Резервного фонда в России больше нет. Что это значит?

Добавлено в закладки: 0

Что такое резервный фонд Российской Федерации ? Описание и определение понятия

Резервный фонд Российской Федерации 2
Резервный фонд Российской Федерации – это часть финансов федерального бюджета, которая подлежит обособленному специальному управлению и учету. Средства Резервного фонда необходимо направить на обеспечение исполнения государством обязательств расходного вида при уменьшении доходов нефтегазоносного сектора российской экономики. Управление Резервным фондом производит Министерство финансов.

Резервный фонд РФ создали 01.02.008 года при разделении Стабилизационного фонда на Фонд нацблагосостояния России и Резервный фонд.

Этот фонд образуется сегодня из таких доходов:

  • избыточные доходы от продажи газа и нефти;
  • доходы от управления Резервным фондом;
  • нефтегазовых доходов (налогов на добычу полезных ископаемых, пошлин, которые взымают за вывоз товаров, которые изготовлены из нефти, экспортных пошлин на сырое топливо).
  • Резервные фонды, помимо РФ, учреждаются большинством зависимых от цен на сырье стран, к примеру, Оманом, Венесуэлой, Норвегией, Азербайджаном, Нигерией.

Согласно последних данных Министерства финансов, сумма Резервного фонда Российскрй Федерации на 01.05.2015 был 3 950,49 миллиарда рублей.

Наибольшая величина Резервного фонда

Резервный фонд Российской Федерации 3
Когда формируется нефтегазовый трансферт нефтегазовые доходы в полном объёме поступают в Резервный фонд. Нормативную величину Резервного фонда утверждает федеральный закон в отношении федерального бюджета на следующий плановый период и финансовый год в абсолютном размере, который определен, учитывая 7 % объёма внутреннего валового продукта, который прогнозируется на соответствующий год. Когда Резервный фонд наполняется до данного размера нефтегазовые доходы направляют в Фонд нацблагосостояния России.

Бюджетные резервы — заранее обособляемая часть бюджетных средств, предназначенная на финансирование различных непредвиденных расходов государства.  [c.273]
Sg iSs Бюджетно- Резерв предстоящих расходов и.  [c.38]

За балансом открываются счета для учета целевого бюджетного резерва по районному бюджету, долгосрочных банковских ссуд, открытых кредитов (из союзного бюджета и республиканского бюджета союзной республики) и ассигнований (из местного бюджета) на расходы, оплачиваемые через Госбанк, а также открытых кредитов на финансирование капитальных вложений и нек-рых др. мероприятий через Стройбанк и Госбанк. Учет операций по исполнению сметы расходов на содержание аппарата ведется в соответствии с П. с. бухгалтерского учета для бюджетных учреждений.  [c.199]

Учет средств целевого бюджетного резерва районные финансовые отделы ведут на счете Текущего счета целевого бюджетного резерва При образовании целевого бюджетного резерва этот счет дебетуется и кредитуется счет Текущего счета (основной) местного бюджета. Одновременно производится запись на забалансовом счете Целевого бюджетного резерва.  [c.462]

ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ РЕЗЕРВ —ЦЕЛЕВЫЕ КРЕДИТЫ  [c.583]

Целевой бюджетный резерв — 583  [c.677]

Актив баланса содержит 5 разделов Денежные средства (средства бюджета, находящиеся на счетах в банках, в т. ч. на счетах целевого назначения, напр, на текущем счете целевого бюджетного резерва) Расходы (все расходы данного бюджета) Ссуды выданные (краткосрочные ссуды нижестоящим бюджетам) Расчеты (задолженность др. бюджетов данному, возникшая в процессе его исполнения) Средства переданные (суммы, переведенные нижестоящим или вышестоящим бюджетам).  [c.94]

БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ —фонды, образуемые в государственном бюджете СССР с целью обеспечения бесперебойного финансирования народного х-ва. Способствуют соблюдению правильных пропорций в народном х-ве, используются в случаях каких-либо непредвиденных обстоятельств, напр., стихийных бедствий, или в случаях возникновения временного несоответствия между поступлениями доходов и потребностями в средствах, а также для покрытия расходов при невыполнении плана поступления доходов и для дополнительных (сверхсметных) расходов, к-рые не были предусмотрены при утверждении бюджета. Основным видом Б. р. являются резервные фонды Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик.  [c.193]

Исполнение бюджета целиком возложено на органы исполнительной власти. Мобилизация доходов осуществляется специальным налоговым аппаратом, действующим в классовых интересах буржуазии. Органы исполнительной власти обладают широкими полномочиями по передвижению бюджетных кредитов, предоставлению сверхсметных кредитов и т. п. В ряде стран (США и др.) образовавшиеся к концу года неиспользованные бюджетные средства остаются в распоряжении пр-ва и не включаются в бюджет на следующий год. Эти скрытые бюджетные резервы расходуются на цели, даже формально не контролируемые парламентом. Кроме того, в капиталистич. странах широко распространена практика составления в ходе исполнения бюджета дополнительных смет и бюджетов (напр., в Англии, Италии, Японии). Кассовое исполнение бюджета основывается либо на казначейской, либо на банковской системе. В первом случае все доходы бюджета поступают в кассы государ-  [c.197]

В финансовых органах 3. с. служат для учета нек-рых видов средств, имеющих целевое назначение, а также открытых кредитов (ассигнований) из бюджета. Это счета Целевого бюджетного резерва, Долгосрочных ссуд, полученных из банков, Открытых кредитов на капитальные вложения, оплачиваемые через учреждения Стройбанка и Госбанка, Открытых кредитов (ассигнований) на расходы, оплачиваемые через Госбанк. Забалансовым является также Депозитный счет средств государственного социального страхования для передачи бюджетам союзных республик, применяемый Министерством финансов СССР при исполнении союзного бюджета.  [c.422]

Бюджетные резервы обеспечивают устойчивость и мобильность бюджетного фонда. Под ними понимается обособленная часть средств бюджетов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как запланированных, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Необходимость создания бюджетных резервов связана с возможными ошибками и просчетами, допущенными в ходе бюджетного планирования, особенно в части планирования трудно предсказуемых основных показателей социально-экономического развития (темпов экономического роста, динамики валютного курса, уровня инфляции, уровня цен на энергоносители и др.) необходимостью ликвидации возникающих диспропорций в процессе исполнения бюджета, а также дополнительными непредвиденными расходами. Бюджетные резервы используются при невыполнении доходной части бюджета в том случае, если невозможно сбалансировать доходы и расходы посредством планового сокращения расходов для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, а также для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.  [c.311]

Основными видами бюджетных резервов являются резервный фонд Правительства РФ и фонды непредвиденных расходов органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления резервный фонд Президента РФ резервный  [c.311]

Бюджетные резервы — обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.  [c.471]

Другим источником ресурсов являются финансовые резервы как государственного бюджета, так и всего народного хозяйства. До войны государственный бюджет СССР из года в год исполнялся с превышением доходов над расходами. К началу войны бюджетные резервы составляли 8,2 млрд. руб. эти средства могли быть и были использованы для финансирования военных расходов. Кроме этого, в силу особенностей советской системы финансов государство имело возможность провести быструю мобилизацию внутренних финансовых ресурсов предприятии, учреждений и организаций. В частности, были прекращены дальнейшие отчисления в фонды директоров, а неиспользованные остатки этих фондов были переданы в государственный бюджет. Были изъяты в государственный бюджет свободные оборотные средства предприятий и хозяйственных организаций, а также неиспользованные суммы, выделенные для капитальных вложений, в частности  [c.378]

Оборотная кассовая наличность— ден. средства, резервируемые в респ.. и местных бюджетах для покрытия возможных временных кассовых разрывов. Размер оборотной кассовой наличности определяется при утверждении бюджета. Средний остаток оборотной кассовой наличности в конце 60-х гг. составлял 2,5% общего объёма бюджетов союзных республик. Позаимствованные в течение года средства из оборотной кассовой наличности и целевых бюджетных резервов должны быть полностью восстановлены до утверждённого размера.  [c.196]

До 1988 г. единственным носителем страхового риска выступало государство в лице Госстраха, Ингосстраха и бюджетных резервов.  [c.168]

См. об этом подробнее Воля В.Ф., Голосов В.В., Куликов А.Г., Пеньков Б.Е. Бюджетные резервы региона. М., 1997. Финансовые пути России программы, концепции, технологии. М., 1998. С. 185-194.  [c.203]

Фонды или резервы на непредвиденные расходы. Отдельный фонд или бюджетный резерв, выделенный для покрытия непредвиденных и неизбежных потребностей, которые могут возникнуть в течение бюджетного года. Определенные виды непредвиденных расходов (например, выполнение обязательств, связанных с гарантиями по ссудам) могут указываться в качестве возможных направлений использования таких средств.  [c.88]

У чому полягае економ чна сутнють бюджетного резерву-вання  [c.115]

Хозяйственный расчет предприятий должен обеспечивать полное возмещение затрат на производство продукции, включая затраты на производство продукции, на научно-исследовательские, проектно-кон-структорские и технологические работы, на освоение и внедрение новых изделий и процессов (кроме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и работ по фундаментальным поисковым исследованиям, финансируемых вышестоящей организацией за счет бюджетных средств), на содержание аппарата управления, а также обеспечивать получение прибыли, необходимой для расчетов с бюджетом и банками, развития производственной базы, образования фондов и резервов.  [c.270]

В настоящее время первоочередное значение приобретает повышение эффективности использования основных фондов высшей школы. Здесь заложены огромные неиспользованные резервы повышения эффективности высшего образования. В силу дефицита бюджетного финансирования несвоевременно вводятся в действие основные объекты, существует большой объем незавершенного строительства. Встречаются случаи распыления средств, выделяемых на капитальное строительство, по многочисленным объектам.  [c.300]

Разработка приемлемых нормативов эффективности работы. Там, где прямые затраты труда выступают значимым фактором производственного процесса, весьма важно устанавливать нормативы, соответствующие приемлемой эффективности работы. Слишком жесткие нормативы негативно отражаются на производственных отношениях, поскольку могут рассматриваться рабочими как невыполнимые. С другой стороны, нормативы, предусматривающие некоторый резерв производительности, не будут способствовать мотивации сотрудников и улучшению результатов. И в том, и в другом случае, сами нормативы, бюджеты и результаты анализа бюджетных отклонений не вызовут доверия опытного руководителя (подробнее об этом в гл. 16).  [c.560]

Как было показано выше, бюджет денежных средств строится на основе информации о денежных поступлениях и выплатах. Признание прибыли базируется на принципе начислений в момент возникновения прав на получение денежных средств или обязательств их выплатить, который далеко не всегда совпадает с моментом поступления и выплат денежных средств. Кроме того, некоторые статьи отчета о прибылях и убытках являются неденежными расходами или доходами, например, амортизация или создание резерва по сомнительным долгам. Для составления бюджетного отчета о прибылях и убытках компании DPA Ltd. помимо данных функциональных бюджетов потребуется дополнительная информация, она представлена в примере 12.13.  [c.584]

Статьи, не имеющие отношения к денежным потокам, такие, как амортизация и резерв по сомнительным долгам, не следует включать в бюджет денежных средств. В бюджете денежных средств не делается различий между текущими и капитальными расходами. Сальдо денежных средств на конец бюджетного периода исчисляется следующим образом начальное сальдо + поступления денежных средств — выплаты денежных средств, оно же означает сальдо денежных средств на начало следующего бюджетного периода.  [c.605]

Очевидно, что здесь на себя обращает внимание лишь второе из отклонений. Однако отклонение в 4000 ф.ст. по сравнению с величиной соответствующих бюджетных затрат (4000 ф.ст.), безусловно, значимо а вот значимы ли 6000 ф.ст. по сравнению с 4000 000 ф.ст. Прямое использование метода абсолютной величины при исследовании отклонений может повлечь за собой неоправданную трату времени и усилий управленческого персонала на анализ фактически несущественных отклонений. Однако здесь можно привести аргумент и в защиту анализа отклонения в 6000 ф.ст. — такое исследование, возможно, позволит выявить резерв увеличения показателей прибыли. В любом случае всегда следует исходить из критерия «затраты/выгоды».  [c.636]

Реакцией менеджеров на неоправданно жесткий с их точки зрения бюджет может быть намеренное создание бюджетного «зазора» в качестве резерва на случай возникновения непредвиденных ситуаций и возможного «урезания» бюджета. (Формирование менеджерами бюджетных показателей, благоприятных для них самих, носит название бюджетных смещений.) Менеджеры также могу ощущать давление, побуждающее к неоправданно оптимистичным прогнозам (например, объемов продаж), что, в свою очередь, создает видимость дефицита бюджетных ресурсов или обусловливает принятие недостижимых бюджетных заданий. Однако попытки уменьшить бюджетный зазор встречают активное сопротивление менеджеров. Свидетельством наличия бюджетного «зазора» могут служить ситуации, когда организация в конце бюджетного периода предпринимает интенсивные усилия потратить побольше денег, хотя такие расходы не продиктованы необходимостью.  [c.783]

Рассмотрим один из примеров горизонтального разбиения глобальной модели (задачи). Предположим, что в глобальной модели рассматриваются результаты воздействия на развитие СЭС как денежно-кредитной политики (реализуемой через учетные ставки процента, нормы обязательных резервов, ограничений по займам и кредитам), так и бюджетно-налоговой политики.  [c.108]

Кредитные механизмы. МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам-членам для двух целей во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.  [c.434]

Формирование территориального бюджета на основе указанного принципа теснее связывало его с результатами экономического развития региона, позволяло уже на этапе бюджетного планирования соизмерять размер территориальных доходов с доходами регионального бюджета, реальнее планировать расходы бюджета, определять направления выявления резервов в региональной экономике. Повышалась заинтересованность и ответственность союзных, республиканских и местных органов власти за  [c.131]

Экономическая категория страхования проявляется на практике в качестве одного из методов формирования и использования страхового фонда. Возможны и другие методы — централизованный и децентрализованный. Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых резервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов. Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.  [c.328]

Кризис в производственном секторе и последовавшая за ним глубокая депрессия привели к тяжелейшему бюджетному кризису. Возросла государственная задолженность. Бюджетные долги были многократно воспроизведены во всех секторах экономики. Это повлекло за собой ухудшение расчетно-платежной дисциплины. Неплатежи в хозяйственном комплексе страны составляли в 1999 г. треть ВВП. Заметно ухудшилось финансовое состояние предприятий, они испытывают острый недостаток оборотных средств. Краткосрочные резервы экономического роста в значительной мере исчерпаны.  [c.70]

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.  [c.49]

ЦЕЛЕВОЙ БЮДЖЕТНЫЙ РЕЗЕРВ —денежные средства, резервируемые в районных бюджетах для обеспечения своевременной выплаты заработной платы учителям сельских школ,, медицинским работникам и специалистам с. х-ва составная часть оборотной кассовой наличности (см.) районных бюджетов. Образован 1 янв. 1945 г. за счет остатков бюджетных средств республиканских и местных бюджетов в размере месячного фонда заработной платы учителей и двухнедельного фонда заработной платы медицинских работников. С окт. 1945 г. право пользования средствами Ц. б. р. распространено также на агрономов, ветеринарных врачей, зоотехников и землеустроителей, а с янв. 1946 г. и на ветеринарных фельдшеров. Ц. б. р. находится в распоряжении исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся и хранится в отделении Госбанка на отдельном счете. По мере роста фондов заработной платы указанных выше категорий работников райисполкомы могут ежегодно увеличивать целевые резервы за счет остатков средств районных бюджетов на начало года. Суммы из резерва выдаются по решению исполкома в тех случаях, когда на основном текущем счете районного бюджета нет необходимых средств для своевременной выплаты заработной платы, при этом резерв может быть использован лишь в пределах недостающих сумм. Восстановление производится райфинот-делом путем ежедневного перечисления в Ц. б. р. всех доходов районного бюджета, кроме сумм, ассигнованных для оплаты расходов на питание в детских и лечебных учреждениях и на содержание больных. Если средства, полученные из Ц. б. р., не будут полностью восстановлены до 10-го числа следующего месяца, то все поступления в районный бюджет после этого срока бронируются для обеспечения очередной выдачи заработной платы. С 1957 г. в связи с расширением прав союзных республик Советы Министров союзных республик сами устанавливают порядок  [c.583]

Наряду с наличием общих черт, характерных для всех финансовых фондов, бюджетный фонд обладает еще одной специфической чертой — исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью1. Мобильность бюджетного фонда достигается соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения.  [c.310]

БЮДЖЕТНЫЕ РЕЗЕРВЫ, фонды, образуемые в гос. бюджете для бесперебойного финансирования намеченных мероприятий и обеспечения вновь возникших неотложных расходов. Б. р. занимают ведущее место в системе централизованных фиианс. резервов.  [c.195]

Трёхлетний опыт проведения госзакупок на конкурсной основе выявил многие положительные аспекты операций такого рода. Во-первых, заказчики стали проводить закупки гласно, публично, открыто, что практически исключает возможности недобросовестной конкуренции. Во-вторых, при проведении конкурсных процедур наблюдается экономия бюджетных средств от 5 до 20%. Это существенный резерв для финансирования, особенно если учесть, что в России ситуация с бюджетом достаточно сложная. И в-третьих, появляется определённая возможность влиять на процесс ценообразования конкуренция поставщиков за получение госзаказа на поставку товаров и выполнение услуг приводит в конечном счёте к снижению цен.  [c.181]

СДР (1,04 млрд долл.) из 7,Ь% i одовых со сроком использования в течение пяти месяцев. Эти средства были использованы для пополнения валютных резервов и интервенций на валютном рынке. Последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства для фонда стабилизации рубля. Предоставление кредитов требует предварительного одобрения Фондом стабилизационной программы и ее реализации. Важнейшие из контролируемых МВФ параметров — бюджетный дефицит и инфляция в России не удовлетворяли его стандартным требованиям. Таким образом, наиболее ценный компонент пакета финансовой помощи — несвязанные валютные средства, которые  [c.560]

Образование Резервного фонда

Резервный фонд формируют благодаря:

  • нефтегазовым доходам федерального бюджета в сумме, которая превышает величину нефтегазового трансферта, которая утверждена на необходимый финансовый год, когда накапливаемый объём Резервного фонда не больше его нормальной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

Резервный фонд Российской Федерации 4
В данный момент соответственно с Федеральным законом от 30.09.2010 N 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ» (далее — Закон) с 01.01.2010 до 01.01.2015 нормативную величину Резервного фонда не определяют, нефтегазовые доходы федерального бюджета не применяются для обеспечения финансово нефтегазового трансферта и для образования Фонда нацблагосостояния и Резервного фонда, а направляют для финансового обеспеченияе расходов федерального бюджета.

Итоги года. Как изменились международные резервы РФ

Международные резервы страны представляют собой ликвидные активы в распоряжении Банка России и Правительства РФ. Используются для финансирования дефицита платежного баланса, воздействия на обменный курс валюты путем интервенций, оплаты внешних займов, расчетных операций с другими государствами, выплат по социальным обязательствам.

Иными словами, международные резервы — это подушка безопасности страны. Золотовалютными резервами (ЗВР) называются международные резервы под управлением Банка России.

Что включают международные резервы страны

Международные резервы включают в себя валютные резервы и монетарное золото. Монетарное золото — золотые слитки и монеты с пробой металла не ниже 995/1000. Валютные резервы состоят из иностранной валюты, ценных бумаг иностранных эмитентов и чистой позиции в Международном валютном фонде (МВФ).

Чистая позиция страны в МВФ состоит из резервной доли (накопления страны в иностранной валюте на своем счете в МВФ) и кредитной позиции (задолженность МФВ по отношению к данной стране) за вычетом кредитной доли (валютные обязательства Банка России перед МВФ). Часть резервной позиции может быть номинирована в специальных правах заимствования (СДР) — это искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ, в виде электронных записей на счетах.

Основная доля международных резервов приходится на ЗВР под управлением Банка России, также некоторая часть находится в распоряжении Минфина в рамках Фонда национального благосостояния (ФНБ). Задачами ФНБ являются софинансирование пенсионных накоплений граждан, покрытие федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ. Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с бюджетным правилом (более подробно читайте в специальной статье) и из доходов от управления средствами фонда. В 2021 г. к ФНБ был присоединен Резервный фонд.

К международным резервам относятся активы ФНБ, номинированные в иностранной валюте, однако некоторые из них имеют риск инвестирования выше допустимого для международных резервов и не включаются в них. Для справки, минимальный кредитный рейтинг для иностранных контрагентов Банка России установлен на уровне «А» по классификации S&P Global Ratings. Основная доля средств ФНБ размещена на счетах в Банке России (около 79%) в разной валюте. Что касается валютной структуры активов фонда, то на конец октября 2019 г. инструменты в рублях составляли 1195,3 млрд руб., занимая всего 15,1% в общем портфеле.

Динамика международных резервов РФ

На начало ноября 2021 г. средства на счетах ФНБ составили $124,46 млрд или 7,6% от прогнозируемого ВВП1 страны по сравнению с фактическими 3,9% в 2021 г. Отношение объема активов ФНБ к ВВП важно, так как при достижении отметки в 7% излишки могут быть инвестированы правительством в инфраструктурные проекты. Резкое увеличение объема ФНБ в августе 2021 г. связано с единоразовыми поступлениями в июле текущего года нефтегазовых доходов за 2021 г. в размере $30,21 млрд, €25,74 млрд и £5,06 млрд.

1 Рассчитано исходя из минимального прогноза Минфина по приросту ВВП за 2021 г. (1,3%). Данные на конец ноября декабря 2021 г.

На 29 ноября 2021 г. ЗВР России под управлением Центробанка составили $542,0 млрд, увеличившись на 15,7% относительно начала года. Выросли как валютные запасы, так и золото. Резервы в золоте составили $105,9 млрд или 19,5% от объема всех резервов России. Относительно 1 января 2021 г. рост составил 21,9%. Валютные запасы за тот же период приросли на 14,3% до уровня $436,1 млрд.

Просадка ЗВР на 25% в 2014 г. связана с проведением валютных интервенций с целью поддержки рубля. Увеличение запасов началось только в 2015 г. и с тех пор этот процесс продолжается. Стоит учитывать, что учет ЗВР ведется в долларах США, соответственно, изменение цен на золото и валютных курсов влияет на размер запасов. С начала 2021 г. цена на золото выросла на 14,0%, это означает, что физические запасы золота Банка России за период выросли меньше, чем в стоимостном выражении.

В актуальном обзоре деятельности Банка России по управлению ЗВР представлена структура активов на конец I кв. 2021 г. и конец I кв. 2019 г., поскольку данные обычно публикуются с сильной задержкой.

Значительнее всего выросли валютные депозиты на зарубежных счетах (+$46,7 млрд), при этом существенно сократились государственные ценные бумаги иностранных эмитентов (-$36,6 млрд). Такое изменение связано с существенным сокращением в 2021 г. доли РФ в американских долговых бумагах. Высокое санкционное давление в 2018 г., в том числе потенциальная блокировка активов РФ, спровоцировали выход из казначейских бумаг США.

В целом 2021 г. выдался благоприятным для международных резервов страны. Высокими темпами продолжает увеличиваться доля монетарного золота. Санкционные риски остаются и заставляют отказываться от наращивания доли американских долговых бумаг, хотя напряжение в отношениях России и Запада снижается.

Какие перспективы

Перспективы международных резервов страны на ближайшие годы позитивные. Превышение соотношения объема активов ФНБ к ВВП отметки 7% создает дополнительный потенциал для реализации инвестиционных проектов в стране. Необходимо отметить, что ЗВР России превышают совокупный внешний долг страны в размере $482,4 млрд (по состоянию на 1 июля 2021 г.), что по своей сути является уникальным для рынков развивающихся стран. После первого полугодия 2021 г. чистый государственный долг России опустился ниже нуля впервые с 2014 г.

В 2021 г. стоимость нефти находилась на сопоставимом с 2021 г. уровне, так что в следующем году можно рассчитывать на соразмерное поступление нефтегазовых доходов в ФНБ. Низкая инфляция и снижение ключевой ставки ЦБ в совокупности с укреплением рубля по отношению к началу 2021 г. отражают повышение устойчивости национальной валюты.

Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA) прогнозирует среднюю цену на нефть марки Brent в 2021 г. в районе $60,1 за баррель, в то время как базовый прогноз Минэкономразвития РФ предполагает снижение до $57. Однако существенных шоков на нефтегазовом рынке не ожидается, поэтому соответствующие риски оцениваются как незначительные.

БКС Брокер

Управление Резервным фондом

Цели управления средствами Резервного фонда — это обеспечение сбережения средств Фонда и стабильной степени доходов от его помещения в длительной перспективе. Управление в указанных целях средствами фонда позволяет получить негативные финансовые результаты в короткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда производится Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ. Особые полномочия по управлению Резервным фондом могут производиться Центральным банком РФ.

Резервный фонд Российской Федерации 5
Резервный фонд составляют из сумм, которые отчисляются из годовой чистой прибыли на случай непредвиденных и чрезвычайных потерь, для восстановления и пополнения главного капитала. Иногда размер отчислений определяют уставами предприятий.

В страховании

В страховании создают несколько типов резервных фондов, которые называются обычно страховыми резервами и отличаются по способу формирования и назначению. В страховых обществах отличают:

  • резерв убытков, которые заявлены, но неурегулированы;
  • резерв незаработанной премии;
  • стабилизационный резерв;
  • резерв состоявшихся, но не заявленных убытков;
  • прочие виды резервов.

Предназначение

Резервный фонд — это средства федерального бюджета. Фонд должен обеспечивать исполнение государством собственных расходных обязательств при снижении поступлений в федеральный бюджет нефтегазовых доходов.

Резервный фонд благоприятствует стабильности развития экономически страны, снижая инфляционное давление и уменьшая зависимость нациэкономики от колебаний поступлений от экспорта заканчивающихся природных ресурсов.

Резервный фонд заменил собой фактически стабилизационный фонд РФ. В отличие от Стабилизационного фонда РФ кроме доходов федерального бюджета от экспорта и добычи нефти источники образования Резервного фонда – это также доходы федерального бюджета от экспорта и добычи газа.

Наибольший размер Резервного фонда закрепляется на уровне 10 % от прогнозируемого на необходимый финансовый год объема внутреннего валового продукта РФ.

Комментарий президента

Глава Российской Федерации Владимир Путин полагает, что все опасения, которые относятся к полному расходованию Резервного фонда абсолютно необоснованны. Глава России считает, что гражданам не стоит бояться приближения нового года, а тем более предрекать масштабную финансовую катастрофу для нашей страны.

Согласно заявлениям президента, в 2021 году размер Резервного фонда будет превышать 2,5 триллионов рублей, кроме того, глава поделился такими мыслями с парламентариями. В декабре 2021 года, президент страны о.

Также глава государства заявил, что использование резервов мотивированно уменьшением уровня доходов Российской Федерации из-за падения цен на нефть, но в тот же момент, ФНБ еще «пребывает на плаву» и является столь необходимой «подушкой безопасности». Кроме того, стоит знать, что бюджет России на 2017-19 годы составлялся с учетом средней цены на нефтяное сырье 40 долларов за 1 баррель.

Именно поэтому предполагается, что к концу 2021, Резервный фонд будет полностью растрачен, поскольку правительству будет необходимо покрыть дефицит гос. бюджета. И как только это случится, дефицит бюджета будет финансироваться из ФНБ, который составит 1,16 трилн. руб. к 2021 году.

Образование

Нефтегазовые доходы федерального бюджета образуются благодаря:

  • налогу на добычу полезных ископаемых, как углеводородного сырья (конденсат газа, горючий природный газ, нефть);
  • вывозным таможенным пошлинам на сырую нефть;
  • вывозным таможенным пошлинам на природный газ;
  • вывозным таможенным пошлинам на товары, которые выработаны из нефти.

Некоторая часть данных нефтегазовых доходов, как нефтегазового трансферта каждый год направляют на финансирование расходы федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждает федеральный закон в отношении федеральном бюджете на следующий финансовый год и планируемый период в абсолютном размере, который исчислен, как 3,7 % прогнозируемого на необходимый год объема внутреннего валового продукта, который указан в федеральном законе в отношении федерального бюджета на определенный плановый период и финансовый год.

После образования в полном объеме нефтегазового трансферта нефтегазовые доходы могут поступить в Резервный фонд.

Резервный фонд Российской Федерации 7
Нормативную величину Резервного фонда утверждает федеральный закон о федеральном бюджете на следующий плановый период и финансовый год в абсолютном размере, который определен, учитывая 10 процентов объема внутреннего валового продукта, который прогнозируется на соответствующий год. После того, как Резервный фонд наполнен до данного размера нефтегазовые доходы направляют в Фонд национального благосостояния.

С 01.01.2010 до 01.01.2015 нормативную величину Резервного фонда не определяли, нефтегазовые доходы федерального бюджета не применяются для обеспечения финансово нефтегазового трансферта и для образования Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, а направлены на финансовое снабжение расходов в федеральном бюджете.

Другой источник образования Резервного фонда — это доходы от управления средствами.

С 01.01.2010 до 01.02.2016 доходы от управления Резервным фондом не зачисляют в Фонд, а направляют на финансовое снабжение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, Резервном фонде и Фонде национального благосостояния учитывают на отдельных счетах, учитывая средства федерального бюджета, которые открыты в Центральном банке Россий РФ Федеральным казначейством.

С 01.01.2010 до 01.01.2015 не осуществляется обособленный учет средств нефтегазовых доходов в федеральном бюджете.

Перечисления и расчеты средств ввиду формирования и использования нефтегазового трансферта, нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда производятся Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ.

С 01.01.2010 до 01.01.2015 порядок произведения перечислений и расчетов средств ввиду формирования и использования нефтегазового трансферта.

Резервного фонда в России больше нет. Что это значит?

Резервного фонда России больше не существует. Он присоединяется к Фонду национального благосостояния (ФНБ). По прогнозу Минфина, на начало года в объединенном фонде должно остаться 3,7 трлн рублей, но его ликвидная часть составит только 2,3 трлн рублей. Если цены на нефть останутся на прошлогоднем уровне, то правительство купит валюты в резервы на 2-2,8 трлн руб.

Резервного фонда в России больше нет. Что это значит? Россия, резервный фонд

По данным Минфина, на 1 декабря 2021 года в Резервном фонде находилось $17,05 млрд или 994,64 млрд руб. В ФНБ было $66,94 млрд или 3,9 трлн руб. То есть объем двух фондов составлял около 5 трлн рублей.

Часть средств из фондов в конце года потрачена на финансирование дефицита федерального бюджета. По итогам января-ноября прошлого года он составил 532,4 млрд руб. Но, по традиции, на декабрь приходится самый большой объем расходов, поэтому итоговый показатель дефицита существенно вырастет.

По прогнозу министра финансов Антона Силуанова, дефицит бюджета составит в 2021 году около 1,5 трлн рублей или 1,6% ВВП.

«В этом году мы полностью используем средства резервного фонда, как это и предусмотрено было законом о бюджете. Мы несколько меньше задействуем средства Фонда национального состояния. По нашим оценкам, мы используем средства ФНБ в сумме 662 млрд руб.», — говорил Силуанов.

Объем ФНБ на 1 января 2021 года, по прогнозу министра финансов Антона Силуанова, должен составить 3,7 трлн рублей, а его ликвидная часть — 2,3 трлн рублей.

Сколько точно потратил Минфин на покрытие дефицита бюджета, и сколько средств находилось в ФНБ на 1 января 2021 года, станет известно в ближайшие дни. Как правило, ведомство публикует первые оценки после 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Напомним, что Резервный фонд и Фонд национального благосостояния были созданы в 2008 году путем разделения Стабилизационного фонда. В Стабфонд, инициатором создания которого, был экс-министр финансов Алексей Кудрин, перечислялись дополнительные доходы от экспорта углеводородов.

Теперь все дополнительные нефтегазовые доходы бюджета будут направляться в ФНБ. Решение об объединении фондов было принято по инициативе Минфина в июле 2021 года.

Против объединения Резервного фонда и ФНБ выступала Счетная палата. В ведомстве полагали, что данное объединение «содержит риски для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений россиян, сбалансированности бюджета ПФР, а также финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов».

Кроме того, в Счетной палате подчеркивали, что изменения Бюджетного кодекса лишат ФНБ «источников формирования».

«Закрепление средств ФНБ в качестве источника формирования Резервного фонда, а также отсутствие источников формирования ФНБ приведет в конечном итоге к его исчерпанию», — говорилось в материалах аудиторов.

Но мнение Счетной палаты не было поддержано правительством и депутатами. Депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении соответствующий законопроект 19 июля.

За объединенным фондом сохранятся и целевые направления расходования резервов двух фондов: финансирование дефицита бюджета, обеспечение сбалансированности страховой пенсионной системы и софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан.

Расходование резервов будет происходить по следующему принципу: если общий объем средств в объединенном фонде превышает 5% ВВП, тогда его использование будет ограничиваться выпадающими нефтегазовыми доходами, если меньше — расходование ограничится 1% ВВП. Это необходимо для сохранения минимально допустимого объема резервов.

Стоит также отметить, что с 1 января 2021 года в России начинает действовать новое бюджетное правило. Согласно ему, базовая цена на нефть составляет в $40 за баррель российской нефти Urals в ценах 2017 года (каждый год это значение будет индексироваться на 2%). Сумма превышения будет пополнять резервы. Минфин будет покупать валюту на рынке на сумму рублевых допдоходов.

Структура управления

Управление Резервным фондом производится Министерством финансов РФ в порядке, который установлен Правительством РФ. Некоторые полномочия по управлению средствами Резервного фонда может осуществлять Центральный банк РФ.

Управление Резервным фондом производится такими методами (как одновременно, так и каждым по отдельности):

1) при помощи получения благодаря средствам Фонда зарубежной валюты и ее помещения на счетах, учитывая средства Резервного фонда в зарубежной валюте (фунтах стерлингов, евро, долларах США) в Центральном банке РФ. За использование денежных средства на указанных счетах Центральный банк РФ оплачивает проценты, которые установлены договором банковского счета;

2) при помощи помещения средств Фонда в зарубежную валюту и денежные активы, которые номинируются в зарубежной валюте, список которых определяктся законодательством РФ.

Министерство финансов РФ управляет средствами Резервного фонда соответственно с первым методом, то есть при помощи помещения средств на валютных счетах Центрального банка РФ так: согласно порядку зачисления и расчета процентов, которые начислены на счета по средствам Резервного фонда в зарубежной валюте, который утверждается Министерством финансов РФ. Банк России оплачивает на остатки на данных счетах проценты, которые эквивалентны доходности индексов, которые сформированы из финансовых активов, в которые можно разместить средства Резервного фонда, к которым требования утверждаются Правительством РФ.

Сущность обязательных резервов, депонируемых в Банке России

Для регулирования денежной массы в обращении, а также для ограничения кредитной активности банков с целью уменьшения денежной массы в экономике страны, Банк России устанавливает норму обязательных резервов для коммерческих банков в процентах от привлеченных средств клиентов.

Необходимость такого регулирования возникает из принципа действия денежного (банковского) мультипликатора:

Сущность обязательных резервов кредитных организаций_1.jpg

Рис. 1. Порядок функционирования денежного мультипликатора

Из вышеприведенной схемы видно, что коммерческие банки в любой экономической системе (экономике страны) — «создают деньги»

. То есть при активном банковском кредитовании совокупная денежная масса в обращении начинает расти, что конечно вызывает инфляционные процессы. Таким образом Центральный Банк, посредством предоставления кредитов коммерческим банкам, проводить кредитную (безналичную) эмиссию, когда это требуется конечно для экономики. Для того чтобы ограничить кредитную активность коммерческих банков и как следствие держать инфляцию в заданных рамках (ориентирах), Центральный Банк и вводит нормы обязательного резервирования для коммерческих банков. Это один из многочисленных инструментов «денежно-кредитной политики» проводимой Банком России.

Денежные средства депонируются на отдельном счете коммерческого банка в РКЦ Банка России и также служат свое рода «страховым фондом» из которого в случае отзыва лицензии у коммерческого банка оплачиваются обязательства перед клиентами, как физическими, так и юридическими лицами.

Норму резервирования денежных средств коммерческими банками, Банк России устанавливает на основании Федерального закона № 86-ФЗ от 10 июля 2002 года «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) и Положения Банка России № 507-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Глава 1 данного Положение устанавливает следующие определения:

Пункт 1.1 гласит: «…Нормативы обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации.

Под обязательствами кредитной организации… …понимаются обязательства кредитной организации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, состав и категории которого определяются Главой 2 данного Положения и называются – резервируемые обязательства…

».

Пункт 1.3 данного Положения устанавливает: «…Кредитная организация осуществляет депонирование обязательных резервов в Банке России денежными средствами в валюте Российской Федерации…».

Депонирование обязательных резервов кредитной организацией производится в рублях. Расчет суммы обязательных резервов производится банком ежемесячно и соответственно регулируется раз в месяц фактическая сумма, депонированная в РКЦ ЦБ РФ.

Относительно обязательных резервов кредитной организации, ЦБ РФ постоянно выполняет следующие контролирующие функции:

  • регулирование суммы обязательных резервов кредитной организацией;
  • применяет меры к кредитным организациям за нарушение установленного порядка депонирования средств;
  • проводит обязательные проверки кредитных организаций, в том числе с целью проверки правильности начисления обязательных резервов.

ЦБ РФ вправе уменьшать или увеличивать процент средств, подлежащих депонированию, в зависимости от экономической ситуации в стране. Если есть необходимость увеличить объемы кредитования экономики, то ЦБ РФ снижает процент резервирования до минимальных значений – 0,5-2%. Но необходимо учитывать, что со снижением процента резервирования до минимальных значений, увеличивается объем безналичной денежной массы в экономике и начинает работать эффект мультипликатора

, тем самым разгоняя инфляционные процессы. Если необходимо сократить безналичную денежную массу в экономике, а также снизить объемы агрессивного кредитования банками своих клиентов, то ЦБ РФ поднимает процент резервирования до максимальных значений – 5-10%.

Для самой кредитной организации сумма обязательных резервов, депонированная в РКЦ ЦБ РФ, конечно является частью самых высоколиквидных денежных активов, которая также может быть использована для стабилизации финансового положения банка в случае возникновения кризисной ситуации. Кредитная организация резервирует определенный ЦБ РФ процент от следующих привлеченных средств:

  • от суммы денежных средств на расчетных счетах клиентов – юридических лиц всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, в рублях и иностранной валюте;
  • от суммы открытых депозитов юридическим лицам всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям;
  • от суммы средств на бюджетных счетах бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
  • от общей суммы вкладов физических лиц в рублях и иностранной валюте, в том числе – суммы на карточных счетах;
  • от общей суммы денежных средств, затраченных на выпуск облигационного займа банка;
  • от общей суммы денежных средств, затраченных на выпуск банком векселей, банковских акцептов и иных гарантий;
  • от общей суммы денежных средств, привлеченных с помощью депозитных и сберегательных сертификатов.

ЦБ РФ вправе также менять состав средств (пассивов) банка используемых в качестве базы для расчета суммы обязательных резервов.

Для бухгалтерского учета суммы обязательных резервов, в балансе кредитной организации открывается счет 30202 «Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте

РФ, перечисленные в Банк России».

План счетов дает следующее предназначение этого счета:

«… Назначение счета: учет движения обязательных резервов кредитной организации, перечисленных в Банк России. Счет активный. Формирование обязательных резервов кредитной организации производится путем перечисления денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в расчетно-кассовом центре Банка России и других кредитных организациях в рублях. Указанные перечисления производятся до осуществления иных платежей в пределах остатка средств на корреспондентских счетах отдельным платежным поручением с о, выписанным в установленном порядке. Включение сумм обязательных резервов в сводные платежные поручения запрещается.

По дебету счета

проводятся: перечисления обязательных резервов кредитной организации Банку России; суммы по зачету между причитающимися платежами по результатам регулирования по указанным счетам; возврат средств кредитной организацией в учреждение Банка России, связанный с внутримесячным снижением нормативов обязательных резервов, в корреспонденции с корреспондентскими счетами.

По кредиту счета

проводятся: возврат излишне перечисленных сумм обязательных резервов кредитной организации Банку России; суммы по зачету между причитающимися платежами по результатам регулирования по указанным счетам; перевод средств Банком России, связанный с внутримесячным снижением нормативов обязательных резервов; перечисление средств обязательных резервов на корреспондентские счета ликвидационных комиссий в корреспонденции с корреспондентскими счетами.

В аналитическом учете

по каждому счету ведется один лицевой счет…».

Практическое задание.

1. Пассив баланса кредитной организации выглядит следующим образом:

СчетаIпорядкаСчетаIIпорядкаНаименование статьиСумма,тыс. руб.
102Уставный капитал кредитных организаций
10208Уставный капитал неакционерных банков. Доли принадлежащие негосударственным организациям.300 000
10 2 0 8Уставный капитал неакционерных банков. Доли принадлежащие физическим лицам.40 000
107Резервный фонд
10701Резервный фонд82 000
404Средства государственных внебюджетных фондов
40402Средства фонда социального страхования РФ17 000
320Кредиты и депозиты, предоставленные кредитным организациям
32015Резервы под возможные потери по кредитам предоставленным банкам18 000
40 6Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности
40 6 03Средства некоммерческих предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности50 000
407Счета негосударственных организаций
40702Средства негосударственных коммерческих предприятий и организаций208 000
40703Средства негосударственных некоммерческих организаций19 000
423Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц
4230 1Средства на счетах физических лиц, для расчётов с использованием банковских карт42 000
4230 4Депозиты физических лиц на срок от 91 до 180 дней60 000
452Кредиты предоставленные негосударственным коммерческим предприятиям и организациям
45215Резервы под возможные потери по кредитам предоставленным негосударственным коммерческим п/п и организациям36 000
474Расчеты по отдельным операциям
47411Начисленные проценты по вкладам2 500
47426Обязательства банка по уплате процентов3 500
520Выпущенные облигации
52003Выпущенные облигации со сроком погашения от 91 до 180 дней24 000
522Выпущенные сберегательные сертификаты
52202Выпущенные сберегательные сертификаты на срок от 31 до 90 дней22 000
523Выпущенные векселя
52302Выпущенные векселя и банковские акцепты со сроком погашения до 30 дней62 000
603Расчеты с дебиторами и кредиторами
60305Начисленная заработная плата сотрудникам банка7 000
706Доходы банка
70601Проценты, полученные за предоставление кредитов50 000
70601Штрафы, пени, неустойки, полученные за предоставление кредитов7 000
Баланс1 050 000

2. Норма обязательного резервирования по счетам в валюте РФ составляет – 8%;

3. В соответствии с Положением ЦБ РФ № 507-П от 01.12.2015 года определить сумму, подлежащую обязательному резервированию в ЦБ РФ.

На июль 2009 г. Банк России установил следующие нормативы для обязательных резервов (резервные требования) (табл. 1.).

Таблица 1.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2009 году

НаименованиеРазмерНормативный акт
По обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации1,5%Указание Банка России от 23 апреля 2009 г. № 2219-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации1,5%
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте1,5%
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ)0,6%Указание Банка России от 17 сентября 2008 г. № 2066-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России»
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций, РЦ ОРЦБ)1Указание Банка России от 13 октября 2004 г. № 1507-У «Об установлении коэффициентов усреднения для расчета усредненной величины обязательных резервов»

Таблица 2.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2013 году

НаименованиеРазмерНормативный акт
По обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте4,25%Указание Банка России от 12 февраля 2013 года № 2970-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» («Вестник Банка России» от 20 февраля 2013 г. № 7 (1403)
По обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте4,25%
По иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте4,25%
Коэффициент усреднения (для кредитных организаций, кроме расчетных небанковских кредитных организаций, небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций)0,7%Указание Банка России от 18 ноября 2013 года № 3116-У «Об установлении коэффициента усреднения» («Вестник Банка России» от 28.11.2013 № 68 (1464);
Коэффициент усреднения (для расчетных небанковских кредитных организаций)1Указание Банка России от 17 сентября 2008 года № 2295-У «Об установлении нормативов обязательных резервов (резервных требований) Банка России» («Вестник Банка России» от 21 сентября 2009 г. года № 55 (1146);
Корректировочный коэффициент0,2Указание Банка России от 17 сентября 2009 года № ОД-620 «О корректировочном коэффициенте» («Вестник Банка России» от 21 сентября 2009 г. № 55 (1146)
Коэффициент усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций1,0Указание Банка России от 28 октября 2011 года № 2722-У «Об установлении коэффициента усреднения для небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций» («Вестник Банка России» от 02.11.2011 № 59 (1302))

Таблица 3.

Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России в 2021 году на основании Указания Банка России от 8 февраля 2021 года № 5068-У «Об обязательных резервных требованиях»

(«Вестник Банка России» от 15 февраля 2021 г. № 11 (2063))

п/пНаименованиеРазмеррезервирования
1.по обязательствам перед юридическими лицами – нерезидентами
для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией, небанковских кредитных организаций
За исключением долгосрочных
В валюте РФ4,75%
В иностранной валюте8,00%
По долгосрочным
В валюте РФ4,75%
В иностранной валюте8,00%
По обязательствам перед физическими лицами
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций
В валюте РФ4,75%
В иностранной валюте7,00%
Для банков с базовой лицензией
В валюте РФ1,00%
В иностранной валюте7,00%
По иным обязательствам кредитных организаций
для банков с универсальной лицензией, небанковских кредитных организаций
За исключением долгосрочных
В валюте РФ4,75%
В иностранной валюте8,00%
По долгосрочным
В валюте РФ4,75%
В иностранной валюте8,00%
Для банков с базовой лицензией
За исключением долгосрочных
В валюте РФ1,00%
В иностранной валюте8,00%
По долгосрочным
В валюте РФ1,00%
В иностранной валюте8,00%
2.Коэффициент усреднения
для банков с универсальной лицензией, с базовой лицензией0,8
для небанковских кредитных организаций1,0
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: