Управление инвестиционными проектами в 1С:УХ (часть 2)


Инструкция по составлению

Безусловно, для того чтобы заинтересовать инвесторов, необходимо грамотно составить инвестиционную программу. Начинать следует с описания основных целей и задач, к примеру, это может быть создание автотранспортного предприятия, строительство объектов недвижимости, приобретение современного оборудования и т. д. Обязательно указываются сведения о размерах финансирования и каким образом оно будет осуществляться, а также длительность подготовительного периода. К подготовительному периоду относится аренда, регистрация предприятия, получение необходимых разрешений и т. д.

Необходимо детально и поэтапно расписать все планируемые расходы. Это касается закупки техники, сырья, расходы на приобретение и установку специализированного оборудования, выполнения ремонтных работ в помещениях, формирования оборотных средств.

Требуется провести расчеты по производственной программе, которые включают создание собственной торговой марки, размещение рекламы и продвижение товара или услуги. Также нужно подсчитать объемы планируемой выручки за весь период инвестирования и указать полную сумму расходов, в которую будет входить приобретение сырья и оборудования, выплата заработной платы, оплата аренды и электроэнергии и т. д. Такие показатели очень важны для потенциальных инвесторов.

Виды программ

Дела государственного значения являются приоритетными в порядке решения в сравнении с другими. Их исключительной важностью объясняется существование государственных инвестиционных программ.

Федеральная (Государственная) инвестиционная программа это документ, включающий в себя информацию о расходовании бюджетных средств на обозначенный отчетный период в направлении строительства и создания новых объектов инфраструктуры, капитального строительства, ремонта и модернизации существующих объектов, реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Российской федерации.

Разработкой федеральной адресной инвестиционной программы занимаются ответственные департаменты Минэкономиразвития РФ. Программа формируется на основании нормативных актов, представляет собой документ, в котором указаны направления распределения бюджетных средств на реализацию конкретных федеральных инвестиционных проектов на плановый период — финансовый год.

Федеральная адресная инвестиционная программа — это глобальный документ, который проходит несколько этапов утверждения.

Бюджетные средства в рамках программы должны расходоваться на инвестиционные проекты строительства, развития, реставрации, модернизации, приобретения, а также технического перевооружения объектов капстроительства и/или недвижимости.

Наличие федеральной адресной инвестиционной программы в государстве позволяет реализовать крупные проекты, которые было бы невозможно организовать в рамках частного финансирования.

К таким проектам относятся организация мероприятий всероссийского масштаба (например, Чемпионата мира по футболу — 2018), строительство крупных научно-исследовательских центров, возведение Крымского моста и так далее.

Решения в рамках федеральной адресной инвестиционной программы закрепляются в форме нормативных актов Правительства РФ или конкретных ведомств, проходят этапы согласования со всеми заинтересованными ведомствами и организациями.

Управление инвестиционной программой делегируется Минэкономразвития России. На сайте Министерства экономического развития РФ изложены подробные сведения о целевых программах инвестирования в разрезе отраслей, форм собственности, регионов, госзаказчиков и так далее.

При определении направлений расходования бюджетных средств должны выполняться следующие условия:

  • правовая и законодательная база субъекта позволяет реализовать инвестиционный проект/исполнение нормативных актов и требований Правительства РФ при реализации программы
  • бюджетные средства должны расходоваться на решение ключевых проблем и задач, стоящих перед государством
  • завершение проектов, которые остались с прошлого отчетного периода
  • реализация согласованных проектов в полном объёме
  • прозрачность плана реализации
  • обеспечение максимального социального и экономического эффекта.

Основываясь на целях и задачах существующих программ инвестирования выделяют следующие их виды:

  • высокодоходные (к данному виду относят программы, обеспечивающие инвестору уровень дохода, превышающий уровень дохода от вложения средств в банковский депозит)
  • высокопроцентные (в случае если реальный доход от инвестиционного проекта за вычетом потраченных на него инвестиционных расходов превышает шестьдесят процентов)

В зависимости от пути направления развития компании, выделяют:

  • стратегические инвестиционные программы (изменение формы собственности предприятия (создание дочернего, акционерного, совместного предприятия и т.д.), либо на изменение характера производства (выпуск новой продукции, изменение технического и технологического цикла на производстве и т.п.)
  • тактические (напрямую предназначены для развития компании (увеличение объёма выпускаемой продукции либо услуг, улучшения качества, расширение номенклатуры), модернизация и расширение производства, наращивание мощностей).

Динамические факторы оценки

Учет фактора времени при анализе и оценке эффективности инвестиций повышает сложность вычислений, но равноценно увеличивает и точность, с которой становится возможным определить возможную выгоду. Поэтому динамические факторы рекомендуется использовать наряду со статическими.

  • Чистый дисконтированный доход или NVP. Рассчитывается как дисконтированная сумма ожидаемого потока платежей. Этот показатель отражает тот факт, что реальная стоимость текущей суммы денег будет отличаться от такой же суммы на более поздних сроках участия в проекте. На это оказывают влияние следующие факторы:
  1. инфляция;
  2. прибыльность данного проекта, которая может принимать и отрицательное значение.

Чистый дисконтированный доход рассчитывается как сумма дисконтированных денежных потоков, замеренных в определенные промежутки времени. При этом ставка дисконтирования заемных капиталов должна превышать кредитную ставку, а для собственных капиталов должна быть выше отдачи действующего капитала.

NPV = – I+ ∑nt=1CFt/(1+r)t,

CFt – прибыль от реализации вложенных средств в t-й год;

r – ставка дисконтирования;

n – срок жизни проекта в годах от t=1 до n.

Этот показатель очень важен, так как из него понятно общее значение денежной массы, полученной за все время действия инвестиционного проекта. При его расчете необходимо учитывать то, что инвестирование может принимать вид единовременного вложения в том случае, если производится в течении одного года. Если же вложение денежных средств производится в течении более длительного промежутка времени, то при расчете NPV необходимо учесть, что стоимость вложений будет изменяющейся, и ее необходимо высчитывать по ставке дисконтирования.

Величина этой ставки каждый раз определяется индивидуально исходя из пунктов, которые выбирает инвестор. При этом могут учитываться следующие факторы:

Если чистый дисконтированный доход больше единицы, то проект рентабелен.

  • Коэффициент рентабельности инвестиций (PI). Рассчитывается, как чистый дисконтированный доход, поделенный на общую сумму инвестиций.

PI = NPV / I

Обе переменных должны быть в одной валюте, обычно это рубли или доллары. Если этот индекс больше единицы – значит инвестиции в данный проект принесут доход. Если меньше – вложения не окупятся.

  • Внутренняя норма рентабельности (IRR). Определяется как размер ставки дисконтирования, при которой чистый дисконтированный доход равен нолю. Это максимальная цена инвестиций, при которой текущий проект не является убыточным. Находится внутренняя норма рентабельности либо при помощи построения графика зависимости чистого дисконтированного дохода от ставки дисконтирования, либо при помощи компьютера. Этот показатель наиболее наглядно показывает эффективность инвестирования и позволяет понять, есть ли смысл вкладывать деньги в данный проект.

Развитие транспортной системы

1 триллион 079 миллиардов рублей (72% бюджета Адресной программы в 2021 – 2021 г.) будут направлены на реализацию ГП «Развитие транспортной системы». Приоритетные объекты:

  • Южная рокада
  • Северо-Западная хорда
  • Северо-Восточная хорда
  • Южный дублер Кутузовского проспекта
  • Северный дублер Кутузовского проспекта (подъезные дороги)
  • УДС ЗИЛ

577 миллиардов рублей предназначаются для строительства объектов метрополитена. Указанные средства должны обеспечить ввод в 2018-2020 г:

  • 81,7 км линий метро;
  • 6 электродепо;
  • 35 станций метро;
  • 55 ТПУ.

Финансовая модель инвестиционного проекта

У любого проекта есть определенная модель (или макет).

Рассматривая создание проекта инвестирования, для его
корректного представления можно и нужно использовать модель финансовую. Модель самолета или моторной лодки будет представлять собой конструкцию из любого облегченного материала для возможности показа уменьшенной версии оригинала.
Бизнес или работу организации можно также легко смоделировать путем технических средств, в этом случае целям макетирования послужит цепь последовательных процессов компании в виде расчетов всех необходимых для ее функционирования показателей. Финансовая модель применима для готового бизнеса (действующего предприятия), так и для нового проекта. Во многих случаях финансовая модель отражается в табличном виде.

Итак, мы пришли к выводу, что четкая взаимосвязь таблиц с разными показателями эффективности предприятия в работоспособности его отдельных статей — всё это вместе будет представлять единую финансовую модель бизнеса или предприятия.

Грамотно и правильно созданная финансовая модель помогает в решении многих задач, так как задачи предприятия носят экономический характер, то и называние получает финансово-экономическая модель (ФЭМ).

Моделью предусмотрены обязательные разделы, без которых картина будет выглядеть неполноценной, и анализ будет проводиться недостоверно. Модель должна подчиняться всем законам бухгалтерии: в конечном итоге деятельности должен сводиться баланс, а также видны все результаты денежных потоков. Экономическая эффективность каждого предприятия и означает непосредственную прямую взаимозависимость между финбалансом и движением денежных средств.

Любая рассчитываемая инвестиция имеет свой срок, поэтому и ее моделирование в обязательном порядке придерживается сроков реализации, создавая комплексную целостную картину всей поставленной задачи. В любой модели располагаются исходные данные — главный источник оперативного и долгосрочного прогнозирования.

Данные для инвестиционного финпроекта можно сгруппировать по следующим критериям:

  • макроэкономические проектные структуры финансирования;
  • операционная доходно-расходная часть;
  • использование займа и его обслуживание;
  • вопросы налогообложения и бухучета.

В процессе построения модели может возникнуть необходимость ввести ещё какой-то исходный параметр и существует причина его применения. Составляем данные бухгалтерского учета, проект движения денежных средств, занимаемся прогнозированием потенциальных поступлений платежей, а также потенциального оттока средств.
Финансовая модель – детализированный аналитический план по снижению рисков процесса инвестирования. Детализация и реалистичность – необходимые критерии создания качественной финмодели.

Составление проектной книги подразумевает некоторые общие и обязательные правила:

  • все исходные данные разносятся по разным листам;
  • расчетная структура максимально прозрачная, никаких инструментов скрытия документов и каталогов;
  • имеющиеся столбцы аналогичны самим себе;
  • одна строка для формул одного типа.

Инвестиционное проектирование в течение жизненного цикла проходит определенные стадии исследования и уточнения своей действительности и целесообразности. Проводятся проверки первичных данных, уточняется суть дальнейшей активности.

  • Первичная стадия анализа
    показывает оценку действительной необходимости и потенциальной возможности реализации, тогда же проводится рыночный маркетинг, прописывается исследовательское техническое задание.
  • Вторым этапом
    уже приходит понимание необходимости направления проекта на дальнейшую разработку или направления в какое-то другое русло. Оставить так, как есть, и пропустить его дальше, либо полностью переделать расчеты, либо начать какую-либо стадию с нуля.
  • Третий
    это технологическое обоснование. На данном этапе принимают непосредственное участие поставщики оборудования, дилеры, производители сырья.
  • Четвертым этапом
    проходит обоснование проектной стоимости, мы определяем затраты, которые у нас возникнут в связи с проектом. Конструктивное решение нецелесообразно принимать для конечного клиента.
  • Затем, на пятом этапе подготавливается и принимается окончательное решение, следует ли запускать шестую фазу, подразумевающую опциональную государственную бюджетную либо иную поддержку. Осуществляется мониторинг уже предоставленных госсредств, федеральной законодательной базы, штудируется потенциально обоснованная возможность налоговых льгот.
  • Шестой этап обозначает финансовое моделирование, активный поиск оптимизации реальных путей воплощения бизнес проекта. На этом этапе расписывается инвестиционная и хозяйственная деятельность. Разрабатывается план, создается доходная статья, рассчитывающая потенциальную профицитность бизнеса. Здесь рассчитываются актуальные траты, подсчитываются риски будущих вложений и сравниваются с базой основных критериев эффективности. Моделирование этого этапа характеризует детальность, индивидуализация, динамика, представление через экселевские таблицы.

Инвестпроекту в полной мере соответствует прилагаемая и отдельно прописанная финансовая модель, которая обладает меняющимися при необходимости параметрами, и адекватна индивидуальной специфике каждого проекта. Подобное моделирование базируется на сценарной аналитике и с высокой степенью надежности дает прогноз финансово-экономических показателей в различных проектных условиях. Исходники при таком моделировании можно менять прямо на ходу реализации, получая тем самым промежуточные варианты, которые будут адекватным срезом эффективности реализации.

Компоновка финансовой модели чрезвычайно зависит от налоговой конъюнктуры.

Налоговый режим непосредственно определяет доходно-расходный баланс любого бизнеса. В итоге нужно написать финальный Отчет, презентовав Заказчику наглядные изменения в критических местах.

Владельцам компаний, составляющих свои финансовые модели с отчетливыми инвестиционными целями, нужно быть реалистами. Представленные в модели параметры и подсчеты однозначно должны быть надежными с точки зрения инвестора, а содержимое нужно делать максимально реальным и подробным. В настоящее время это ключевой момент для обретения достойного финансового обеспечения задумок под инвестиции. По этой причине все проектные параметры основывают на глубоком изучении рынка, а некоторые данные лучше всего сопроводить предварительной документацией.

В итоге прописывается текущий бизнес-план инвестпроекта, учитывающий банковскую стандартизацию. После презентации клиенту всю работу рассматривает уже сам банк.

В последние две декады на фоне осторожного и уверенного экономического роста ощущается дороговизна и недостача квалифицированных подготовленных финаналитиков. Ситуация выравнивается, однако спрос остается. Любому предпринимателю хорошо известно о необходимости прогнозирования и анализа своей финансовой деятельности. По этим причинам лучше обращаться к профессионалам.

+5

Функции государственного заказчика

Основное контролирующее лицо в системе воспроизведения федеральных инвестиций – государственный потребитель. Обозначим круг обязанностей, которыми Правительство РФ наделяет указанное лицо:

  • строгое соблюдение критериев воплощения целевого положения госфинансирования в рамках конкретных объектов;
  • подбор поставщиков, подписание контрактов по требованиям российского законодательства о госзакупках;
  • мониторинг сведений, формирование и сдача ежемесячных отчетов о ходе исполнения проекта, объемах приобретенного сырья, оказанных услуг, выполненных работ в региональные статистические конторы;
  • своевременное информирование Минэкономразвития РФ о проблемах с исполнителями, в том числе о реорганизационных, ликвидационных процессах;
  • становится участником процедуры по признанию поставщика с кредиторской задолженностью по товарно-материальным ценностям, оборудованию несостоятельным и др.

Заказчик, контролирующий все этапы исполнения проекта госфинансирования, руководствуется в своей работе нормами действующего законодательства, соответствующих инструкций. Он исполняет функции в рамках финансов, выделенных на его обеспечение.

По элементам фундаментального строительства производственного предназначения создается специальная коллегия – дирекция строительства. Команда профессионалов формируется по рекомендациям застройщика. Она утверждается органом местного самоуправления, высшей исполнительной власти или Правительства РФ по письменному обращению заказчика.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: