрести проблемный характер, если: имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить, требуется установить сходство и различия, важно установить причинно-следственные связи, необходимо обосновать выбор, требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями, стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения

Слайд 34

Особенности этапов проектной деятельности младших школьников мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Проекты технические

Они связаны с разработкой некоего нового продукта (типа, вида, конструкции). Особенности их состоят в следующем:

— четко определена основная конечная цель, хотя отдельные подцели по мере реализации могут уточняться;

— продолжительность, сроки завершения четко определены заранее и по возможности соблюдаются, однако корректировки при этом не исключаются;

— расходы четко планируются;

— ограничения при реализации проекта и его планировании связаны, главным образом, с лимитом мощностей производства.

Отличие понятий проекта и ИП

Последние десятилетия со всей очевидностью проявляется тренд трансформации деятельности коммерческих организаций. Он заключается в увеличении доли проектной деятельности в четырех компонентах системного воспроизводства бизнеса. С одной стороны, глобализация рынков только усиливает требования к использованию эффекта масштаба в реализации производственной деятельности предприятий. Массовое производство при этом никуда не делось, а только имеет тенденцию к расширению. С другой стороны, проектная доктрина все глубже и глубже пускает корни практически во все регулярные процедуры деятельности.

Это неизбежный процесс, потому что рыночные события ускоряются, и все чаще приходится перестраивать управление и собственно производственные процессы, реализуя многочисленные проекты. Помимо этого все большее распространение получает так называемое проектное производство, поскольку современный рынок – это рынок индивидуализированного запроса потребителей. Все чаще типовой проект дома дорабатывается под индивидуальный заказ, автомобиль имеет уникальную конфигурацию и комплектацию, даже стоматологические услуги начинают рассматриваться в контексте проектного подхода к каждому пациенту.

общая модель деятельности компании
Общая модель деятельности современной компании

Выше вашему вниманию представлена схема деятельности компании, на которой проектная область выделена синим цветом. Инвестиционные проекты занимают львиную долю проектной деятельности. И в этой связи возникает вопрос о том, чем отличается инвестиционный проект от проекта в целом? Чтобы ответить на него, вспомним общее определение проекта.

Под проектом для целей управления бизнесом принято понимать целенаправленную деятельность, имеющую временный характер, осуществляемую с целью создания уникального продукта (услуги). От других видов деятельности его отличает высокая степень уникальности, которая может варьироваться в достаточно широком диапазоне. Для проектов присущи конкретные цели, которые могут быть уточнены по мере их реализации. Эти уникальные задачи решаются в ходе коллегиальной, взаимосвязанной, скоординированной работы нескольких исполнителей, объединенных в команды.

основные определения
Основные определения Закона № 39-ФЗ от 25.02.1999 г.

Мы уже неоднократно в статьях ссылались на федеральный закон 39-ФЗ, в котором дано определение инвестиционному проекту и его составляющим: инвестициям и капитальным вложениям. Ключевые отличительные черты ИП состоят в нацеленности на прибыль или другой полезный эффект и в том, что данный тип реализуется в контексте капитальных вложений или, иными словами, в основной капитал компании. Таких условий определение проекта не предусматривает. На мой взгляд, сказанное выше дает ясный ответ на вопрос: какие отличия имеют классификация проектов и типология ИП.

Масштаб проектов

Как вы видите, довольно объемна тема «Классификация проектов и их виды». Продолжая ее раскрытие, переходим к следующему основанию классификации. Можно выделить мегапроект и малый (мини-проект). Классификация в этом случае осуществляется по масштабу. Малый по объему невелик, по структуре прост, имеет небольшое число участников. Допускается при его разработке и реализации ряд упрощений:

— одним лицом осуществляется координация работ;

— члены команды управления данным проектом взаимозаменяемы;

— максимально просты графики реализации;

— каждый член команды знает свой объем работ и задачи;

— проект реализует такой же состав исполнителей (команды), который и начинал над ним работу, осуществлял разработку, планирование, а затем проектирование.

Понятие и классификация проектов

— экономические – совершенствование деятельности предприятия и повышение его финансовых показателей;

— экологические – снижение вредного воздействия на окружающую среду;

— технические – создание новой технологии, новых товаров и услуг.

2. По срокам реализации выделяют следующие проекты: краткосрочные (один-два года), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет)

3. По характеру проекта: международные, федеральные, региональные, местные и отраслевые проекты, которые отличаются высокой стоимостью и важностью в экономике и политике.

4. По виду проекта: иновационные проекты, направленные на разработку новых технологий, новых потребительских продуктов и новых информационных технологий, создание нового рынка, освоение нового источника сырья, проведение научных исследований, реорганизация структуры управления, создание новых учебно-образовательных программ и программ развития региона, ориентированы на создание новых потребностей.

5. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

— монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта; это проекты небольшие по масштабу и ограниченные объемами капитальных вложений (1 — 15 млн долларов);

— мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, интеграция предприятий;

— мегапроекты – сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, то есть целевые программы, требующие централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. Они требуют до 1 млрд. долларов инвестиций и отличаются длительным сроком реализации, например, разработка суперчипа.

Специалисты выделяют следующие основные характеристики, отличающие проект от других видов деятельности:

а) направленность на достижение целей и результативность;

б) комплексность – координированное выполнение взаимосвязанных действий, предполагающее последовательно-параллельное выполнение проектных заданий;

в) ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом проекта;

г) уникальность, новизна, неповторимость, однократность.

Уровень значимости проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

1.2. Проект как объект управления: содержание, участники

И окружение проекта

Проект и процесс его реализации являются сложной системой, в которой сам проект выступает как управляемая подсистема, а управление проектом – управляющая. С позиции системного подхода проект рассматривают как процесс перехода системы из исходного состояния в конечное состояние при участии ряда ограничений и механизмов. Ограничениями являются: время, стоимость, уровень качества, внешнее и внутреннее окружение. Механизмы обеспечения проекта – это люди, знания, опыт, информация, организация, техника, технология и другие ресурсы.

Проект имеет следующие управляемые параметры:

— объемы и виды проектных работ;

— стоимость и расходы по проекту;

— временные параметры – сроки, продолжительность и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи между работами;

— ресурсы, необходимые для осуществления проекта, а также ограничения по ресурсам;

— качество проектных решений и применяемых ресурсов.

Инновационный проект имеет конкретное содержание, согласованное со всеми участниками проекта. Содержание приводится в документе, именуемом «Свод содержания проекта», который включает в явном виде или в виде ссылок:

— формулировки целей проекта;

— миссию проекта;

— описание основных и вспомогательных продуктов проекта;

— описание причин, по которым был принят проект;

— организационную структуру проекта;

— устав проекта (приложение 1);

— стандарты и нормы, принятые в проекте (международные, отраслевые, национальные, корпоративные).

При создании проекта необходимо правильно выделить его участников, что позволяет согласовать их интересы и разделить ответственность за достижение целей проекта. Существуют следующие основные категории участников проекта.

1. Постоянная (материнская) организация, внутри которой возник инновационный проект, например, бизнес-инкубатор, венчурная фирма.

2. Инициатор проекта (проектант) – физическое лицо или проектная организация, выступающая с инициативой создания проекта и выполняющая предварительное обоснование проекта. В случае принятия проекта заказчик делегирует ему полномочия по руководству работ по проекту; он является ответственным исполнителем, координатором проекта, принимающим обоснованные решения.

3. Заказчик проекта (как правило, он же инвестор) – будущий владелец и пользователь результатов проекта (организации или физические лица).

4. Координационный совет – орган, выбирающий проекты для реализации, он назначает куратора и утверждает руководителя проекта.

5. Куратор проекта – представитель материнской компании, курирующий выполнение работ по проекту.

6. Команда проекта – участники проекта, осуществляющие его реализацию.

7. Команда управления проектом – участники команды, непосредственно управляющие проектом.

8. Руководитель проекта (в западной терминологии проект-менеджер) – член команды управления проектом, ответственный за реализацию проекта.

9. Поставщики материалов, оборудования и информации.

10. Потребители продукта проекта – заказчик и другие покупатели, определяющие требования к продуктам проекта, влияющие на возмещение затрат и получение прибыли по проекту.

Проект возникает и существует в определенном окружении, которое изменяется во времени, что приводит к появлению дополнительных неопределенностей и рисков. Окружение проекта – это сложный комплекс факторов, постоянно воздействующих на него. К ним относятся социально-экономические, культурные и политические условия, географические и климатические факторы, используемая техника и технология, инфраструктура, интересы потребителей, поставщиков, конкурентов, общественности и психологический настрой исполнителей проекта.

Окружение имеет иерархическую структуру. На первом уровне располагается дальнее внешнее окружение (ДВО) – это организации, не участвующие в разработке проекта, но оказывающие косвенное влияние на проект. К ним относятся:

— правительство, Государственная дума, политические партии;

— банки, обеспечивающие планомерное финансирование проекта;

— производители и потребители готовой продукции;

— лицензиар – обладатель научной информации, лицензий и ноу-хау;

— консалтинговая, инжиниринговая и страховая компании;

— корпоративные и общественные организации, не принимающие изменений;

— органы местного самоуправления, оказывающие поддерживающее или противодействующее влияние на проект посредством льгот и ограничений.

На втором уровне располагается ближнее внешнее окружение (БВО) – организации, оказывающие непосредственное влияние на проект. К ним относятся: материнская компания, заказчик, инвестор, поставщики ресурсов, дилеры, инновационный технопарк, где осуществляется единичное производство новой продукции. На третьем уровне располагается внутреннее окружение проекта (ВОП) – руководитель, куратор и команда проекта. Это полный состав исполнителей, непосредственно участвующих в реализации проекта. К понятию «внутреннее окружение» относят также технические, экономические, информационные факторы, эргономические условия рабочего места исполнителей, психологический климат внутри команды и стиль руководства.

В процессе управления проектом должны быть решены следующие задачи:

— создание новых проектно-ориентированных структур управления в организациях заказчика;

— правовое регулирование деятельности проект-менеджеров;

— внедрение современных информационных технологий управления и создание базы данных по всем процессам проекта;

— подготовка квалифицированных специалистов по управлению проектами.

Жизненный цикл проекта

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенный ряд последовательных ступеней своего развития, полная совокупность которых образует жизненный цикл проекта (ЖЦП). Это промежуток времени между моментом формулировки проектного задания (проекта еще нет) до момента сдачи проекта заказчику (когда проекта уже нет). Под началом проекта понимается дата, с которой официально:

— сформулированы основные требования к проекту;

— открыто финансирование работ по проекту;

— определены основные участники проекта – заказчик и ответственный исполнитель.

Под концом проекта понимается дата, с которой официально:

— прекращается финансирование проекта;

— принимается документальное решение о завершении проекта или нецелесообразности проведения дальнейших работ;

— персонал команды переводится на другую работу или проект.

Жизненный цикл инновационного проекта начинается с фундаментальных исследований, предусматривает прикладные и опытно-конструкторские разработки. Затем начинается освоение промышленного производства новых изделий (испытания и подготовка производства), после которого следует процесс промышленного производства, где знания материализуются и сбыт готовой продукции. За производством инновационной продукции наступает этап ее использования конечным потребителем с предоставлением услуг по наладке, обслуживанию, обучению персонала.

Состояния, через которые проходит в своем развитии проект, называются фазами (стадиями), которые могут быть разделены на этапы и подэтапы. Фазы в большей степени определяют характер выполняемой работы и в меньшей – их последовательность. Например, некоторые фазы могут выполняться параллельно. Фазы жизненного цикла проекта различаются в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. Универсального подхода к разделению процесса реализации проекта не существует. Зарубежные специалисты выделяют следующие фазы: определение (концепция), планирование и разработка, выполнение (реализация) и завершение. Такое представление неединственное, иногда ЖЦП делится на пять или шесть фаз. Каждая фаза может рассматриваться как отдельный проект, она имеет целевую направленность, решает конкретные задачи и имеет особенности в управлении. Однако у каждого проекта можно выделить прединвестиционную и инвестиционную фазы (рис. 1).

Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших в теории управления проектами, поскольку именно текущая фаза определяет задачи и виды деятельности проект-менеджера, а также используемые методики и инструментальные средства (табл. 1).

Рис. 1. Жизненный цикл проекта

Таблица 1

Содержание основных фаз и этапов разработки и реализации проекта

Фазы и этапы жизненного цикла проектаМероприятия по управлению проектом
12
1. Определение (концепция) проектаПроведение стратегического анализа внешней и внутренней среды бизнеса и разработка концепции проекта
Исследование направлений развития страны, региона, отраслиИзучение программ и прогнозов развития отрасли, региона, страны и законодательно-нормативных документов
Формирование инновационного замысла (идеи) проектаПроведение маркетинговых исследований с определением: — обеспеченности продукцией проекта — баланса спроса и предложения, уровня спроса — наличия ресурсов для реализации проекта — инвестиционной привлекательности проекта
Формирование альтернативных идей проектаОбеспечение экспертной оценки альтернативных идей и исключение неприемлемых вариантов
Проработка целей и задач проектаОпределение, согласование и уточнение целей и задач проекта
Формирование команды проекта, анализ осуществимости проектаОбеспечение предварительной экспертизы проекта, проведение диагностики и согласование проекта
Декларация о намерениях и устав проектаОписание замысла проекта в соответствии с типовым положением по разработке и составу декларации и устава
РезюмеФормирование полного перечня подготовленных проектных документов
2. Планирование и разработкаРазработка проектных документов: технического задания и бизнес-плана
Обоснование инновацийПодготовка необходимой проектной документации
Аналитические материалы к проектуОпределение методов и системы показателей для оценки эффективности инновационного проекта
Оценка жизнеспособности и финансовой реализуемости проектаОбеспечение экспертной оценки жизнеспособности и реализуемости проекта на основе расчета показателей эффективности и риска
Техническое задание (ТЗ) и технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО)Формирование ТЗ и ТЭО в соответствии с заданием на проектирование
Бизнес-план проектаРазработка бизнес-плана в соответствии с утвержденными методическими материалами по формату, определяемому заказчиком
Экспертиза проекта и оценка его эффективностиПроведение независимой экспертизы в соответствии с существующими нормативными документами
Экологическая экспертизаОбеспечение экологической экспертизы
Оценка эффективности проектаПроведение расчетов и анализ коммерческой, бюджетной и социальной эффективности проекта
Планирование реализации проектаОпределение всех необходимых параметров реализации проекта

Окончание табл. 1

12
Стратегическое планированиеФормирование системы показателей, обеспечивающих выполнение целей и задач проекта
Детальное планированиеРазработка детальных графиков для оперативного управления на уровне ответственных исполнителей
Сетевое планированиеРазработка графического отображения работ по проекту с учетом взаимосвязей и последовательностей между ними
Ресурсное планированиеОпределение для каждого вида работ требуемых ресурсов, их количества и сроков поставок
Бюджетирование проектаФормирование бюджета проекта по видам работ и подразделениям
Подготовка тендерной и плановой документацииФормирование и утверждение комплекса плановых и контрактных документов
3. Выполнение (основная фаза) проектаПроведение закупок необходимых ресурсов и размещение заказов на конкурсной основе
Проведение торгов (тендеров)Закупка товаров, размещение заказов и выдача подряда на конкурсной основе
Заключение контрактовОформление контрактов с победителями тендеров
Управление реализацией проектаОбеспечение выполнения ценовых показателей и графиков работ
Мониторинг реализации проектаКонтроль, анализ и составление отчета о ходе выполнения проекта в сравнении с планом
Управление изменениямиПрогнозирование, планирование и составление отчетов об изменениях, прогнозирование и оценка последствий, подготовка плана мероприятий по устранению отклонений от плана проекта
4. Завершение проектаВыполнение работ по закрытию проекта и подготовка необходимой отчетности
Пусконаладочные работыПроведение комплекса мероприятий в период подготовки и проведения испытания технологических процессов
Приемка в эксплуатациюПодготовка, согласование и утверждение необходимых документов в соответствии с нормативными актами
Закрытие контракта и проектаПодготовка, согласование и утверждение всех необходимых документов и отчета по проекту
Проведение специального мероприятия, завершающего проектВыражение персональной признательности членам команды, уточнение размера вознаграждения, презентация

Согласованность всех процессов жизненного цикла проекта достигается за счет централизации управления проектом в лице его руководителя. Не случайно, некоторые специалисты считают, что управление проектом – это такой подход к реализации проекта, при котором полномочия и ответственность за его выполнение передаются одному человеку – проект-менеджеру. Он отвечает за планирование и контроль издержек и сроков, привлечение ресурсов, техническое качество, эффективное взаимодействие с заказчиком и связи с общественностью.

Основными признаками эффективного управления проектом являются:

1) правильная постановка целей и задач – цели должны быть достижимыми;

2) выбор таких методов и средств управления проектами, которые обеспечивают достижение поставленных целей при минимально возможном объеме ресурсов проекта и в кратчайшие сроки;

3) рациональное использование имеющихся ресурсов через их оптимальное распределение в пространстве и времени;

4) своевременное и адекватное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов проекта.

Управление проектом является успешным, если его цели достигнуты и соблюдены установленные ограничения.

Вопросы и задания

1. Дайте несколько определений понятия «проект» и перечислите основные характеристики проекта.

2. Назовите международные организации по управлению проектами.

3. Чем отличается управление проектами от управления экономической деятельностью организации?

4. Какие существуют типы и виды проектов по принятой классификации.

5. Укажите источники инновационных идей.

6. Опишите структуру «Свода содержания проекта».

7. Определите состав дальнего и ближнего окружения проекта.

8. Назовите фазы жизненного цикла продукта в логической последовательности.

9. Определите содержание каждой фазы жизненного цикла продукта.

10.Приведите примеры региональных инновационных проектов.

11. Определите миссию, цели, стоимость и сроки реализации данных проектов.

12. Перечислите основные проектные документы.

13. Какие признаки характеризуют эффективность управления проектом?

14.Установите основные функции проект-менеджера.

Глава 2 . ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Особенности мегапроектов

Мегапроекты представляют собой целевые программы. Они состоят из множества более мелких, которые взаимосвязаны и объединены некоторой общей целью, временем осуществления и ресурсами. Подобные целевые программы могут являться межрегиональными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми, национальными и международными. Сотен миллионов долларов достигают их бюджеты, а порой и больше. Координируются и формируются такие программы на межгосударственном и государственном уровнях. 5-7 лет, а порой и более может составлять длительность их реализации. Не случайно мы выделили их, раскрывая такую тему, как классификация проектов. Управление проектами этого вида очень сложное, поскольку оно требует учета множества факторов.

классификация проектов управление проектами

Следующие черты присущи им:

— наличие множества разных исполнителей, которые специализируются на различных видах работ, а значит, существует необходимость координировать их действия;

— обязательный учет социальных и экономических условий реализации данного проекта в конкретном месте и в конкретное время;

— выделение в самостоятельную фазу разработки его концепции;

— обновление на разных стадиях реализации изначального плана проекта;

— учет его уникальности и специфики;

— необходимость разработки разных планов его реализации — как оперативных, так и стратегических;

— обязательный учет вероятностного характера различных показателей и риска;

— постоянный мониторинг данного проекта, а также обновление его элементов.

Классификация по длительности

Рассматривая тему «Классификация проектов и их виды», следует отметить, что по длительности можно их разделить на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные (до 2 лет) характеризуются тем, что заказчик заинтересован в самом быстром завершении данного проекта, поэтому он охотно увеличивает его фактическую стоимость. Максимально сокращается при этом отчетность, минимальное число подрядчиков вовлекается в работу, используются самые простые графики реализации, на одно лицо возлагается ответственность, а изменения в ходе осуществления являются минимальными. Проекты средне- и долгосрочные не имеют таких особенностей.

Элементы проекта

Со многими обстоятельствами связана сложность проекта. Среди них — необходимость высокого качества его исполнения, ограниченность различных ресурсов (временных, трудовых, финансовых) и др. Можно выделить следующие элементы:

— проектную документацию;

— производственные помещения;

— производственные объекты;

— технологию работ и производства;

— технологическое оборудование;

— услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Выбор процессов, методов и инструментов для реализации различных типов проектов

В процессе развития технологической зрелости компании в области проектного управления, вырабатываются специфические подходы, к управлению различными типам проектов. Введение классификации в портфеле проектов компании позволяет определять перечень специфических процессов, методов, подходов и инструментов управления. Каждый их классификаторов влияет на выбор необходимых элементов управления в одной или нескольких областях знаний проектного управления.

В приведенной ниже таблице показан пример таблицы зависимости областей знаний от значений классификаторов.

  • Классификация по сфере деятельности определяет: процессы интеграции с ключевыми процессами компании, иерархическую структуру задач и продуктов проекта, подходы к проведению процедур заключения контрактов, определяет методику работы рискам проекта в зависимости от продуктов проекта, а также требования качества, используемые при управлении проектом.
  • Классификация по размерности определяет: как правильно планировать сроки и управлять временем в проекте, насколько детально планировать использование ресурсов компании в проекте, а также как часто и детально реализовывать задачи по контролю качества.
  • Классификация по объему финансирования определяет: процессы финансирования и бюджеты с которых будет осуществляться финансирование, а также уровень финансовых рисков и объемам страхования с которым придется столкнуться руководителю проекта.
  • Классификация по уровню организации определяет инструменты и методы взаимодействия, как между участниками команды проекта, так и между внешними заинтересованными сторонами проекта.
Классификация по сфере деятельностиКлассификация по размерностиКлассификация по объемам финансированияКлассификация по уровню организации
Управление интеграцией
Управление содержанием
Управление временными параметрами
Управление стоимостью
Управление контрактами
Управление взаимодействием
Управление стекхолдорами
Управление ресурсами
Управление рисками
Управление качеством

Данный материал рассматривается на практических тренингах на ресурсе Онлайн-курсы.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные — это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты — международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификационное деление проектов на виды

Понятие и классификация инвестиционных проектов подробно рассматривались в материале, посвященном делению инвестиционных проектов на виды и типы. Нас же в большей степени интересует общее воззрение на проекты как фундаментальный способ, средство и форму деятельности в бизнесе. Классификация проектов нужна в первую очередь для результативной и эффективной реализации управления ими. Проекты как объекты управления могут значительно отличаться друг от друга по ресурсной составляющей, по технологии выполнения и по многим другим параметрам, которые, безусловно, необходимо учитывать в реальной практике.

Зададимся вопросом: какие бывают виды уникальных задач развития? Для получения ответа мы, в первую очередь, можем пойти по традиционному пути научного метода, начиная с базовых принципов деления объема понятия на классы, типы, виды. Далее мы можем присоединить к ним временной фактор, факторы масштабности и сложности. Однако следует сразу ввести определенное ограничение в исследовании предмета вопроса. Проект в современной интерпретации трактуется весьма широко, буквально распространяясь на всю человеческую деятельность. Я же предлагаю несколько сузить область рассмотрения, ограничившись сферой бизнеса, поскольку такова целевая установка нашей идеологии. Таким образом, возникает первичная классификация проектов, которая представлена далее в табличной форме.

классификация видов проектов
Классификация видов проектов по базовым критериям

Самое крупное деление проектной практики составляет два больших вида: внешние проекты и внутренние. При этом внешние задачи могут носить инвестиционный характер или служить коммерческим интересам основного вида деятельности компании. Большое значение для деления проектов на виды имеет их целевая направленность и сфера деятельности, в которой они реализуются. На основе указанных признаков различают проекты:

  • коммерческие или контрактные;
  • строительные;
  • проекты модернизации и реконструкции ОС;
  • управленческие;
  • образовательные;
  • IT-проекты.

деление ИП
Деление ИП по основным классификационным признакам

Во многом классификация инвестиционных проектов, приведенная выше, при процедуре деления проектов на виды повторяет основную логику. Но не следует забывать, что понятие ИП несколько уже. Во-первых, выгоды от их реализации могут носить косвенный или скрытый характер. Во-вторых, капитальных вложений как таковых может и не быть.

Взять, например, задачи развития управления и конкретно реорганизацию управленческой структуры на стадии жизненного цикла «Зрелость». Прибыльность такого мероприятия далеко не очевидна, вложения в основной капитал отсутствуют, однако это весьма серьезное мероприятие. Таким образом, мы вправе сделать заключение, что к ряду процедур классификация инвестиционных проектов не применима. В завершение раздела приведем еще один пример видового разграничения.

пример классификации проектов
Пример классификации проектов на основе специальных признаков

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: