Лайфхак: как узнать ставку ФРС и Банка Англии раньше, чем их покажут в ленте новостей


В США, стране с самой крупной экономикой в мире, роль Центрального банка играет Federal Reserve System (FED) — Федеральная резервная система или ФРС. Это независимое федеральное агентство, которое является одним из самых влиятельных регуляторов в мире.

Политика ФРС оказывает непосредственное влияние на фондовый рынок США. Учитывая масштаб американского рынка и экономики страны в глобальной системе, можно с уверенностью сказать, что действия ФРС имеют влияние и на глобальную экономику. Монетарная политика ФРС служит ключевым фактором влияния на глобальные тенденции на финансовых рынках — рынках валют, сырьевых рынках, рынках финансовых инструментов. Поэтому действия регулятора, публикуемые им документы, выступления его членов и главы находятся под пристальным наблюдением инвесторов со всего мира.

В этой статье мы рассмотрим следующие моменты:

  • Что из себя представляет Федеральная резервная система.
  • Функции ФРС.
  • Инструменты ФРС и их влияние на рынок.
  • Ключевые отчеты ФРС.

Федеральная резервная система

ФРС была создана с целью контроля банковской системы страны 23 декабря 1913 г. До этого момента всю историю развития банковской системы США можно охарактеризовать эрой полной банковской свободы или даже эрой полнейшего хаоса. За почти двухвековую историю в США были попытки создания центральных банков, но поскольку они больше чем на половину были частными, то их деятельность исключительно была построена на обслуживании интересов собственников и противоречила интересам страны. То есть они не выполняли роль полноценного центрального регулятора. В условиях отсутствия централизации банковского сектора США пережило 4 экономических кризиса, последний из которых — в 1907 году. Все это побудило правительство США провести ряд реформ в банковской системе, которые в итоге и привели к созданию FED.

В настоящее время Федеральная резервная система – это достаточно сложная структура, являющаяся акционерным обществом с частными собственниками. Структуру ФРС образуют 3 ключевых субъекта:

Совет управляющих Федеральной Резервной Системы

— орган федерального правительства, который подчиняется Конгрессу и непосредственно подотчетен ему. Он обеспечивает общее руководство системой и осуществляет надзор за 12 резервными банками. Семь членов Совета управляющих назначаются президентом и утверждаются Сенатом.

12 федеральных резервных банков.

При создании ФРС США географически были разделены на 12 округов, в каждом из которых был создан отдельный Резервный банк. Границы округов были основаны на преобладающих торговых регионах периода 1913 г., то есть не совпадают с госграницами. Округа действуют независимо, но под контролем Совета управляющих ФРС. Деятельность резервных банков централизована благодаря заключению внутрисистемных соглашений.

Федеральный комитет по открытым рынкам (FOMC)

— принимает решения, способствующие укреплению здоровья экономики США и стабильности финансовой системы США. Он состоит из двенадцати членов. FOMC проводит 8 регулярных заседаний в год, на которых рассматривает текущие экономические и финансовые условия, определяет соответствующую позицию денежно-кредитной политики и оценивает риски для своих долгосрочных целей обеспечения стабильности и устойчивого экономического роста.

Эмиссия доллара

Федеральная резервная система осуществляет эмиссию доллара. На эти деньги покупаются облигации американского казначейства. Таким образом, ФРС получает часть прибыли с облигаций, а еще с депозитов, платежных операций и по другим ценным бумагам. Агентство явно не бедное.

Правом эмиссии обладают 12 резервных банков, которые, кстати, имеют акционерную форму собственности. Это значит, что другие коммерческие банки покупают их акции. На эти деньги формируется капитал резервных банков, а акционеры получают прибыль. Кстати, управляющих в каждом резервном банке девять человек, и эта должность — выборная. Акционеры-банки могут избирать шесть управляющих из девяти, других серьезных полномочий у них нет. Но даже так видно, что система американского «центрального банка» не такая уж и централизованная. В сравнении с другими странами ФРС США – куда более сложный финансовый регулятор, в работе которого принимают участие и правительство страны, и банки, и граждане.

Непосредственно печатью купюр занимается Бюро гравировки при Министерстве финансов США. Федеральная резервная система выкупает банкноты по себестоимости их изготовления. Вообще, Бюро печатает и другие бланки для документов, но в основном, конечно, доллары.

Функции ФРС

ФРС выступает в роли главного регулятора экономики США, гаранта стабильности финансовой системы. Функции ФРС предписаны законом «О Федеральном Резерве».

Ключевые функции ФРС:

  • Исполнение функций Центрального банка – развитие банковской системы, осуществление эмиссии валюты, обеспечение бесперебойности работы финансовой системы, сохранение баланса между интересами банков и правительством.
  • Регулирование экономики посредством монетарной политики, в частности изменением учетной ставки, программой количественного смягчения и др.
  • Надзор и регулирование деятельности банков – отслеживание ФРС банковских операций и транзакций, наблюдение за соблюдением законодательных актов.
  • Предотвращение проблем денежной ликвидности – проведение выкупа ценных бумаг для обеспечения экономики необходимой денежной массой
  • Участие в системе платежей внутреннего и международного характера.
  • Защита интересов потребителей услуг банков – надзор за соблюдением законодательства банковскими организациями в отношении своих клиентов.
  • Хранение золотовалютных резервов – хранение золота в виде физических слитков в своих хранилищах.

Одной из функций ФРС также выступает выпуск национальной валюты Америки. За ФРС в мире даже закреплен такой негласный статус — «частного печатного станка» планетарного масштаба.

FED отвечает за установление учетной ставки, инфляционное регулирование и таргетирование, а также определяет общую экономическую политику страны.

Федеральная резервная система как регулятор экономики также может принимать кардинальные меры для ее поддержания в случаях кризисных ситуаций. Используя различные инструменты кредитно-денежной политики, FED может влиять на экономическую ситуацию в стране посредством их применения. Именно их применение поддержали фондовые рынки в кризисы 2008 и 2021 годов, не позволив им снижаться дальше.

ФРС

ФРС (Федеральная Резервная Система, Federal Reserve System, Fed) —центральный банк США. ФРС образована Актом о федеральной резервной системе от 23 декабря 1913 года, который подписал президент Вудро Вильсон. ФРС — акционерный (частный) банк. Капитал ФРС образован за счет паевых взносов частных коммерческих банков, вступающих в члены ФРС.

На сегодняшний день монетарная политика ФРС является ключевым фактором, определяющим глобальные тенденции на финансовых рынках — и рынках валют, и сырьевых рынках, рынке облигаций, акций и в экономике.

Главное здание ФРС США в Вашингтоне:

Организационная структура ФРС

Современная струтура ФРС установлена законом о банках 1933 года. Чтобы переместить власть из Нью-Йорка в Вашнигтон, был создан Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC). В комитет входило по одному представителю от каждого федерального округа, к-й назначался советом директоров каждого регионального резервного банка. Комитету принадлежит право формулировать и начинать какие-либо операции на рынке.
Закон требовал, чтобы каждый федеральный резервный банк проводил политику в соответствии с требованияими управляющего совета ФРС (governing council). Совет управляющих может одобрить или запретить политику комитета FOMC.

Требования Комитета FOMC исполняют окружные резервные банки. Окружные банки не могли инициировать операции, но могли отказаться от их исполнения.

Монетарная политика

Как спрогнозировать монетарную политику ФРС? Центробанк США уделяет внимание ряду значительных факторов:

  • занятость (см. Nonfarm Payrolls)
  • инфляция, инфляционные ожидания
  • финансовые условия в банковской системе (см. Chicago Fed Financial conditions Index)
  • индекс ISM (обычно, ФРС снижает ставки, если индекс 2 месяца подряд находится ниже отметки 50)

Причины создания ФРС

  • люди перестали доверять частным банкам
  • недостаток эластичности денежной массы
  • отсутствие эффективного инструмента влияния на экономические циклы в стране
  • отсутствие централизованного субъекта, который мог бы координировать борьбу с кризисами

История создания ФРС

Попытки создать центральный банк в истории США предпринимались неоднократно: В 1791 Александр Гамильтон впервые создал центральный банк — Первый Банк Соединенных Штатов. Чартер его истек в 1811 году и не был продлен. В 1816 году был создан Второй Банк Соединенных Штатов. В 1836 чартер не был возобновлен. Следующие 70 лет США обходились без центрально банка.
В США банковская система была долгое время децентрализована, в то время как в Европе уже существовали центральные банки — Банк Англии, Рейхсбанк (Германия). До 1914 года, США были единственной крупной державой в мире, не имеющей центрального банка. Право проводить эмиссию денег принадлежало группе крупных «национальных банков», имевших государственную лицензию.

Адепты австрийской школы экономики [1] полагают, что в основе создания ФРС лежала нужда крупного бизнеса в картелировании экономики. По сути, за созданием центрального банка США стояли две фигуры — Рокфеллер и Морган, чьи люди долгие годы активно участвовали в подготовке создания централизованной системы. Задача создания центробанка растянулась на долгие годы — необходимо было убедить общество и влиятельных банкиров в необходимости создания центрального банка (некоторые крупные национьные банкиры боялись утраты влияния, поскольу их банки зачастую выполняли функцию резервирования для региональных банков). В то же время, общество необходимо было убедить в том, что центральный банк не будет контролироваться Уолл-стрит или монополистическими кругами.

  • 12.01.1897 — движение за реформу денежной системы (конференция в Индианаполисе)
  • 09.1897 — создание Комитета по денежной реформе, который проспонсировали Уильям Додж, Генри Герц, Жд.П.Морган. Рассылка анкет по денежно-кредитной политике
  • 1898 — активисты убеждают банковские круги в необходимости реформ
  • 03.1900 — закон о золотом стандарте.
  • 1901 — министр финансов Лиман Гейдж открыто призвал к созданию государственного центрального банка.
  • 1903-1905 — министр финансов США Шоу пытался использовать минфин как центральный банк, но попытка провалилась
  • 01.1906 — Джейкоб Шифф (банк Kuhn, Loeb & Co) выразил недовольство тем, что в 1905 когда страна нуждалась в деньгах, министерство финансов сократило средства на счетах национальных банков, спровоцировав финансовый кризис.
  • Создание Комитета при торговой палате для разработки плана денежной реформы (Фрэнк Вандерлип). Рассылка анкет. Агитация за создание центрального банка.
  • 10.1906 — доклад комитета торговой палате о необходимости создать центральный эмисионный банк. Осуждение попытки минфина (Шоу) действовать как центробанк.
  • 10.1906 — АБА, создание комитета по денежному обращению (15 человек).
  • 01.1907 — Пол Мориц Варбург (банк Kuhn, Loeb & Co) — публикация 2 статей, начало борьбы за создание центробанка.
  • 10.1907 — банковский кризис, который подтолкнул общество к созданию центрального банка. Концепция еще не была выработана до конца, + необходимо было заручиться всеобщей поддержкой.
  • 1908 — закон Олдрича-Риланда, создание Национальной комисии по денежному обращению.
  • 12.1908 — Варбург, доклад о необходимости банковской реформы.
  • 1909 — «вербовка» крупных банкиров за идею создания центробанка.
  • 22.09.2909 — газета Уолл Стрит Джорнал — серия из 14 статей «Эмисионный центральный банк» (анонимно писал Чарльз Конант — пропагандист комисии по денежному обращению)
  • 11.1909 — Виктор Моровиц — речь с призывом создать региональные банковские округа под надзоров центрального органа. Идея была в том, что хранить резервы и эмитировать банкноты будет не Нью-Йорк или Вашингтон, а региональные резервные банки, под руководством центробанка. В статьях излагались основные идеи банковской реформы, а также аргументы в пользу создания центрального банка:

* эластичность денежной массы * защита банковских резервов с помощью манипулирования учетной ставкой и международными потоками золота * предотвращение кризиса поддержкой отдельных банков * возможность регулировать процентные ставки и потоки капитала с помощью избыточного капитала

  • 23.03.1910 — Пол Варбург, речь «Единый резервный банк соединенных штатов». Речь была широко растиражирована.
  • 1910: Пол Варбург «Реформа денежного обращения».
  • 11.1910 — конференция по денежному обращению. Начало выполнения реального плания создания федеральной резервной системы.
  • 22.11.1910 — сенатор Олдрич и группа соратников секретно выехали в специальном вагоне на остров Джекилл-Айленд, где находился загородный клуб Дж.П.Моргана и Рокфеллера.
  • Эти 6 человек в течение недели написали текст законопроекта о федеральном резерве. В группу входили: сенатор Олдрич, Генри Дэвисон, Пол Варбург, Фрэнк Вандерлип (National City Bank of NY), Пьятт Эндрю (рук-ль комиссии по денежному обращению). Также были два человека были от Дж.П.Моргана (Дэвисон и Нортон), Олдрич и Вандерлип представляли интересы Рокфеллера, один от Куна-Лёба (Варбург), а Эндрю был экономист. Законопроект получил название закон Олдрича.
  • 01.1911 — законопроект представлен на рассмотрение Национальной комисии по денежному обращению.
  • Закон был отложен на год из-за перетряски Конгресса после выборов 1910 года. Реформаторы за этот год усилили агитацию.
  • 11.1911 — все члены Американской Банковской Ассоциации оказались на стороне законопроекта.
  • 01.1912 — провал плана Олдрича в конгрессе.
  • 11.1912 — президентом США становится Вудро Вильсон.
  • 12.1913 — принятие закона о Федеральной резервной системе после небольших изменений внесенных Картером Глассом (план Гласса), которые предполагали создание множества автономных региональных организаций — резервных банков, которые контролировались местными банкирами.
  • 23.12.1913 — президент США Вудро Вильсон подписан закон о создании ФРС (Federal Reserve Act)
  • 5.10.1914 — федеральный резервный банк Нью-Йорка объявил, что первым его управляющим назначен Бенджамин Стронг.

Председатель и вице-председатель ФРС назначаются на 4 года.из членов управляющего совета ФРС и утверждаются сенатом США.

Председатель готовит повестку дня к заседанию Совета Управляющих (governing council). Все вопросы решаются голосованием.

Основная задача ФРС в период паники на фондовом рынке — не допустить паралич финансовой системы, т.е. неконтролируемую ситуацию, когда компании и банки прекращают взаимные платежи и экономика рушится.

ФРС и политические силы США

Теоретически, ФРС является ведомством, независимым от политической конъюнктуры. В теории, проводя денежно-кредитную политику, ФРС принимает решения исходя из экономической целесообразности (обеспечение экономического роста и высокой занятости при стабильном уровне цен), а не политических требований.
Управляющие ФРС назначается президентом США. Глава ФРС выбирается на 4 года.

Два раза в год глава ФРС отчитывается перед конгрессом. ФРС самостоятельно распоряжается распределением своих финансовых ресурсов.

Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) занимается тем, что устанавливает процентную ставку по федеральным фондам — основной инструмент денежно-кредитной политики США.

Комитет состоит из 7 членом Совета управляющих и президенты 12 федеральных резервных банков, голосовать из которых могут только 5.

Обычно председатель ФРС и возглавляет комитет FOMC, но формально, председатель комитета ежегодно переизбирается и члены Комитета могут предложить на эту должность кого-то другого.

Как менялась длина текста сопроводительного комментария FOMC к решению по процентной ставке?

Все управляющие ФРС

1914-1928 Бенджамин Стронг 1928-1930 Джордж Харрисон 1930-1933 Юджин Мейер Мл. 1933-1934 Юджин Блэк 1934 — Маринер Экклс Рой Янг 15.04.1948 — 31.03.1951 Томас Б. МакКабе 02.04.1951 — 31.01.1970 Уильям Макчесни Мартин младший 31.01.1970 — 31.03.1978 Артур Бёрнс 08.03.1978 — 06.08.1979 Вильям Миллер 06.08.1979 -11.08.1987 Пол Волкер 11.08.1987-31.01.2006 Алан Гринспен 01.02.2006 — 31.01.2014 Бен Бернанке 31.01.2014 Джаннет Йеллен

Филиалы ФРС

ФРС включает в себя 12 банков, распределенных по всей стране. Они кредитуют коммерческие банки в своих регионах и регулируют их деятельность. Федеральный резервный банк Нью-Йорка ….

см. также:

центральный банк кредитно-денежная политика рефинансирование банков ставка рефинансирования

Ссылки:

все самые свежие записи и новости по теме ФРС на смартлабе Сайт ФРС

Источники: [1] История денежного обращения и банковского дела США. М.Ротбард

Статья не закончена. Чтобы добавить свою информацию, пишите в комментарии.

Инструменты ФРС и их влияние на рынок

Федеральная резервная система регулирует экономику США посредством различных инструментов денежно-кредитной политики. Ключевыми из них являются:

  • Ставка ФРС.
  • Операции на открытом рынке.
  • Резервные требования к банкам.

Каждый их инструментов находится в зоне влияния конкретного структурного звена регулятора. Совет управляющих ФРС отвечает за учетную ставку и резервные требования, а FOMC – за операции на открытом рынке. Использование любого из данных инструментов запускает цепочку событий, которые влияют на курсы иностранных валют, долгосрочные процентные ставки, количество ликвидности и кредитов в экономике и т.д. То есть на целый ряд экономических переменных, включая показатели рынки труда, объем производства и цены на товары и услуги. Рассмотрим каждый из инструментов более подробно.

Повышение и понижение учетной ставки ФРС США

Рассмотрим, что происходит, когда учетная ставка ФРС США повышается или понижается. В первую очередь, это влияет на ситуацию внутри страны, но поскольку от США и доллара очень сильно зависят и экономики других стран мира, то такие события затрагивают всех в той или иной степени.

Итак, когда учетная ставка повышается:

  • Кредиты становятся дороже;
  • Снижается уровень производства и потребления, объемы торговли;
  • Снижается инфляция;
  • Замедляется экономический рост.

Когда учетная ставка понижается:

  • Кредиты становится дешевле;
  • Быстрее развивается бизнес, повышается уровень производства и потребления, объемы торговли;
  • Увеличивается инфляция;
  • Ускоряется экономический рост.

Может показаться, что раз так, то зачем вообще повышать учетную ставку? Можно планомерно ее понижать, насколько это возможно. Но это не так, поскольку понижение учетной ставки тоже влечет за собой определенные экономические проблемы. Например, рост инфляции и ослабление национальной валюты.

Поэтому любой Центральный банк, и ФРС США, в том числе, используют этот инструмент так, как считают нужным в конкретной ситуации.

ФРС США могут повышать или понижать учетную ставку в момент проведения своих заседаний. Такие заседания проходят 8 раз в год, примерно через каждые 40-50 дней.

Ставка ФРС

Ставка ФРС (более подробно о ней можно узнать в нашей статье «На что влияет ставка ФРС») – это процентная ставка, являющаяся основным инструментом кредитной политики США, на основе которой определяется стоимость выдаваемых кредитов банковским организациям. ФРС определяет размер процентной ставки исходя из текущей и прогнозной макроэкономической ситуации в стране.

Изменение учетной ставки оказывает влияние на все финансовые рынки страны. При этом на разные рынки размер ставки оказывает разный эффект. Например, на валютный рынок влияние заключается в том, что чем выше учетная ставка, тем выгоднее становятся доходы в долларах, чем в валютах с более низкой ставкой. На облигационный рынок влияние ставки наиболее очевидно – чем выше ставка, тем выше доходности облигаций, и наоборот.

Что касается рынка акций, то, чем ниже ставка, тем большую привлекательность он имеет для инвесторов. Это обусловлено тем, что при низкой ставке снижается стоимость заемных средств для предприятий. Данный фактор облегчает обслуживание кредитов и позволяет улучшать свои финансовые показатели, что приводит к росту котировок акций отдельных компаний и в целом капитализации всего рынка.

Низкая ставка ФРС для экономики США является своего рода драйвером роста – тем самым ФРС уменьшает ставку своего кредитования, чтобы более дешевые кредиты стимулировали вложения в производство, увеличение занятости и зарплат, здоровый спрос, нормальную инфляцию в 2 процента и прочее. Если посмотреть на график исторической динамики ставки регулятора, то можно как раз отметить, что во время кризисов имеют место резкие изменения процентных ставок.

Так, для поддержания рынка в период мирового финансового кризиса 2008 года учетная ставка была резко снижена с 5,25% до 0,25%, а в коронакризисный период 2021 года – с 1,75% до 0,25% и держится на этом уровне с 16 марта предыдущего года.

Чем занимается ФРС

Как устроена Федеральная резервная система США

Как и другие главные финрегуляторы своих стран, ФРС США устанавливает особую процентную ставку. От нее зависят кредиты, которые ФРС выдаст коммерческим банкам. Те в свою очередь выдадут кредиты гражданам и юрлицам. Короче, подобие ключевой ставки российского ЦБ. Поэтому финансисты следят за этим показателем и отслеживают его по графикам.

Ключевая ставка 4,5%: эксперты объясняют, почему это не только хорошо, но еще и плохо

В настоящий момент ключевая ставка США составляет 0,25 %. Последнему по времени снижению способствовала администрация президента Дональда Трампа — для поддержания экономики и предпринимательской активности в период пандемии коронавируса.

Ключевая ставка ФРС США за пять последних лет
Ключевая ставка ФРС США за пять последних лет

Евгений Маришин, доверительный управляющий инвестиционно-финансовой
Евгений Маришин, доверительный управляющий инвестиционно-финансовой :

— Снижение ставки — мера вынужденная. ФРС придерживается такой политики в периоды экономических спадов. В 2021 году это как никогда актуально. Низкие ставки повышают привлекательность доллара для бизнеса и позволяют немного поддержать экономику. Правда, этих мер уже недостаточно, ведь капитализация рынка США на сегодня превышает денежную массу в 15 раз. Если в ход пускают денежный станок, это также решает проблему, но только на время.

Операции на открытом рынке

Они включают покупку или продажу казначейских облигаций на открытом рынке. Эти операции позволяют увеличить или, напротив, уменьшить общую денежную массу в экономике. Покупка или выкуп казначейских облигаций, этот процесс еще называют Quantitative easing (QE или количественное смягчение) — инструмент денежной политики, используемый для стимулирования экономики государства. В результате данных операций повышается уровень денежной ликвидности, так как облигации «обмениваются на деньги». Для покупок ценных бумаг проводится эмиссия денежных средств в безналичной, а не физической форме, то есть без включения печатных станков и роста «бумажной» массы денег. Данная мера, как правило, применяется при низких процентных ставках в качестве крайней меры.

Впервые количественное смягчение было применено в 2009 году, когда FED выкупил активов на сумму около 1,7 трлн. долларов, а в 2010 году была запущена еще одна программа по выкупу – QE 2 – еще на 600 млрд. долл. Эти меры были приняты для оживления экономики и финансовых рынков после кризиса 2008 года, и они оказали положительное влияние. А 15 марта 2021 года ФРС была запущена программа QE 4. При этом объявлено, что казначейские облигации и ипотечные ценные бумаги будут выкупаться в том объеме, в котором это будет необходимо для поддержания фондовых рынков и высокого уровня ликвидности, не выставив предел ограничений для объема выкупа. Это самая крупная программа по выкупу активов за всю историю применения количественного смягчения, что в совокупности с другими факторами оказало положительный эффект на финансовую систему.

Есть процесс, противоположный количественному смягчению, — продажа государственных бондов в рынок. Такие действия приводят к сокращению денежной массы, так как деньги удаляются из экономики за счёт их обмена на облигации. И одновременно это ведет к росту госдолга. Покупателями долговых бумаг выступают иностранные центральные банки, правительства, компании, коммерческие банки, облигационные фонды, прочие фонды и физические лица.

Операции на открытом рынке являются тонким инструментом влияния на размер процентных ставок. Когда ФРС покупает облигации, цены подталкиваются вверх, а процентные ставки уменьшаются. Если же ФРС продаёт облигации, это толкает цены вниз, а ставки растут. С конца 2008 года регулятор значительно расширил свое владение ценными бумагами за счет покупок на открытом рынке с целью оказания давления на долгосрочные процентные ставки и тем самым поддержки экономической активности и создания рабочих мест путем создания более благоприятных финансовых условий.

Индикатором того, какую политику ведет ФРС на открытом рынке, покупки или продажи госбумаг, является баланс ФРС

. Баланс ФРС подразумевает собой собственный баланс активов и пассивов регулятора. Статистика по нему ведется еженедельно, информация публикуется в открытом доступе на сайте ФРС. За 2021 год активы FED выросли почти в 1,5 раза – с 4,174 трлн. долларов до 7,411 трлн. долл., причем основная доля увеличения пришлась на март-апрель 2021 г. Рост баланса как раз связан с тем, что был произведен выкуп ценных бумаг с рынка (приблизительно в объеме 3,2-3,3 трлн. долл.). ФРС наполнил систему ликвидностью и выкупал многие активы на свой баланс. Подобные действия уменьшают избыточное давление со стороны продавцов и позволяют поддерживать рынки и экономику в целом.

Существует прямая корреляция – если баланс ФРС увеличивается, то и фондовые индексы США (в частности S&P500) идут вверх. И наоборот, уменьшение баланса оказывает негативное влияние на рынки ценных бумаг.

Резервные требования

Совет управляющих ФРС устанавливает резервные требования для банковских учреждений. Резервные требования устанавливаются в процентах к каждому виду вкладов в банк и вводятся в целях ограничения кредитных возможностей банков. Чем выше резерв, тем у банка остается меньше денег для кредитования на каждый депонированный доллар. К примеру, если норма обязательных резервов установлена в размере 5%, и банк получает депозит в размере 500$, он может выдать кредит на 475$ от суммы депозита, так как ему необходимо держать у себя в резерве только 25$ или 5%. Текущая ситуация по США такова, что с 26 марта 2021 года регулятор снизил нормативы резервных требований до 0%, по сути, устранил резервные требования для всех депозитарных учреждений. Эта мера привела к сокращению обязательных резервов примерно на 200 миллиардов долларов. Будет ли эта мера временной или постоянной – покажет время.

Блог компании ITI Capital | Протоколы заседания ФРС в центре внимания сегодня

Рынки

Американские индексы снизились во вторник вторую сессию подряд: Dow (-0,78%), S&P 500 (-0,85%), Nasdaq (-0,56%), Russell 2000 (-0,73%). Stoxx Europe 600 прибавил 0,2%. FTSE 100 вырос менее чем на 0,1% после того, как Бюро национальной статистики Великобритании сообщило о снижении уровня безработицы в апреле.
Большинство основных азиатских индексов повысилось. Японский Nikkei 225 вырос на 2,1%, гонконгский Hang Seng — на 1,4%. Тайваньский Taiex подскочил на 5,2%. Доходность десятилетних казначейских облигаций поднялась до 1,641% с 1,639%. Доходность облигаций растет, когда цены снижаются.

Нефть Brent подешевела примерно на 1,1%, до $68,71/барр., на фоне повышения уровня заболеваемости в Азии и некоторого роста запасов нефти в США. Падение цен на нефть обусловлено перспективами заключения соглашения между США и Ираном на этой неделе.

Количество новых домов в США, строительство которых было начато в апреле, снизилось на фоне удорожания строительных материалов и проблем с цепочкой поставок.

Большинство недооцененных акций оказалось под давлением, в частности нефтегазовый, финансовый и транспортный сектор, при этом акции биотехнологических компаний, производителей программного обеспечения и вооружений выросли. Акции AT&T подешевели на 5,8%, до $29,55, продолжив падение после объявления о сделке с Discovery, в рамках которой стороны объединят свои медиа-активы в новую публичную компанию. Сектор коммуникационных услуг S&P 500 отступил на 1,2%.

Новостной фон остается скудным. Республиканцы собираются представить контрпредложение по инвестициям в инфраструктуру объемом около $800 млрд. Министр финансов Джанет Йеллен попыталась заручиться поддержкой бизнеса в вопросе вложений в инфраструктуру, после того, как СМИ сообщили о слабой поддержке планов Белого дома представителями деловых кругов.

Ретейлеры, в частности Walmart и Home Depot, сообщили о росте финансовых показателей. Amazon обсуждает приобретение киностудии Metro-Goldwyn-Mayer (MGM). Bloomberg сообщил, что у Apple возникли проблемы с поставках комплектующих для нового передового iPad Pro. Знаменитый инвестор Майкл Бьюрри раскрыл в отчетности, направленной в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC), короткую позицию против Tesla более чем на $0,5 млрд. Уоррен Баффет продал почти всю долю в Wells Fargo.

В фокусе сегодня:

  • Фосагро: финансовые результаты по МСФО за 1К21
  • Совкомфлот: финансовые результаты по МСФО за 1К21

Индекс Мосбиржи во вторник повысился на 1,33%, до 3688 п., РТС — на 1,48%, до 1574 п.

Рубль укрепился к доллару до 73,65 руб. и ослаб к евро до 90,19 руб.

Лидерами роста стали ТМК (+5,36%), Полюс (+3,18%), TCS Group (+2,83%), ТГК-1 (+2,77%), АФК Система (+2,71%).

В число аутсайдеров вошли Мечел (ап −2,09%), М.Видео (-2,06%), ВТБ (-1,96%), Эталон (-1,21%), Московская биржа (-1,07%).

Цена на Brent утром в среду снижается на 0,77%, до $68,18/барр.

Золото дорожает на 0,11%, до $1869/унция. Доходность десятилетних казначейских облигаций США повышается на 0,41 п.п., до 1,649%.

Японский Nikkei снижается на 1,28%, китайский Shanghai — на 0,59%.

DXY снижается на 0,01%, S&P 500 futures — на 0,85%.

Новости

Алроса представила сильные финансовые результаты по МСФО за 1К21 — FCF и чистая прибыль превысили консенсус на 27% и 18%, соответственно, выручка и EBITDA оказались незначительно ниже

  • Выручка снизилась на 8% к/к (+45% г/г), до 90,8 млрд руб. (-0,3% vs консенсус);
  • EBITDA выросла на 5% к/к (+12% г/г), до 33,5 млрд руб. (-1,6% vs консенсус);
  • Чистая прибыль увеличилась на 13% к/к и в 7,9 раз г/г, до 24 млрд руб. (+18% vs консенсус);
  • Свободный денежный поток в 1К21 составил 52,7 млрд руб., что на 19% ниже 4К20, но в 2,4 раза выше 1К20 (+27% vs консенсус);
  • Показатель чистый долг/EBITDA на конец периода снизился до отрицательных 0,2x против положительного 0,4х в 4К20.

Компания подтвердила план на 2021 г. по добыче на уровне 31,5 млн карат и инвестициям — 25 млрд руб.

В пресс-релизе отмечено, что взгляд Алросы на рынок конечного потребления остается оптимистичным и компания видит более быстрое, чем ранее предполагалось, восстановление рынка, в то же время предложение алмазов ожидаемо сохраняется на 20% ниже препандемических значений при слабой вероятности восстановления производства в среднесрочной перспективе.

МТС представил сильные финансовые результаты по МСФО за 1К21

  • Выручка: 123,9 млрд руб. (+3,6% г/г; −7,3% к/к) (+0,8% vs консенсус);
  • OIBDA скорр.: 55,4 млрд руб. (+7,6% г/г; +5,5% к/к) (+3,7% vs консенсус);
  • Чистая прибыль: 16,2 млрд руб. (-8,5% г/г; +23,7% к/к) (+15,2% vs консенсус).

Ozon представил нейтрально негативные финансовые результаты за 1К21 в соответствии с консенсус-прогнозом по GMV и хуже по выручке, EBITDA.

GMV компании составил 74,2 млрд руб., что в 2,35 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года, в квартальном выражении показатель снизился на 2,2% ввиду сезонного фактора. Показатель маркетплейса по GMV оказался в рамках консенсус-прогноза Интерфакса, который предполагал диапазон 69,6-78,6 млрд руб.

Выручка выросла до 33,4 млрд руб. (+67,5% г/г; −11,5% к/к; −1,8% vs консенсус);

Скорректированная EBITDA составила −4,9 млрд руб. против −4,5 млрд руб. в 1К20 и −3,6 в 4К20 (хуже консенсус-прогноза в −3,95 млрд руб.).

Чистый убыток составил 6,7 млрд руб. против убытка в размере 5,7 млрд руб. в 1К20 и 9,4 млрд руб. — в 4К20.

Отрицательный операционный денежный поток составил 12,1 млрд руб. против отрицательного показателя в 2,4 млрд руб. за аналогичный период 2021 г. Получение отрицательного показателя вызвано сезонным оттоком денежных средств по счетам торговой кредиторской задолженности, подлежащим погашению в первом квартале, после сильных торговых операций в 4К20. Свободный денежный поток также составил отрицательные 14,8 млрд руб. против 4 млрд руб. отрицательного денежного потока в январе-марте 2021 г. и положительных 7,8 млрд руб. в 4К20.

Ozon повысил прогноз по росту GMV в 2021 г. с 90% до 100% г/г, а также подтвердил прогноз по CAPEX на уровне 20-25 млрд руб.

Фосагро рекомендовал выплатить за 1К21 дивиденды в размере 105 руб./акция или 35 руб./ГДР из нераспределенной чистой прибыли (+67% к/к, +35 г/г). Дивидендная доходность — 2,3%. Рекомендация была дана по итогам обсуждения отчетности за 1К21, которую Фосагро опубликует в среду, 19 мая. Общая сумма выплат может составить 13,6 млрд руб.

В качестве даты закрытия реестра для получения дивидендов рекомендовано установить 5 июля.

Ключевые отчеты ФРС

О своей деятельности Федеральная резервная система отчитывается посредством публикации отчетов. Инвесторы всегда отслеживают даты выхода отчетов, так как содержащаяся в них информация имеет прямое влияние на кривую индексов фондового рынка.

Отчет о Денежно-кредитной политике.

Его регулятор представляет Конгрессу США раз в шесть месяцев. Также этот отчет отправляется в Комитет Сената по банковскому делу, жилищному строительству и городским делам, а также в Комитет Палаты представителей по финансовым услугам. Отчет состоит из трех частей. В первой содержится финансово-экономическая оценка условий, оказывающих влияние на американский доллар, описание ситуации рынка труда, инфляционная инфографика, динамика ВВП и оценка банковского сектора. Во второй части идет подробное описание денежно-кредитной политики с оценкой ее текущей эффективности, а также обзор динамики изменений краткосрочных процентных ставок. Описываются меры программы количественного смягчения, баланс активов и пассивов ФРС и состояние государственного резерва страны. В третьей части представляются прогнозы по инфляционным ожиданиям, уровню безработицы и направленности развития национальной экономики.

В этом отчете инвесторы, прежде всего, обращают внимание на прогнозы по учетной ставке, данные по инфляции и динамике ВВП. Актуальный отчет о денежно-кредитной политике можно найти на сайте регулятора.

Протоколы заседания ФРС.

Протоколы публикуются после каждого проводимого регулятором заседания и содержат в себе информацию, которая была доступна участникам совещания. Кроме подробной информации о принятых текущих решения относительно монетарной политики – ставке ФРС, политике действий на открытом рынке, в протоколе отражается риторика дальнейшего курса. Поэтому инвесторы тщательно изучают его для отслеживания будущих изменений процентных ставок. Протоколы публикуются спустя 3 недели после заседания на сайте ФРС.

Дополнительными отчетами, имеющими форвардное значение, является трилогия документов – Бежевая, Зеленая и Голубая книги. Носят название согласно цвету обложки документа.

Бежевая книга (Beige book)

– отчет о текущей ситуации в экономике по двенадцати федеральным округам Америки, который дает представление о трендах и направлениях в экономике каждому из них. Он выходит восемь раз за год за полмесяца до заседания Федерального комитета по операциям на открытом рынке (FOMC). По сути, материал документа служит для ФРС основой для принятия дальнейшего курса монетарной политики. Положительные тенденции в экономике округов могут стать основанием для укрепления доллара США, а отрицательные – для ослабления национальной валюты. Отчеты можно посмотреть по ссылке. Бежевая книга – это единственный отчет, который публикуется в открытом доступе на сайте ФРС.

Зелёная книга (Green book)

– это национальный прогноз на два года вперед, который разрабатывает отдел по экономическим исследованиям и статистике Совета управляющих. Данный отчет составляется для членов-участников совещания FOMC.

Голубая книга (Blue book)

– отчет, который также составляется для совещания FOMC. В нем дается прогноз по денежной политике и представляется рассмотрение трех различных вариантов будущей кредитно-денежной политики.

ФРС США сохранила нулевую процентную ставку

В своем заявлении регулятор вновь указал на серьезное влияние пандемии коронавируса на мировую экономику и экономику США. Экономическая активность и занятость в последние месяцы повысились, но остаются значительно ниже уровня начала года, отмечает Федрезерв. Слабый спрос и снизившиеся цены на нефть сдерживают инфляцию. Общие финансовые условия улучшились за последние месяцы, отчасти благодаря мерам политики по поддержке экономики и кредитования домохозяйств и предприятий США, говорится в релизе.

Дальнейшая динамика экономики будет существенно зависеть от распространения вируса, подчеркивают в ФРС. Пандемия будет по-прежнему оказывать давление на экономическую активность, занятость и инфляцию в ближайшем будущем и представлять значительные риски для экономических перспектив в среднесрочной перспективе, указывает регулятор.

Также в ФРС будут стремиться к инфляции в 2% в долгосрочной перспективе. Поскольку инфляция будет постоянно ниже этой цели, Федрезерв будет стремиться к тому, чтобы инфляция умеренно превышала 2% в течение некоторого времени, чтобы выйти на средний уровень роста потребительских цен в 2%.

В конце августа председатель ФРС США Джером Пауэлл фактически заявил о смягчении цели по инфляции. Теперь Федрезерв будет стремиться к тому, чтобы в перспективе инфляция в среднем находилась на уровне 2% — то есть теперь допускается и превышение этого уровня. Ранее инфляция в 2% считалась ФРС своего рода границей, за которую нельзя переступать.

Анонсированная смена курса отражает обеспокоенность Федрезерва уровнем инфляции в стране, стабильно отстающей от обозначенной регулятором цели в 2%, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Нил Маккиннон. Ранее ФРС называла такое отставание временным, прогнозируя постепенное возвращение инфляции к целевому уровню. Федрезерв впервые установил цель по инфляции в 2% в 1996 году, и с тех пор «неформально» рассматривал данное значение как уровень, отвечающий задаче поддержания стабильности цен — хотя никакие теоретические выкладки не подтверждают (как и не опровергают) правильность именно такой выбранной цели, указывает Маккиннон.

Еще до начала пандемии Пауэлл признал, что отставание инфляции от цели начинает выглядеть все более устойчивым, отражая как влияние структурных факторов, так и циклический дефицит спроса. Такое же отставание в своих экономиках фиксируют и другие ведущие центробанки, прежде всего Банк Японии и Европейский центробанк (ЕЦБ), несмотря на реализованные и реализуемые программы количественного смягчения, а в случае ЕЦБ — еще и масштабное вливание ликвидности в банковскую систему. «Наблюдаемые дезинфляция и дефляция особенно наглядно иллюстрируют неудачный опыт Японии, центробанк которой с 1980-х годов выступает в авангарде нетрадиционной монетарной политики. Следует признать, что как инструмент стимулирования инфляции и борьбы с «дезинфляционной ментальностью» бизнеса и домохозяйств политика Банка Японии продемонстрировала полную несостоятельность», — говорит Маккиннон.

Денежно-кредитная политика американских властей в течение десятилетий носила ультрамягкий характер, постоянно подпитывая рост котировок рисковых активов и позволяя рынкам акций раз за разом обновлять исторические максимумы, а доходностям американских облигаций (как государственных, так и корпоративных) падать все ниже и ниже, отмечает аналитик. Кроме того, ультрамягкая денежно-кредитная политика способствовала стремительному росту долговой нагрузки, что в конечном итоге привело к формированию долгового суперцикла.

Выводы

ФРС является очень важной частью американской и всей мировой экономики. Основная функция регулятора – поддержание устойчивости финансовой системы. И для достижения этой цели ФРС использует набор инструментов. Изменяя значение учетной ставки, объем операций на открытом рынке, а также через политику установления резервов для банков регулятор стимулирует экономику страны, направляя ее в нужном направлении развития и принимает экстренные меры в случае серьезных кризисов.

Но несмотря на то, что финансовые регуляторы в кризисных ситуациях поддерживают рынки на плаву, при инвестировании не стоит без оглядки полагаться на действия регулирующих организаций. Всегда нужно помнить о том, что только разумное инвестирование с грамотным риск-менеджментом может позволить стабильно зарабатывать не только на растущем, но и на падающем фондовом рынке. В выборе подходящих активов Вам может помочь наш сервис Radar.

Если у Вас есть необходимость получить более подробную информацию об инвестировании, то Вы можете посетить один из наших открытых бесплатных вебинаров. Записаться на него Вы можете по ссылке.

Удачных Вам инвестиций!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: