Показатели, характеризующие инвестиционный климат в стране

Все бизнесмены, инвесторы, политики, экономисты и даже дипломаты регулярно говорят об инвестиционном климате. Если данный параметр на высоком уровне, значит развивать бизнес в стране комфортно, если же на низком – страна определенно что-то делает не так.

Впрочем, инвестиционный климат определяется не только для страны в целом, но и для каждого региона. Это универсальный датчик, позволяющий понять, как обстоят дела сейчас и, что самое главное, в каком направлении бизнес будет развиваться дальше. В материале мы приведем методы оценки инвестклимата, расскажем, почему так важно создавать благоприятный климат и, что делать, если ситуация испортилась и бизнесмены не хотят вкладывать инвестиции.

Понятие инвестиционного климата

Одним из наиболее общих критериев принятия решения об инвестировании является оценка инвестиционного климата на макроуровне и инвестиционной привлекательности объекта инвестирования.

Часто инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность трактуются в экономической литературе как синонимы. Но первое понятие более широкое и ёмкое. Это базовая характеристика среды инвестирования в стране, регионе, экономическом районе, отрасли. Только с учетом рейтинговой оценки инвестиционного климата инвестору целесообразно переходить к оценке инвестиционной привлекательности конкретного объекта или инвестиционного проекта.

Что же понимается под инвестиционным климатом?

Многочисленные авторы, обращающиеся к проблеме инвестиционного климата, весьма разнообразно характеризуют содержание исследуемой категории. По мнению ряда из них понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в том или ином регионе по отношению к инвестициям, которые могут быть осуществлены в его социально-экономическую систему. Нередко он трактуется и как «совокупность сложившихся в какой-либо стране, политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала». Из данного определения следует вывод, что инвестиционный климат можно рассматривать как один из факторов внешней среды предприятия, определяющий предпочтения потенциального инвестора в отношении этого предприятия. Таким образом, инвестиционный климат определяют как совокупность экономических, политических, социальных и других условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений.

Есть определения, трактующие это понятие более конкретно. Однако во всех случаях игнорируются инвестиционные риски, которые во многом предопределяют инвестиционный климат. Поэтому представляется, что наиболее корректным и полным является определение, приведенное в Финансово-кредитном энциклопедическом словаре: инвестиционный климат – это совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. Иначе говоря, баланс эффективности инвестирования и инвестиционного риска определяют инвестиционный климат.

Инвестиционный климат страны и региона

Понятие региона может иметь двойной смысл. Формальный регион — это административно-территориальная единица, имеющая свой правовой статус в системе государственного управления.

Инвестиционный климат страны и региона

В России под регионами чаще всего понимаются территории, имеющие статус субъектов федерации. Однако в экономике под этим термином может пониматься и совокупность субъектов федерации, объединенных по одному признаку.

Экономическая среда, определяющая перспективу инвестирования на федеральном и региональном уровнях, может существенно отличаться по нескольким параметрам.

В России из-за ее больших размеров и разнообразия природных условий это отличие может быть существенным. Особенно сильно оно проявляется при сравнении территорий, обладающих разными природными и социальными характеристиками.

Факторы, определяющие инвестиционный климат

Понимание сути исследуемой категории и формирования авторского взгляда на его содержание требует анализа факторов, под воздействием которых инвестиционный климат развивается. Среди общих факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона, в экономической литературе принято выделять:

  • политические факторы (авторитетность местной власти, стабильность законодательных и общественных структур, распределение власти между различными политическими группами и партиями, состояние межнациональных отношений, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантии и защиты инвестиций, юридические условия инвестирования в те или иные отрасли);
  • социальные факторы (социальные условия проживания населения, уровень социальной напряженности, наличие социальных конфликтов, уровень развития социальной сферы);
  • экономические факторы (наиболее влиятельные) факторы (структура экономики региона, тенденции экономического развития региона, сложившийся уровень инвестиционной активности, емкость существующего местного рынка, экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей, возможность перевода дивидендов за рубеж, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов);
  • финансовые факторы (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий, система налогообложения, состояние платёжного баланса и прибыльность предприятий региона);
  • ресурсно-сырьевые факторы (обеспеченность региона природными ресурсами);
  • трудовые факторы (наличие трудовых ресурсов и уровень их квалификации, профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов);
  • производственные факторы (особенности отраслевой специализации, наличие и размещение необходимых для производства ресурсов);
  • инновационные факторы (уровень развития науки, уровень разработки и внедрения достижений НТП в регионе, интеллектуально-образовательный уровень населения);
  • инфраструктурные факторы (территориально-географическое положение региона, инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона, развитие системы телекоммуникаций, наличие инвестиционной инфраструктуры, степень развития инфраструктуры рыночной экономики);
  • экологические факторы (уровень загрязнения окружающей среды, природно-климатические условия в регионе);
  • криминальные факторы (коррумпированность структур власти, уровень преступности в регионе).

Как правило, факторы инвестиционного климата классифицируют по возможности воздействия общества на них: объективные и субъективные. Первые факторы весьма многообразны. Вторые связаны с деятельностью человека. При этом можно выделить моменты, положительно и негативно влияющие на инвестиционный климат. К обстоятельствам, способствующим созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной активности в стране, относятся:

  • высокий потенциал внутреннего рынка;
  • высокая норма прибыли;
  • низкий уровень конкуренции;
  • стабильная налоговая система;
  • низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • эффективная поддержка государства.

К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и тем самым ухудшающим инвестиционный климат в стране, относятся:

  • политическая нестабильность;
  • социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);
  • высокий уровень инфляции;
  • высокие ставки рефинансирования;
  • высокий уровень внешнего и внутреннего долга;
  • дефицит бюджета;
  • пассивное сальдо платежного баланса;
  • неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;
  • высокие трансакционные издержки.

Следовательно, инвестиционный климат можно рассматривать в разрезе совокупности политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих потенциальных инвесторов.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», осуществляющего свою деятельность при журнале «Эксперт», наиболее привлекательными для инвестирования являются такие регионы, как:

  • Московская, Ярославская, Орловская, Белгородская и Новгородская области;
  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Ненецкий АО.

Наибольшими рисками для инвестора обладают северные, дальневосточные и некоторые северокавказские регионы.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата

Эта оценка постоянно меняется, но тенденция остается неизменной — высокий инвестиционный рейтинг по-прежнему сохраняется за регионами с высокой концентрацией населения, транспортных артерий и промышленности. Лидирующие позиции занимают и регионы, обладающие запасом стратегически важного сырья.

Низким рейтингом обладают регионы с неблагоприятными природными условиями, скудным освоением территории, отсутствием природных и трудовых ресурсов, слабой развитостью транспортной системы, нестабильной социальной ситуацией.

Оценка инвестиционного климата

Дать точную количественную оценку инвестиционному климату крайне сложно. Его принято оценивать как:

  • благоприятный;
  • неблагоприятный;
  • нейтральный.

Оценка инвестиционного климата служит инструментом оптимизации потоков капиталовложений и поэтому широко распространена во всем мире. Она проводится консалтинговыми фирмами, банками, газетами, журналами, государственными органами (в США, например, министерством торговли), страховыми компаниями, пенсионными фондами.

В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность, которую понимают как наличие определенных условий, влияющих на инвестора для выбора того или иного объекта инвестирования. К данным условиям относятся:

  • инвестиционный потенциал – количественная характеристика инвестиционной привлекательности;
  • инвестиционный риск – качественная оценка инвестиционной привлекательности.

Объектом исследования инвестиционного климата являются страны, регионы внутри них, отрасли и города. Методов оценки инвестиционного климата много, при этом применяемые методики различны. В ряде стран, например в Японии, используются описательные методы без какой-либо количественной оценки. Но наиболее распространены методы, в которых экономические показатели выражаются числовыми значениями.

Учитывая значительные экономические и политические различия между отдельными странами, выявить явные преимущества по тем или другим аспектам функционирования национальных экономик зачастую очень сложно. Для стран с переходной экономикой (в том числе России) часто используется метод индекса Бери. Оценка ведется по 15 критериям, весовая значимость которых измеряется в процентах:

  1. Политическая стабильность – 12.
  2. Темпы экономического роста – 10.
  3. Конвертируемость валюты и т.д. – 10.
  4. Возможность долгосрочного кредитования и условия внесения иностранным инвестором своей доли в капитал – 8.
  5. Возможность краткосрочного кредитования – 8.
  6. Расходы на заработную плату и производительность труда – 8.
  7. Девальвация – 6.
  8. Состояние платежного баланса – 6.
  9. Возможность реализации договора – 6.
  10. Отношение к иностранным инвестициям и прибыли – 6.
  11. Возможность национализации: от экспроприации до преимуществ резидентов – 6.
  12. Бюрократические процедуры (степень государственного регулирования) – 4.
  13. Местное управление и партнерство – 4.
  14. Организация транспорта и связи – 4.
  15. Возможность использования экспертов и услуг – 2.

Каждый критерий оценивается в баллах от одного (неприемлемый) до четырех (очень благоприятный). Индекс Бери – это синтетический показатель, представляющий собой сумму баллов экспертных оценок отдельных составляющих (критериев). Метод в значительной степени подвержен субъективным мнениям, особенно когда речь идет об оценке рисков, прежде всего политических.

Существенную роль в оценке инвестиционного климата играют рейтинги, присваиваемые различными национальными и международными агентствами. Крупнейшими и наиболее известными рейтинговыми агентствами являются американские (впервые они были созданы в США) Moody’s Investors, Standard & Poor’s, Fitsch – IBCA. Эти агентства имеют представительства в десятках стран мира и действуют по единым для всех стран стандартам, используют одинаковые методики оценки и шкалы рейтингов. Это, с одной стороны, является положительным моментом; но с другой – рейтинги, ориентированные на международные финансовые рынки, не учитывают национальной и региональной специфики. Важно отметить, что данные рейтинговых агентств не способны в полной мере отразить инвестиционного климата, так как полноценно не раскрывают сложной хозяйственной системы страны. Однако они служат вспомогательным инструментом для принятия решения инвестором при выборе объекта инвестирования.

Присваивая рейтинг, международные агентства вынуждены поддерживать баланс интересов многочисленных стран-инвесторов и реципиентов, что способствует возникновению конфликтов интересов с учетом сложности оценки странового риска. Считают даже, что глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 г. и охвативший все страны мира, спровоцировали именно рейтинговые агентства, которые давали неверные оценки финансового благополучия компаний и банков США. Сейчас агентства наряду с фундаментальными параметрами строят свои заключения, опираясь в том числе на точку зрения финансовых властей и общественное мнение. Хотя в принципе сами должны формировать их. В результате качество выводов ухудшается.

На саммите «большой двадцатки», посвященном проблемам глобального финансового кризиса, было отмечено, что существующая мировая система финансового анализа будет пересмотрена и на смену проштрафившимся агентствам придут другие. Россия предложила создать новое международное рейтинговое агентство. Его учредителями могут стать государства – участники встречи. Целью агентств должно быть не получение прибыли, а достоверная оценка экономических процессов и финансового состояния компаний.

Замедление темпов экономического роста требует выявления причин неблагоприятного инвестиционного климата в России.

Как известно, слово политика в переводе с греческого означает «искусство управления государством».

Поэтому в самом широком смысле инвестиционная политика может рассматриваться, как часть государственной экономической политики, направленная на обеспечение эффективной инвестиционной деятельности, устранение причин неблагоприятного инвестиционного климата в России.

Однако такое общее определение не отражает ни специфику процесса становления в России рыночных отношений, ни роли инвестиций в выводе экономики страны на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

Значение инвестиций в основной капитал особо подчеркивается в утвержденной Концепции национальной безопасности, где констатируется, что «без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно».

Динамика инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики имеет негативный характер. Общее снижение инвестиционной активности за 90-е гг. составило в среднегодовой оценке примерно 70%, что привело к значительному физическому и моральному износу используемого производственного аппарата.

По разным оценкам, от 50 до 70% основных фондов производственного назначения требуют немедленной замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет. Но снижение конкурентоспособности товаров, производимых значительной частью российских предприятий, объясняется не только устарелостью основных фондов вследствие недостаточных объемов инвестирования. Дело и в несовершенной технологической структуре осуществляемых капиталовложений (см. табл. 1).

Таблица 1

Технологическая структура инвестиций в основной капитал (в % к итогу)

2011 г. Справочно в % к итогу
млрд. рублей в % к итогу 2000г. 2005г. 2010г.
Инвестиции в основной капитал 10776,8 100 100 100 100
в том числе: жилища 1566,9 14,5 11,3 12,0 12,2
здания (кроме жилых) и сооружения 4751,9 44,1 43,1 40,4 43,3
машины, оборудование, транспортные средства 3791,2 35,2 36,6 41,1 37,9
прочие 666,8 6,2 9,0 6,5 6,6

Для них характерна пониженная доля инвестиций в машины, оборудование (т.е. в активную часть основных фондов, непосредственно участвующих в производственном процессе).

Наметились первые признаки преодоления затяжного инвестиционного кризиса в российской экономике.

Однако для чрезмерно оптимистичных оценок среднесрочных перспектив инвестиционной активности особых оснований нет. Дело в том, что катализаторами ее увеличения выступили два основных фактора — эффект девальвации рубля и благоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей.

О серьезных проблемах в отечественной экономике, синтезированных в формировании неблагоприятного инвестиционного климата в России, свидетельствует и тот факт, что отмеченный рост инвестиций практически на 2/3 обеспечивался собственными средствами предприятий. Это означает, что связь между реальным и финансовым секторами экономики ничуть не улучшилась со времен самой острой фазы инвестиционного кризиса.

Действительно, несмотря на наличие общей тенденции некоторого увеличения общего объема банковского кредитования, его доля в финансировании инвестиций в основной капитал не превысила 4%. Что же касается новых эмиссий корпоративных ценных бумаг, то таким образом было привлечено лишь около 1% реальных инвестиций.

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на объемы и эффективность инвестиций, приводит к выводу что дальнейшая динамика инвестиционной активности слабопредсказуема.

Умеренное укрепление рубля, практически неизбежное в условиях высоких цен на традиционную номенклатуру российского экспорта, снижает потенциал обновления и повышения конкурентоспособности импортозамещающих производств.

Потребуются серьезные изменения в законодательстве, усилия по формированию инфраструктуры инвестиционного рынка, снижению рисков инвесторов для закрепления позитивных процессов в инвестиционной сфере. С учетом изложенного, в качестве базового принято следующее определение.

Инвестиционная политика государства — система мер государственного регулирования экономики, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата и повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов.

Между тем, системные проблемы российские экономики, в своей совокупности оказывающие негативное влияние и на инвестиционный климат в России, и на эффективность инвестирования, остаются нерешенными.

В их числе необходимо выделить отсутствие внятных приоритетов государственной инвестиционной политики. В частности, нет эффективного собственника на значительной части российских предприятий. Весьма слабы отечественные инвестиционные институты (как в части их низкой капитализации, так и в части отсутствия длинных пассивов).

Инфраструктура инвестиционного рынка не соответствует современным требованиям. Весьма низко качество гарантий защиты прав инвесторов. Расходная часть бюджетов различных уровней перегружена долговыми обязательствами. Условия инвестирования по различным отраслям и регионам страны очень сильно различаются.

Таким образом, устранение вышеуказанных причин неблагоприятного инвестиционного климата в России позволит государству стимулировать экономическое развитие страны.

Опыт улучшения инвестиционного климата за рубежом

На мировом рынке спрос на свободные инвестиционные ресурсы значительно превышает предложение, поэтому государства стремятся создавать максимально благоприятные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Так, во многих странах налоговой системой предусмотрен ряд льгот для инвесторов: взыскание налогов из прибыли предприятий по сниженной ставке, дифференциация налоговых льгот в зависимости от размера инвестиций, снижение налоговых ставок в зависимости от сферы вложения капитала, освобождение предприятий с иностранными инвестициями от налогов в первые годы их деятельности, снижение налоговых ставок и другие налоговые льготы в специальных свободных экономических зонах.

В Австрии налог на корпорации (прибыль) составляет 30%, промышленный налог – 13-14%. Если австрийская фирма имеет инвестиции иностранной фирмы, она освобождается от налогов на прибыль при соблюдении условий, благоприятных для иностранных и отечественных инвесторов. В Малайзии корпоративный налог одинаков для всех и составляет 35%, другие налоги низкие или их не существует. Инвестиции в «пионерную» отрасль (к таким отраслям относят почти каждое производство) в течение 5 лет не облагаются налогом. В США большое стимулирующее значение для ускорения обновления производственного аппарата и основных фондов имеет инвестиционный налоговый кредит, который предусматривает снижение налогооблагаемой прибыли на сумму вложений, которые используются для приобретения машин и оборудования.

В мировой практике распространено регулирование инвестиционных потоков через определение приоритетных сфер их привлечения. Так, во Вьетнаме поощряются инвестиции для реализации государственных экономических программ, капиталовложения в передовую технологию и квалифицированную рабочую силу, на интенсификацию производства, увеличение мощностей промышленных предприятий. В Германии для развития экономики отсталых районов предусмотрены:

  • льготные инвестиционные кредиты, т.е. специальные инвестиционные кредиты при создании высокотехнологичных производств;
  • региональные кредиты в рамках «Программы восстановления Европы»;
  • субсидии в соответствии с земельными программами развития промышленности;
  • субсидии в соответствии со структурными программами развития средних городов и др.

Активизации инвестиционных процессов способствует либеральное амортизационное законодательство, в частности применение методов ускоренной амортизации, которые давно действуют в США, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Швеции, Швейцарии и в других странах. Высокая норма выбытия основного капитала в этих странах в 90-х гг. XX в. свидетельствует об интенсивном характере воспроизводственного производства.

В мировой практике важную роль играет лизинг как форма долгосрочной аренды с правом выкупа основных средств, приобретенных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования. Доля расходов на лизинговые операции в общих капиталовложениях составляет в США – 30%, в Англии, Франции, Швеции, Испании – 13-17%, в Италии, Голландии – 12-14%, в Австрии, Дании, Норвегии – 8-10%.

В промышленно развитых странах большое значение придают разработке и реализации эффективной государственной инновационной политики. По данным английского комиссии по трудовым ресурсам, 15% рост общей эффективности американской и японской промышленности является следствием изменений в характере использования рабочей силы, 25% – капиталовложений и 60% – изменений в технологиях.

Направления формирования благоприятного инвестиционного климата в России

Среди мероприятий, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в РФ, можно выделить:

  • развитие государственно-частного партнерства, способного значительно повысить эффективность инвестиционных проектов за счет использования преимуществ государственных и частных инвестиций;
  • совершенствование нормативно-правовых основ инвестиционной деятельности;
  • формирование инфраструктуры инвестиционной сферы;
  • развитие системы долгосрочного кредитования;
  • развитие малого предпринимательства.

Конкретные мероприятия в этом направлении должны предусматривать:

  • Внесение изменений или отмена различных законодательных актов, затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  • Снижение влияния государственных компаний на инвестиционный климат путем приватизации крупных пакетов акций, находящихся в федеральной собственности, и исключением из состава совета директоров акционерных обществ с государственным участием руководителей федеральных органов исполнительной власти с включением вместо них независимых директоров.
  • Ужесточение контроля за коррупционными правонарушениями.

Административные барьеры, тормозящие инвестиционный климат

Сложно сказать, что не оказывает влияние на инвестиционный климат. Вышеописанные факторы охватывают все варианты деятельности в стране.

Но с легкостью можно выделить административные барьеры, тормозящие развитие экономики:

  • наложение ограничений, не предусмотренных законом;
  • навязывание обязанностей за пределами правового поля;
  • ограничения при входе на рынок (лицензирование, различные разрешения, обязательная регистрация деятельности в регионе, доступность кредитования и пр.);
  • таможенные барьеры (пошлины, отсутствие сертификатов, паспортов и пр.);
  • чрезмерный бюрократизм на государственном уровне.

Самые серьезные и сложные барьеры ожидают инвестора при входе на рынок.

Вывод

Таким образом, инвестиционный климат – комплексное и многоуровневое понятие. Комплексность заключается в том, что он формируется, как показано выше, под влиянием многих факторов, которые создают условия для инвестиционной деятельности. Многоуровневый характер инвестиционного климата означает его оценку на уровнях страны, регионов, отраслей экономики. Но если рейтинг страны имеет принципиальное значение для иностранного инвестора, то рейтинг региона, отрасли важен и для иностранного, и для отечественного инвестора. С учетом этого инвестор выбирает объект вложения средств, оценивая его инвестиционную привлекательность. Подход к оценке объекта инвестирования различен в зависимости от того, новый он или уже действующий. Но во всех случаях для инвестора важно (как и при оценке инвестиционного климата) оценить эффективность и риски инвестирования. Различны только подходы к решению этих проблем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: