Все о муниципальных облигациях: что это + ТОП-10 самых надежных и доходных

Здравствуй, будущий успешный трейдер! В этой статье я подробно разберу все, что связано с муниципальными облигациями: что это за разряд долговых бумаг, кто их выпускает, какие особенности налогообложения присутствуют у этих инструментов.

Покажу различия между такими бумагами на наших и зарубежных рынках, какую доходность они могут предоставить своим владельцам, а также расскажу некоторые фишки, которые позволят эту доходность увеличить. Итак, пора разобраться в этих вопросах.

Что такое муниципальные облигации

Муниципальные облигации – это разновидность ценных долговых бумаг. Эти виды бондов выпускаются муниципалитетами: регионами (в т.ч. субъектами РФ), отдельными городами и административными образованиями, республиками, штатами, областями и т.п. Муниципальные облигации могут выпускать даже отдельные районы крупных городов.

Такие виды бондов выпускаются как в России, так и за рубежом. Пользуются большой популярностью муниципальные облигации США, которые проще покупать не по отдельности, а в виде ETF. Но далее мы будем говорить о российских муниципальных облигациях.

Как и все облигации, муниципальные бонды обеспечены – в данном случае муниципальным имуществом. Чем выше кредитный рейтинг субъекта – тем выше рейтинг выпускаемой им облигации.

Рейтинг

Виды муниципальных облигаций

Выделяют такие виды муниципальных облигаций:

  • субфедеральные – выпускаются субъектами Российской Федерации, в том числе городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • муниципальные – эмитируются муниципальными образованиями, входящими в состав субъектов, в основном, городами и районами.

В целом особой качественной разницы между ними нет, и анализировать их стоит по одним и тем же алгоритмам.

Кроме того, все облигации муниципального займа подразделяются на две крупные категории:

  • общего покрытия – выпускаются для покрытия дефицита бюджета, пополнения средств, выплату зарплаты, финансирование определенной отрасли и т.д.;
  • целевые – заем осуществляется для реализации конкретного проекта, например, постройки дороги, возведения объекта, ремонт или рефинансирование долга.

Один из наиболее ярких представителей целевых муниципальных облигаций – жилищные займы. Полученные средства расходуются на постройку новых объектов и жилищной инфраструктуры.

Муниципальные займы имеют большое значение для экономики региона. Вложенные средства расходуются на внутренние нужды района, увеличиваются расходы муниципалитета и, соответственно, доходы жителей. Жители начинают больше тратить и платить налогов – муниципалитет получает налоги и расплачивается по долгам. Все в плюсе.

Теперь вы понимаете, что такое муниципальные облигации и как они работают. Теперь еще немного матчасти.

Кто является заимодавцем

Займодавец – это лицо, представляющее заемщику определенную сумму денежных средств на оговоренных ранее условиях.

В качестве займодавца муниципального займа могут выступать:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • коммерческие организации.

Причем абсолютно неважно является ли то или иное лицо резидентом Российской Федерации. Муниципальные ценные бумаги могут распространяться и среди иностранных граждан и компаний.

Являются ли муниципальные облигации государственными бумагами?

Муниципальные облигации часто соотносятся с облигациями федерального займа – считается, что и то, и то – государственные бумаги. Но на самом деле это не совсем так. Государственными бумагами являются только ОФЗ, т.е. ответственность по обязательствам несет именно государство (в лице Минфина). В случае с муниципальными облигациями все обязательства лежат на плечах региона – именно он рассчитывается с инвесторами.

Конечно, государство в случае чего поможет региону расплатиться с долгами, ведь дефолт по муниципальным бондам сильно ударит по престижу всех государственных долговых бумаг (а это не только ОФЗ, но и евробонды Минфина, в которые активно вкладываются иностранные инвесторы).

Поэтому муниципальные облигации правильнее называть «квазигосударственными». В целом вероятность полного дефолта по ним такая же низкая, как по ОФЗ, но от технического дефолта (т.е. задержки платежа) никто не застрахован. Поэтому такие бонды стоят классом надежности ниже ОФЗ.

По версии международных рейтинговых агентств муниципальные облигации имеют рейтинг на уровне государственных бумаг или на одну ступень ниже. Соответственно, если суверенный рейтинг России BBB– (по шкале S&P 500), то у муниципальных в основном BBa и ниже.

А вот еще интересная статья: Как инвестировать в мусорные (или высокодоходные) облигации и стоит ли это делать?

Технические параметры и доходность

За счет потенциально более высокого риска доходность муниципальных облигаций на 2-4 процентных пункта выше, чем ОФЗ. В среднем купон по ним составляет 8%-12% годовых (минимальный – 6% у Москва-32048, максимальный – 15% у Волжский-34001), выплата купонов производится раз в квартал, реже – раз в полгода.

Наиболее доходными на момент написания статьи являются следующие муниципальные облигации (указана эффективная доходность к погашению):

  • ТомскАдм-34006-об – 10,2% (погашение 14.11.2021);
  • Хабаровский Край-35007-об – 8,03% (24.10.2025);
  • Карач-ЧеркесРесп-35001 – 7,85% (18.12.2024);
  • Мордовия Респ-34003-об – 7,75% (03.09.2021);
  • Хакасия Респ-35006-об – 7,72% (02.11.2023);
  • Удмуртская Респ-35002-об – 7,70% (19.09.2026);
  • БашкортостанРесп-34008-об – 7,68% (18.09.2020);
  • Тамбовская Обл-35004-об – 7,55% (05.12.2025).

Самые доходные муниципальные облигации

Если смотреть чисто по размеру купона, то самые доходные муниципальные облигации следующие (в скобках – эффективная доходность к погашению):

  • Волжский-34001-об – 15% (4,43%);
  • ОренбурОбласть-2-35003-об – 14% (6,88%);
  • ТомскАдм-34005-об – 14% (5,30%);
  • Удмуртская Респ-34007-об – 13,8% (7,07%);
  • Мордовия Респ-34002-об – 13,75% (7,03%);
  • Волгоград-34008-об – 13,58% (7,08%).

То есть, как видите, особо на них заработать не получится. Нужно смотреть не на величину купона, а на эффективную доходность к погашению. Ну, и на дюрацию тоже. И не забывать об оферте, если она есть!

Торгуются муниципальные облигации на Московской бирже, как и остальные российские облигации. Однако нужно учитывать, что рынок муниципальных облигаций на порядок ниже, чем рынок ОФЗ или корпоративных облигаций, а спрос из-за высоких ставок в этом сегменте нередко превышает предложение. Сравните: суммарный объем торгов в сентябре 2021 года по государственным облигациям составил 1,536 трлн рублей, по корпоративным – 2,080 трлн, а по муниципальным – всего 0,069 трлн рублей, т.е. прям на порядок ниже.

Статистика рынка муниципальных облигаций

Поэтому большинство муниципальных облигаций с высоким рейтингом торгуются значительно выше номинала. Например, ОренбурОбласть-2-35003-об с купоном 14% торгуется за 123,3% от номинала, так что в результате эффективная доходность к погашению бумаги составляет всего 6,88%.

Доходность ОренбурОбласть-2-35003-об

Основными покупателями муниципального долга являются не частные инвесторы, как может показаться, а институциональные – банки, инвестиционные фонды, крупные корпорации, другие регионы.

Номинал муниципальных облигаций, как и ОФЗ, в подавляющем случае составляет всего 1000 рублей. Следовательно, купить их можно даже с небольшой суммой на счете. Плюс за счет амортизации минимальная цена к покупке может быть даже ниже 1000 рублей.

Как правило, срок обращения муниципальных облигаций сравнительно небольшой – от 3 до 5 лет. Но есть выпуски продолжительностью 8-10 лет.

Первые размещения после затишья

В начале августа на первичный рынок облигаций выйдут сразу два российских региона — Белгородская область и Ярославская область. Первая планирует разместить пятилетний выпуск на 2 млрд руб. Ориентир ставки купона по облигациям составит 8–8.2% годовых. Ярославская область 8 августа проведет сбор заявок на облигации со сроком обращения около 6 лет объемом 3 млрд рублей. Ориентир ставки эмитент обещал объявить позднее.

Оба эмитента — не новички на рынке. У Белгородской области на вторичном рынке обращаются целых 5 выпусков облигаций совокупным объемом 10.7 млрд руб. по непогашенному номиналу. Есть два более ранних выпуска в обращении и у Ярославской области.

Последнее время размещения региональных облигаций — в принципе большая редкость. Первым и пока единственным региональным эмитентом, который отметился на рынке в этом году, была Республика Саха (Якутия). В мае Минфин Якутии сумел разместить рекордный для себя объем облигаций — 7 млрд рублей. Спрос на бумаги превысил предложение более чем в 8 раз и составил больше 56.9 млрд рублей. В ходе размещения организаторы получили от инвесторов 63 заявки, в том числе 24 заявки от физлиц. Ставка купона по бумагам составила 8.59% годовых

Источник: Cbonds

— Неравномерное распределение расходов региональных бюджетов в течение года с пиком в декабре и обязательство погасить в конце ноября краткосрочные бюджетные кредиты Федерального казначейства традиционно вынуждают регионы и муниципалитеты активно выходить на рынок коммерческих заимствований именно в конце года, — отмечает Максим Першин. — Вместе с тем динамика поступлений доходов в 2019 году свидетельствует о том, что может повториться ситуация 2018 года, когда налоговые поступления выросли год к году на 16%. По итогам 5 месяцев 2021 года рост доходов региональных бюджетов по сравнению с 2018-м уже составил 15%. Если эта тенденция сохранится, то до конца года регионы едва ли будут испытывать большую потребность в привлечении заемного финансирования, чем в прошлом году, а скорее всего дополнительно сократят свою долговую нагрузку.

Между тем в «Эксперт РА» как раз не исключают, что традиционная активность региональных эмитентов на рынке облигаций, которая наблюдается обычно к концу года, вероятно, будет иметь место и в этом году.

— Мы видели снижение ключевой ставки, экономическая ситуация в целом стабильна, поэтому регионы вполне могут снова пойти на облигационный рынок, — считает Гульназ Галиева. — К тому же к концу года будет более ясная картина по бюджетному дисбалансу по итогам отчетного года и, соответственно, по потребностям в финансировании дефицитов бюджетов.

Амортизация муниципальных облигаций

Одно из неотъемлемых «качеств» муниципальных облигаций – амортизация. Что это такое и как она считается – я писал в большой и подробной статье, поэтому только вкратце. Амортизация – это постепенное погашение номинала облигации. Например, в первый год погашается 10% от номинала (100 рублей), на второй – 20% (200 рублей), на третий – еще 20% (200 рублей), а потом облигация гасится полностью.

Почти все муниципальные облигации РФ, за исключением 4 выпусков (Москва-32048-об, Томская Обл-25060-об, Томская Обл-25061-об, ЯНАО-35003-об), идут с амортизацией. Почему?

Постепенное погашение номинала облигации выгодно для муниципалитета, так как позволяет ему рассчитываться с инвесторами постепенно, а не копить крупную сумму на счете к определенному сроку. Представьте, что вы взяли кредит в банке. Проще и удобнее расплатиться частями, чем отдавать всю сумму с процентами в конце срока, не так ли?

А вот еще интересная статья: Как собрать портфель из ОФЗ, чтобы получать доход каждый месяц

Купив облигацию с амортизацией, инвестор может рассчитывать на постепенный возврат капитала, а полученные средства – вкладывать в другие инвестиционные инструменты. В такие бонды выгодно инвестировать при повышении ключевой ставки, так как постепенно можно перекладываться в более доходные активы. При снижении же ставки в такие активы стоит вкладываться с осторожностью и только с пониманием того, что вы делаете.

У муниципальных облигаций с амортизацией есть одна особенность: при уменьшении номинала при сохранении той же процентной ставки уменьшается размер купонной выплаты. Так, 10% от 1000 рублей составляет 100 рублей, а 10% от 800 рублей (номинал уменьшился на 20% при амортизации) всего 80 рублей.

Хороший пример – облигация ОренбурОбласть-2-35002-об. При фиксированной ставке купона в 11% размер выплаты сокращается за счет уменьшения номинала.

ОренбурОбласть-2-35002-об

Гарантии

При выпуске ценных бумаг, после распространения, которых местные органы власти получат муниципальный заем, необходимо предусмотреть из каких средств задолженность будет погашена. Иными словами каждый муниципальный займ должен иметь гарантии возвратности.

Все гарантии платежеспособности органов местного управления, в зависимости от видов дохода можно условно разделить на следующие категории:

  • средства, выделенные из бюджета региона или иного внебюджетного фонда, принадлежащего местным управленческим органам;
  • средства, состоящие из какого-либо имущества эмитента или принадлежащих ему имущественных прав;

К такому виду гарантии возвратности можно отнести здания и земельные участки, принадлежащие органам местной власти; товарные или сырьевые активы, находящиеся в распоряжении эмитента; объекты, на строительство которых были потрачены полученные заемные средства и так далее.

  • средства из резервных фондов, созданных специально для обеспечения возврата задолженности. Размер таких фондов может покрывать часть полученного займа или всю сумму займа целиком.

Гарантами возврата задолженности могут выступать любые юридические организации.

На практике часто встречается, что гарантами являются крупнейшие в регионе банки или само правительство региона. Этот фактор является главным при выборе способа инвестирования займодавцем. Ни что не может быть более стабильным и иметь постоянный доход как органы власти.

В большинстве случаев в современной экономической ситуации все займы выпускаются с несколькими гарантиями, обеспечивающими своевременное погашение задолженности. В связи с этим муниципальные займы получили название – комбинированные.

Налогообложение

Как и в случае с ОФЗ, налогообложение муниципальных облигаций имеет свои особенности

Так, при получении купона от муниципальных облигаций налог оплачивать не нужно – инвестор освобождается от уплаты НДФЛ. То есть купонный доход поступает на счет полностью.

А вот с разницы между покупкой и продажей налог платить придется. Например, если вы купили 100 облигаций за 1023 рубля, а продали за 1036, то получите доход (1026 – 1033) * 100 = 1300 рублей. С этой суммы нужно уплатить 169 рублей в виде налога.

Если вы купили облигацию ниже номинала и дождались ее погашения, то с полученного дохода тоже нужно будет заплатить 13%.

Если же облигация куплена выше номинала и погашена по номиналу, то вы получите убыток. Налог платить в этом случае не нужно, более того, убыток вы сможете перенести на будущие года.

Перенос убытков

Какие есть риски и возможен ли дефолт

Некоторые инвесторы полагают, что по муниципальным облигациям риск дефолта полностью исключен, так и по ОФЗ. Но это не так. Риск дефолта, в том числе по ОФЗ, исключить нельзя. Другое дело, что его вероятность не очень-то и велика.

Кроме того, по некоторым выпускам муниципальных облигаций дефолты всё-таки были зафиксированы. Например, в 1998 году дефолты были допущены практически по всем выпускам государственных бумаг, а также муниципальных облигаций.

После кризиса 2008 года, когда многие муниципальные бонды практически дефолтнулись (но не дефолтнулись) было введено специальное бюджетное правило, в соответствии с которым были наложены ограничения на размер заимствований, если долговая нагрузка региона превышает определенный процент пополнений. Проще говоря, если у муниципалитета и так слишком много долгов, то новый выпуск облигаций ему не светит.

Несмотря на это, в истории зафиксированы два технических дефолта муниципальных облигаций:

  • в 2009 и 2010 году Клинский район Москвы трижды просрочил выплату купонов;
  • в 2015 году Новгородская область просрочила погашение кредита ВТБ.

Дефолты муниципальных облигаций

В итоге и тот, и другой эмитент исполнили свои обязательства – правда, немного позднее (смотрите в таблице дату погашения).

Как я писал выше, государство вряд ли допустит полного дефолта по муниципальным облигациям, так как это сильно ударит по престижу страны и отпугнет иностранных инвесторов, вкладывающих в государственный долг РФ. С другой стороны, в статье 102 Бюджетного кодекса РФ указано, что «РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ».

Так что при инвестировании в муниципалы стоит бояться не столько дефолтов, сколько других рисков. Вот какие риски муниципальных облигаций стоит учитывать:

  • Риск ликвидности. Если вы выходите с большим объемом средств для покупки, то могут возникнуть проблемы с покупкой, так как в целом эти облигации менее ликвидны по сравнению с ОФЗ и корпоративными бондами. Возможно, вам придется переплатить за счет высокого спрэда;
  • Риск снижения процентных ставок. Как я писал выше, муниципальные облигации с амортизацией выгодно покупать при повышении ставок, а при снижении ключевой ставки может оказаться, что вам будет некуда перекладываться (другие инструменты будут давать меньшую доходность).
  • Риск повышения процентных ставок. С другой стороны, повышение ставки влечет за собой снижение рыночной цены облигации, так что если вы решите выйти из инвестиции до погашения бумаги, то вам придется продавать ее дешевле, чем вы купили.
  • Риск снижения доходности. Так как за счет амортизации купон постепенно уменьшается, то и ваш доход тоже тает.

А вот еще интересная статья: Что такое структурная облигация, как и зачем ее покупать частным инвесторам

Так что с муниципальными облигациями всё не так однозначно, как на первый взгляд. Да и на второй точно.

Как дела с финансами в регионах?

Благодаря росту поступлений по налогу на прибыль в 2018–2019 годах состояние региональных финансов значительно улучшилось, полагают в АКРА. Профицит 2021 года позволил увеличить остатки средств на счетах с 1.3 трлн руб. до 1.8 трлн руб. По итогам 2018 года 66 регионов сократили долговую нагрузку и лишь 2 региона имеют нагрузку выше 100% неналоговых доходов; совокупная долговая нагрузка сократилась на 109 млрд руб. — до 2.2 трлн руб. По итогам 5 месяцев 2021 года остатки на счетах выросли на 0.9 трлн руб. При этом риски, связанные с возможным снижением поступлений по налогу на прибыль в неблагоприятных макроэкономических условиях, компенсируются консервативной политикой регионов в отношении наращивания расходов и накоплением профицита «про запас».

— Очевидно, регионы стараются по-настоящему погашать свои долги, а не просто рефинансироваться, — полагает Гульназ Галиева, старший директор по региональным рейтингам агентства «Эксперт РА»

. — В 2021 году, впервые за долгое время, государственный долг субъектов начал сокращаться, и пока этот тренд сохраняется. Этому в том числе способствует программа реструктуризации бюджетных кредитов. Кроме того, регионы стараются по возможности замещать банковские кредиты облигационными займами.
Источник: Минфин РФ

Как выбирать муниципальные облигации

Для поиска подходящих муниципальных облигаций удобно использовать сервис https://www.rusbonds.ru/. Переходите в раздел «Анализ облигаций» и выставляете нужные параметры:

  • сектор рынка – «Муни»;
  • состояние выпуска – «В обращении»;
  • вид купона – по желанию (большинство муниципальных облигаций с постоянным купоном, но есть и с переменным);
  • рейтинг и обеспечение – если нужны сверхнадежные бонды, то выставляете «Да».

Амортизацию можно не настраивать, прочие параметры (дата погашения, доходность, дюрация и т.д.) выставляют по вашему желанию. Например, нам нужны короткие муниципальные облигации, чтобы пристроить деньги на ближайшие 2 года, и при этом мы хотим получить доходность не ниже 7%. Выставляем всё, как на скриншоте, и жмем «Найти».

Скринер облигаций

Как видим, таких облигаций совсем немного.

Выбранные облигации

Смотрим в графу «Торги за неделю» и видим, что по выпускам НовосибирскаяОбл-34018-об и ТомскАдм-34006-об сделок вообще нет – их брать вообще не будем.

По облигациям БашкортостанРесп-34008-об, КалининградОбл-34001-об, НижегородОбл-34009-об, НижегородОбл-34012-об сделок не так много (от 13 до 26), причем по первым двум обороты совсем небольшие. Это не страшно, но если зайти на рынок с большой суммой, то может не оказаться нужного объема для покупки.

Далее анализируем каждую облигацию по отдельности. Смотрим амортизацию, размер купонов и динамику их изменений и уже на основе этой информации принимаем решение о покупке.

Вот такие вот муниципальные облигации. Как вы относитесь к этому финансовому инструменту и есть ли у вас опыт работы с ними? Пишите в комментариях! Удачи, и да пребудут с вами деньги!

Оцените статью

[Общее число голосов: Средняя оценка: ]

Как рассчитать доходность

Муниципальные и субфедеральные бонды обладают отличительной особенностью – амортизацией задолженности. Иными словами, тело долга возвращается постепенно, и инвестор начинает получать свой капитал обратно раньше срока.

В результате стоимость бумаги и величина процентного дохода уменьшаются с каждым годом. Чтобы не терять в прибыли, инвестору нужно постоянно реинвестировать высвобождающиеся средства.

Наличие амортизации можно посмотреть на том же rusbonds.ru (при этом потребуется зарегистрироваться на ресурсе).

Из-за уменьшения дохода по мере амортизации стоимости бывает сложно подсчитать прибыльность облигаций. Если пользоваться стандартной формулой, доходность получается ниже ожидаемой:

Номинал + купонный доход * число выплат / цена приобретения + НКД

Чтобы расчет вышел правильным, нужно уменьшить срок погашения номинала на то число дней, которое пропорционально перечисленным по амортизации суммам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: