Поправить крылья: «Аэрофлот» планирует разместить облигации

Группа «Аэрофлот» для стабилизации финансового положения рассматривает размещение облигаций — традиционных и «вечных». Об этом «Известиям» рассказали источники в компании и в правительстве РФ. По словам собеседника «Известий» на финансовом рынке, первый выпуск бумаг планируется на сумму до 15 млрд рублей, решение по нему может быть принято уже до майских праздников. Ранее перевозчик обсуждал размещение привилегированных акций, а также продажу 25–75% лоукостера «Победа», рассказали собеседники «Известий». В «Аэрофлоте» сказали, что рассматривают разные варианты финансирования деятельности, но о повторном размещении акций и продаже «Победы» речи не идет.

Развитие событий вокруг Трансаэро

Ранее основными держателями акций были Александр и Ольга Плешаковы (18,23% и 18,39% соответственно).

Некоторое время тому назад Ольга Плешакова попросила у государства РФ госгарантии на 10 млрд. руб. Обосновала это тем, что в связи с запретом полётов над Украиной, Трансаэро каждый месяц несёт убытки в размере 3 млн. рублей.

Затем, спустя 6 месяцев после вышеизложенных событий, госгарантии были даны и даже более того, ВТБ выдал компании кредит на сумму 9 млрд. рублей.

При этом к 1.09.2015 года долги составляли уже приблизительно 250 млрд. рублей. Стало понятно, что фирму уже не спасти. Было решено продать 75% акций Трансаэро Аэрофлоту за символический 1 руб.

«Вечные» деньги

Чемоданное движение: транзитные пассажиры «Аэрофлота» будут сдавать ручную кладь в багаж

Это предусмотрено соглашением между перевозчиком и лоукостером «Победа» в Шереметьево

По словам источников «Известий» в правительстве и в рассматривает также размещение «вечных» (бессрочных) облигаций. Но перевозчик пока не может их размещать, так как у него нет национального кредитного рейтинга. У него есть только международный на уровне «BB-», присвоенный Fitch Ratings, отметила адвокат Forward Legal Ольга Зеленская. Выпускать бессрочные облигации могут только компании с наивысший рейтингом («ААА») по национальной рейтинговой шкале, работающие не менее пяти лет и не нарушавшие обязательств по облигациям в этот период.

Руководитель направления «Экономика инфраструктурных отраслей» ЦСР Бегляр Новрузов сообщил «Известиям», что еще в марте по рекомендации экономической рабочей группы рассматривалась дополнительная эмиссия акций, в том числе привилегированных, для привлечения средств на внешних рынках. По его словам, размещение «префов», которое компанией еще не осуществлялось, означает привлечение инвесторов, ориентированных в основном на получение дивидендов. Последний раз «Аэрофлот» их выплачивал в размере 2,9 млрд рублей за 2021 год.

Долговой отсек-3

Аэропорт
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Сумма трех изменений: «Аэрофлот» захотел ужесточить нормы провоза багажа в РФ

Разрешенные габариты потеряют 20% в случае принятия новых норм

Ранее проведенная в октябре 2021 года дополнительная эмиссия акций принесла «Аэрофлоту» 80 млрд рублей. Бумаги на 50 млрд рублей выкупило государство, увеличив свою долю в компании с 51,17% до 57,34%. У перевозчика есть возможность разместить дополнительно еще 616 млн акций, сказано в его отчетности за 2021 год.

— Скорее всего, «Аэрофлот» обсуждал размещение на открытом рынке, при этом выполняя условие, что доля государства должна быть не менее 51,17%. Таким образом, планируемый выпуск мог бы принести ему еще 60–70 млрд рублей от внешних инвесторов, — сказал Бегляр Новрузов.

Размещение привилегированных акций — негативная новость для владельцев обыкновенных акций «Аэрофлота», так как «префы» будут забирать на себя часть дивидендов, считает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий.

Как образовался долг?

Откуда появился такой колоссальный долг? Специалисты утверждают, что дело в гонке за первенство. Траты были высокими, а прибыль с 2007 года и вплоть до 2015 года был всего один год – 2011.
Аналитики впервые заговорили о том, что в компании кризис ещё два года тому назад. Тогда отчётность по МФСО была опубликована позже сроков, с большими задержками, и даже оговорками аудита.

В 2014 году, когда случились «проблема» с Украиной, аналитики уже прямо говорили, что авиакомпании не жить. Примерно в это время Трансаэро предложила Аэрофлоту выкупить фирму за 100 млн. рублей.

Но оферта не состоялась. Государство приняло решение обанкротить компанию. Как следствие, 26 октября 2015 года фирма официально потеряла возможность перевозить пассажиров. Фактически – обанкротилась.

Суды против Трансаэро

В октябре на фирму буквально лавиной обрушились судебные иски. Некоторые были удовлетворены. Некоторые на сегодняшней день, согласно новости, остаются в процессе.

Так, 18 ноября 2015 года, Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил иск к авиакомпании от аэропорта Домодедова.

Согласно решению суда, Трансаэро должно возместить аэропорту долг в полном объёме, а это не много, ни мало, а:

  • 780,8 миллионов рублей.
  • Авиакомпания должна возместить оплату госпошлины 200 000 рублей.
  • Неустойку — 35,9 миллионов рублей.

Много шума было вокруг пассажиров и билетов. Резюмируем: вернуть деньги за купленные билеты большинство пассажиры смогли. Для этого они оформляли возврат в местах приобретения авиабилетов, и обращались в Сбербанк.

Облигации компании Трансаэро

Теперь более подробно рассмотрим, как обстоят дела с облигациями фирмы. Изначально в открытой продаже находились 3 выпуска биржевых облигаций. Ориентированы они были на большой круг инвесторов, в том числе и на физических лиц.

Торговали облигациями на ММВБ общим объёмом 8 млрд. рублей. Сюда входили:

  • БО 01;
  • БО 02;
  • БО 03.

Что они из себя представляют:

  • БО 01 – это 2,5 млн. облигаций, обращающихся в интервале с марта 2012 года и вплоть до марта 2015 года. Стоимость одной штуки составляла изначально 1 000 рублей. Это самые «удачливые» облигации, по которым инвесторы успели получить деньги;
  • куда интереснее дело обстоит с БО 02. Период действия БО 02 – с декабря 2012 года и по декабрь 2021 года. Изначальная стоимость БО 02 1000 рублей, всего было выпушено в свет 2,5 млн. штук облигаций;
  • БО 03 (Б3) должны были обращаться в период с октября 2013 года и по октябрь 2021 года. Было выпущено 3 млн. облигаций. Стоимость (номинальная) одной БО 03 – 1 000 руб.

Погашения по облигациям БО О1, как мы уже писали выше, было произведено. Согласно аналитическим данным, в среднем инвесторы получили доход около 18%. Приятные новости для некоторых инвесторов.

О ценных бумагах ОАО «АК «ТРАНСАЭРО»

В соответствии с Правилами листинга ПАО Московская Биржа Председателем Правления 18 сентября 2021 года приняты следующие решения:

1. Приостановить с 20 сентября 2021 года торги следующими ценными бумагами, включенными в раздел «Третий уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО Московская Биржа, в связи с признанием организации банкротом (конкурсное производство):

1.1. Акциями обыкновенными Открытого акционерного общества «Авиационная со следующими параметрами выпуска:

  • тип ценных бумаг – Акции обыкновенные;
  • государственный регистрационный номер выпуска – 1-02-00165-A от 04.12.2009;
  • торговый код – TAER;
  • ISIN код – RU000A0JNRU0.

1.2. Документарными процентными неконвертируемыми биржевыми облигациями на предъявителя серии БО-03 с обязательным централизованным хранением Открытого акционерного общества «Авиационная со следующими параметрами выпуска:

  • тип ценных бумаг – Облигации биржевые;
  • идентификационный номер выпуска – 4B02-03-00165-A от 22.10.2013;
  • торговый код – RU000A0JU930;
  • ISIN код – RU000A0JU930.

2. Исключить 27 сентября 2021 года из раздела «Третий уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО Московская Биржа и прекратить торги ценными бумагами, в связи с признанием организации банкротом (конкурсное производство):

2.1. Акции обыкновенные Открытого акционерного общества «Авиационная со следующими параметрами выпуска:

  • тип ценных бумаг – Акции обыкновенные;
  • государственный регистрационный номер выпуска – 1-02-00165-A от 04.12.2009;
  • торговый код – TAER;
  • ISIN код – RU000A0JNRU0.

2.2. Процентные документарные биржевые облигации на предъявителя неконвертируемые с обязательным централизованным хранением серии БО-02 Открытого акционерного общества «Авиационная со следующими параметрами выпуска:

  • тип ценных бумаг – Облигации биржевые;
  • идентификационный номер выпуска – 4B02-02-00165-A от 16.08.2011;
  • торговый код – RU000A0JUCY9;
  • ISIN код – RU000A0JUCY9.

2.3. Документарные процентные неконвертируемые биржевые облигации на предъявителя серии БО-03 с обязательным централизованным хранением Открытого акционерного общества «Авиационная со следующими параметрами выпуска:

  • тип ценных бумаг – Облигации биржевые;
  • идентификационный номер выпуска – 4B02-03-00165-A от 22.10.2013;
  • торговый код – RU000A0JU930;
  • ISIN код – RU000A0JU930.

3. Исключить 27 сентября 2021 года из раздела «Третий уровень» Списка ценных бумаг, допущенных к торгам в ПАО Московская Биржа, в связи с признанием организации банкротом (конкурсное производство):

3.1. Документарные процентные неконвертируемые биржевые облигации на предъявителя серии БО-04 с обязательным централизованным хранением Открытого акционерного общества «Авиационная , идентификационный номер выпуска – 4B02-04-00165-A от 22.10.2013.

3.2. Документарные процентные неконвертируемые биржевые облигации на предъявителя серии БО-05 с обязательным централизованным хранением Открытого акционерного общества «Авиационная , идентификационный номер выпуска – 4B02-05-00165-A от 22.10.2013.

За дополнительной информацией обращайтесь в пресс-службу Московской биржи ([email protected]) Телефон Контакт-центра: +7-495-363-3232

Дефолт по облигациям

В сентябре 2015 года новости сообщили о том, что авиакомпания намерена реконструировать облигации БО 02, и БО 03. Реконструкция входила в план по передачи Трансаэро Аэрофлоту, который, как известно, не состоялся.

Однако уже в ноябре 2015 года был объявлен дефолт по облигациям БО 03. Что в этом случае делать инвесторам? На сегодняшний день остаётся только одно – взять выписку из реестра и подать иск в суд на компанию.

Учреждение по БО 03 при 12% годовых должна была выплатить на 1 облигацию 29,92 рубля. По простым подсчётам становится ясно, что авиакомпания не выплатила инвесторам 89, 760 млн. рублей. У компании просто нет этих денег. Таковы новости.

Инвесторы должны пробовать взыскать долги с компании в суде. Но тут есть подводный камень. Дело в том, что держатели облигаций свои деньги получат только в порядке очереди. Где на первом месте стоит государство, а затем все банки, давшие Трансаэро кредит. А таких не мало. Только основные:

  • Сбербанк;
  • Альфабанк;
  • Газпромбанк;
  • ВТБ;
  • ВЭБ;
  • ФК Открытие.

Архив сайта


Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Совет директоров «Трансаэро» одобрил план менеджмента компании по созданию нового авиаперевозчика — авиа. Теперь план по возрождению компании должны утвердить ее кредиторы. В случае одобрения новая авиакомпания может начать полеты уже весной 2017 года.

Согласно плану менеджмента, акционерами новой «Трансаэро» станут кредиторы старой авиакомпании. Как ранее сообщало RNS, акционер «Трансаэро» Александр Плешаков доли в ней не получит.

Новая авиакомпания не планирует выходить в Московский авиаузел и намерена осуществлять двойное базирование — в Санкт-Петербурге и на юге (Краснодар и Сочи) одновременно. Компания планирует заниматься исключительно внутренними авиарейсами как минимум в течение первых двух лет работы — это минимальный срок работы авиакомпании для того, чтобы получить допуск на международные рейсы.

Как только долг будет конвертирован в акции новой компании, банки смогут освободить резервы под кредиты старой «Трансаэро» и пустить эти средства в оборот. Полученные же акции новой компании можно поставить на баланс, заложить или продать. Новая же компания будет чистой и сможет привлекать новые кредиты. Точно так же эта схема работает и на Западе —  так банкротились авиакомпании в США, сказал RNS представитель авиакомпании.

Согласно плану менеджмента, компания планирует летать на 10-ти 737-800 и пяти Sukhoi SuperJet, в перспективе — еще пять Boeing 737-800 и 10 Boeing 737 MAX или российских МС-21. Новые самолеты планируется взять в лизинг, что потребует $20 млн, которые можно взять от распродажи оставшегося имущества «Трансаэро», впоследствии компании может понадобиться еще $55 млн до 2021 года. В 2018–2020 годах компания намерена перевозить 4,1 млн пассажиров в год, ожидаемая выручка достигнет 31,4–35,9 млрд руб. в год, а рентабельность по EBIT составит 4,4% после уплаты лизинговых платежей.

Менеджмент «Трансаэро» ожидает, что на безубыточный уровень новая авиакомпания сможет выйти через три года после запуска. А источник RNS, знакомый с планами компании, считает, что стоимость новой авиакомпании через два-три года развития может составить $0,5–1 млрд.

«В первый год необходимо будет $21–25 млн, из которых около $2 млн будут чистым убытком. Во второй год — около $24 млн, из которых $4 млн будут чистым убытком. В третий год расходов потребуется $25 млн, но убытка у компании уже не будет. С учетом того, что инвестиции в перевозчика «Победа» составили около $100 млн, проект будет дешевле», — рассказал представитель авиакомпании.

Средний уровень

Общая идея возрождения, как говорят в «Трансаэро», создать авиакомпанию среднего уровня, а не классический лоукостер для организации перевозок внутри страны с небольшим охватом ближнего зарубежья.

При этом для увеличения операционной эффективности компания будет строиться по модели европейских и американских практик организации авиаперевозок. А именно — в самой авиакомпании будут сосредоточены все логические механизмы по организации авиаперевозок и персонал, необходимый для ее функционирования. Парк самолетов будет получен исключительно в лизинг без расходов на их приобретение, а наземное и техническое обслуживание будет проводиться силами сторонних компаний, рассказал RNS представитель компании.

Новый перевозчик при формировании авиапарка будет отдавать предпочтение российским самолетам SSJ100 и МС-21 в случае предоставления Минпромторгом определенных льгот — таких, как субсидирование лизинга или более выгодные условия обслуживания кредита, сообщил RNS представитель компании.

У компании будут отсутствовать свои склады запчастей, свои цеха бортового питания и тренировочный центр. Таким образом, авиакомпания будет потреблять только строго обозначенный объем ресурсов по заранее составленному плану, что исключает непрофильные расходы на поддержание избыточных мощностей и аренду ненужных складских помещений, отмечают в компании.

Письмо кредиторам

Авиа прекратила полеты осенью 2015 года, когда Росавиация отозвала у перевозчика сертификат эксплуатанта. Иски о банкротстве «Трансаэро» подали Сбербанк, Альфа-банк, ВТБ24 и Федеральная налоговая служба. Основные кредиторы сегодня — это банки и лизингодатели. В настоящий момент общая сумма заявленных требований 251,84 млрд руб.

«Менеджмент готовит письмо кредиторам. Оно должно быть направлено в их адрес в ближайшие 1–2 дня», — сказал RNS представитель авиакомпании. По данным источника RNS, знакомого с ситуацией, письмо должно быть направлено 15 ноября.

По словам представителя компании, цель менеджмента — убедить кредиторов в реалистичности идеи, при которой кредиторы увеличат долю возвращенных долгов по сравнению с банкротством, где уровень возврата суммы основного долга составляет не более 3%. При создании же новой авиакомпании кредиторы получают возможность в перспективе получить доход, дивиденды по итогам работы за год, реализовать долю авиакомпании после выхода в прибыль, а также продать пакет стратегическому инвестору с премией в начале или в середине развития новой авиакомпании.

Аналитики не столь оптимистичны. «Говорить о создании новой авиакомпании преждевременно, пока не получим согласие хотя бы одного из крупнейших кредиторов, — считает аналитик «Финама» Алексей Калачев. — Пока идут неофициальные разговоры, это хороший повод для спекуляций на рынке, но недостаточная причина для инвестиций».

По его словам, банки должны осознать, что мало конвертировать долг в акции и «повесить» их на баланс как актив. «Чтобы этот актив чего-то стоил, компании нужно накачивать его деньгами. Пока же это конвертированные долги, а реальных денег нет. Не думаю, что создать новую компанию под старым брэндом, будет простым решением для банков. Мне кажется, что гендиректор переоценивает брэнд «Трансаэро». Сейчас брэнд — банкрот, не думаю, что он имеет положительную стоимость. С другой стороны, создать новую компанию с нуля, с новым названием и на нынешнем плотном рынке, еще сложнее», — отметил он.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: